Социальная безопасность регионов: теоретические посылки и направления обеспечения в условиях нестабильности
Автор: Угольникова Ольга Дмитриевна, Александрова Светлана Юрьевна, Рубцов Феодор Сергеевич
Журнал: Технико-технологические проблемы сервиса @ttps
Рубрика: Организационно-экономические аспекты сервиса
Статья в выпуске: 4 (70), 2024 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена выработке теоретических оснований изучения социальной безопасности регионов в условиях нестабильности в целях преодоления новых социальных угроз, препятствующих устойчивому развитию российских территорий. Авторы анализируют исходные посылки теории социальной безопасности, уточняют понятия «социальные опасности» и «социальные угрозы», концептуализируют и классифицируют новые опасности и угрозы социального генезиса, преодоление которых необходимо для обеспечения социальной безопасности регионального развития.
Социальная безопасность, социальные опасности, социальные угрозы, региональное развитие
Короткий адрес: https://sciup.org/148329993
IDR: 148329993
Текст научной статьи Социальная безопасность регионов: теоретические посылки и направления обеспечения в условиях нестабильности
Социально-экономическое развитие регионов России в современных условиях характеризуется состоянием неопределенности. Это обусловливается рядом проблем, которые описаны в Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 13.02.2019 г. №207-р. Прежде всего, в стране фиксируется высокий уровень межрегиональной социально-экономической дифференциации, проявляющейся как в масштабе регионального хозяйства в целом, так и на уровне частных домохозяйств. Более того, количество центров экономического роста представляется явно недостаточным для устойчивого развития национальной экономики. На этом фоне наблюда- ется существенное отставание некоторых субъектов Российской Федерации, имеющих геостратегическое значение, по ключевым социально-экономическим показателям. Помимо того, существующий потенциал взаимодействия между регионами и муниципальными образованиями реализуется не в полной мере, как указано в этой Стратегии. Также нельзя не отметить такую проблему, как несбалансированное пространственное развитие городских агломераций, что репрезентирует социально-экономическую дифференциацию в рамках отдельных регионов. В вышеназванном документе устойчивость и сбалансированность развития российских регионов являются ключевыми предикторами роста национальной экономики.
ЕDN FRNZPS
Исследование выполнено в рамках ИНИР СПбГЭУ «Обеспечение социальной безопасности регионов в условиях нестабильности и формирования новых социальных угроз» (Протокол № 12 заседания Научно-технического совета ФГБО ВО СПбГЭУ от 25.10.2023 ).
В то же время необходимо учитывать, что экономический рост и укрепление позиций на геополитической арене не могут служить единственными приоритетами в рамках политики российского государства в области обеспечения национальной безопасности. Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 2.07.2021 г. № 400 (далее – Стратегия) декларируется ряд национальных интересов, в том числе:
-
- развитие человеческого потенциала населения;
-
- обеспечение гражданского мира и согласия на территории страны, совершенствование механизмов взаимодействия между государством и гражданским обществом;
-
- защита населения от разрушительного информационно-психологического воздействия;
-
- сохранение культурно-исторического наследия и укрепление духовно-нравственных ценностей.
Постановка проблемы
Безопасность государства напрямую связана с социальными аспектами безопасности. Актуальной проблемой в связи с этим становится теоретический анализ, структурирование основ теории социальной безопасности, научных знаний по опасностям и угрозам социального генезиса, демпфирующим устойчивое развитие регионов России.
Объектом данного исследования является социальная безопасность регионов.
Предмет исследования - теоретические посылки по обеспечению в регионах социальной безопасности в новых условиях – условиях нестабильности.
Для достижения цели выработки теоретических посылок по обеспечению в регионах социальной безопасности в новых условиях – условиях нестабильности и формирования новых социальных угроз, необходимо решить ряд задач:
-
- проанализировать основные теоретические положения общей теории безопасности и теории социальной безопасности;
-
- конкретизировать понятия «социальные опасности» и «социальные угрозы»;
-
- указать классификацию социальных опасностей;
-
- охарактеризовать их специфику и препятствия региональному развитию на современном этапе.
Методы исследования
Для выявления актуальных проблем обеспечения безопасности регионального развития России и приоритетных направлений деятельности по преодолению опасностей и угроз социального генезиса был проведен анализ нормативноправовых актов: Стратегии национальной безопасности РФ и Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г., – который позволил сформулировать основную проблему теоретического исследования.
В целях изучения ключевых положений теории социальной безопасности был использован метод анализа научной литературы. Теоретико-методологическая база исследования представлена работами Г. Ю. Бочарниковой, Н. П. Ва-щекина, М. И. Дзлиева, М. В. Константинова, М. В. Кузнецова, М. Б. Лиги, Я. А. Маргуляна, О. В. Савельевой, В. П. Тунеголовца, А. Д. Урсула, а также результатами кабинетных исследований, проводимых авторами статьи.
На основе проведенного теоретического анализа авторы конкретизируют понятия «социальные опасности» и «социальные угрозы», а также вырабатывают расширенную классификацию опасностей социального генезиса. Все виды опасностей, отраженные в классификации, сопровождаются примерами или пояснениями.
Обсуждение
В отечественной академической мысли интерес к вопросам обеспечения социальной безопасности возник в 1990-е годы. Теоретико-методологические основы исследований в данной области были заложены в трудах вышеназванных российских ученых. Исследования проблем социальной безопасности активно реализуются на базе кафедры безопасности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербургского государственного экономического университета.
Теория социальной опасности концептуально базируется на конвергенции социальных наук и общей теории безопасности. В основе последней лежат четыре аксиомы:
-
1. «Все объекты, процессы, явления потенциально опасны для человека.
-
2. Все виды деятельности потенциально опасны.
-
3. Невозможно добиться абсолютной безопасности.
-
4. Безопасность может быть достигнута с любой степенью вероятности» ([2], с. 8).
С учетом данных аксиом на основе анализа научной литературы и авторских кабинетных исследований сформулируем ключевые посылки, на которых построена теория социальной безопасности:
-
1. Объектом социальной безопасности являются накопленные в обществе материальные и духовные ценности, которые были сохранены предыдущими поколениями и созданы современниками.
-
2. Основная цель социальной безопасности – защита жизни и здоровья людей, поддержание благоприятного состояния среды их обитания, которая бы способствовала их духовному, интеллектуальному, социально-профессиональному развитию и повышению их работоспособности в общественно полезной (и, в частности, трудовой) деятельности.
-
3. Социальная безопасность обусловливается множеством внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы представлены структурой общества, спецификой функционирования и взаимодействия элементов социальной системы, а также уровнем ее обеспеченности различного рода материальными и духовными ресурсами, сохранением традиционных культурных и нравственных ценностей.
-
4. Объектами социальной безопасности выступают личность и общество.
Социальная безопасность в общем смысле может рассматриваться как «защищенность жизненно важных интересов основных субъектов социального взаимодействия от внешних и внутренних угроз» ([4], с. 107). В то же время, как отмечают эти авторы - Я. А. Маргулян и О. В. Савельева, подобная дефиниция представляется недостаточной для обозначения основных направлений практической деятельности в области обеспечения социальной безопасности и устойчивого развития. Они конкретизируют ее следующим образом: «состояние и способность государственной и общественной системы страны обеспечить функционирование социальной сферы, предотвращение деструктивных явлений и процессов, сохранение и развитие условий, средств и способов социализации человека, соблюдение в обществе и государстве его образа жизни, благосостояния, неотъемлемых прав и свобод, духовно-нравственных ценностей» ([4], с. 107–108). В настоящем исследовании представляется необходимым уточнить и дифференцировать данные понятия.
Я. А. Маргулян рассматривает социальные опасности и угрозы как «совокупность воз- можных или реально действующих сил (факторов), способных оказать деструктивное воздействие на человека и среду его обитания, привести к замедлению развития или разрушению личности, семьи, этноса, общества и государства» ([3], с. 23). Данное определение позволяет различить понятия «социальные опасности» и «социальные угрозы»: опасности потенциальны, угрозы носят реальный характер ([2], с. 14).
С учетом указанной дифференциации в своих исследованиях мы рассматриваем социальные опасности как факторы социальной среды (объекты, явления, процессы), способные оказывать деструктивное влияние на развитие и благополучие личности и общества, а соответственно, социальные угрозы – как те же факторы, оказывающие деструктивное влияние.
Социальные опасности классифицируются по различным основаниям. Исследователи в области социальных наук используют классификацию, основанную на четырех признаках:
-
1. Первым признаком является природа социальных опасностей. В данном аспекте социальные опасности и угрозы могут быть дифференцированы на:
-
- связанные с психическим воздействием на сознание;
-
- связанные с физическим воздействием насильственного характера;
-
- связанные с употреблением вредных веществ;
-
- имеющие медицинские причины;
-
- в отдельную категорию выделяются суициды.
-
2. В зависимости от масштабов событий дифференцируются локальные, региональные и глобальные социальные опасности.
-
3. Третьим основанием классификации выступает половозрастной признак. В данном контексте различаются опасности, в большей степени присущие тем или иным социально-демографическим категориям.
-
4. По организации выделяются случайные и преднамеренные социальные опасности ([6], с. 515–516).
Выделив дополнительные основания, авторы расширили классификацию и указали иные виды социальных опасностей (Таблица 1).
Диссеминация и эскалация социальных опасностей в региональном сообществе обусловливается множеством факторов, которые могут носить как локальный, так и общенациональный или глобальный характер. Например, такая соци- альная опасность, как бедность, становится реальной и приобретает статус угрозы вследствие перетока капитала и его концентрации в экономически развитых регионах. Бедность является эксплицитным проявлением неравномерного развития регионов. Агломерационный эффект стал глобальной тенденцией: как результат резкого развития технологий в области транспортной логистики и коммуникаций.
В условиях неразвитости социальной инфраструктуры регионов и спада хозяйственно- экономической деятельности бедность сопровождается проявлением других социальных угроз: алкоголизации и наркотизации населения, распространения социальных заболеваний, подростковой беременности, преступности, а также младенческой смертности и прочих, – которые имеют меньшую степень выраженности в экономически развитых регионах.
Таблица 1 – Классификация социальных опасностей
Основание |
Вид опасностей |
Примеры / пояснения |
По сфере возникновения |
социально-биологические |
ВИЧ-инфекция, вредные привычки |
социально-психологиче ские |
эмоциональная эксплуатация, информационная аддикция, когнитивные войны |
|
социокультурные |
некомпетентное лидерство мнений, кон-фликтогенность культурной трансмиссии, диссипация духовно-нравственных ценностей |
|
социально-экономические |
безработица, гиперинфляция |
|
политико-правовые |
сепаратизм, делинквентное поведение |
|
По масштабу распространения |
локальные |
масштаб сельского, городского сообщества или муниципального образования |
региональные |
масштаб нескольких муниципальных образований или региона |
|
макрорегиональные |
масштаб нескольких регионов |
|
национальные |
масштаб страны |
|
международные |
масштаб нескольких стран |
|
глобальные |
масштаб нескольких континентов |
|
По степени регулярности |
единичные |
террористический акт |
регулярные (циклические) |
технологическая безработица |
|
перманентные |
младенческая смертность |
|
По организации |
случайные |
ДТП |
преднамеренные |
кибератака |
|
По степени активности субъектов |
активные |
рейдерство |
пассивные |
бедность |
|
По социально-демографическим признакам |
в большей степени свойственные подросткам |
вовлечение в употребление алкоголя и наркотических веществ |
в большей степени свойственные молодежи |
цифровая аддикция |
|
в большей степени свойственные мужчинам |
травматизм и смертность на производстве |
|
в большей степени свойственные женщинам |
сексуальные домогательства по отношению к ним |
|
в большей степени свойственные лицам старшего возраста |
социально-психологическая депривация |
Однако последним могут быть в большей степени присущи специфические социальные угрозы, эскалирующиеся под воздействием цифровизации и медиатизации. В своих предыдущих исследованиях мы концептуализировали и подробно характеризовали социально-психологические опасности: эмоциональную эксплуатацию (например, «безвозмездное присвоение и капитализация одними акторами - эмоциональных реакций других» ([5], с. 144), которое упрощается за счет вирусной коммуникации в сети Интернет), информационную и компьютерную аддикцию (особенно среди детей и молодежи), а также социокультурные опасности: некомпетентное лидерство мнений, конфликтогенность межпоколенной трансмиссии ценностей на фоне конфликта «отцов и детей» [5].
Результаты
Таким образом, в зависимости от констелляции множества условий регионального развития: физико-географических, природно-климатических, социально-экономических, этнокультурных и так далее, – характер социальных опасностей может трансформироваться из потенциального в реальный. По этой причине в ходе обеспечения социальной безопасности территорий необходимо ориентироваться на минимизацию данных опасностей (мы намеренно не говорим об их полном устранении, поскольку достижение абсолютной безопасности не представляется возможным) и на недопущение их эскалации.
Следует учитывать, что для эффективной выработки и реализации управленческих решений в области обеспечения социальной безопасности недостаточно развитие политических институтов. Не менее значимым представляется участие гражданского общества, социальных групп и институтов в противодействии внешним и внутренним угрозам. В аспекте обеспечения социальной безопасности регионов действенным механизмом консолидации и активизации населения может выступать территориальная идентичность, в основе которой лежит самоотнесение индивидов к территориально ограниченным сообществам (в рассматриваемом контексте – к региональным сообществам) ([7], [8]). В настоящее время актуальной темой стали социальные угрозы, связанные с агрессивным влиянием социальных сетей на идентичность личности, приводящим к ее негативным трансформациям [1].
Устойчивые коллективные представления о регионе, которые репрезентирует территориальная идентичность, способны к активизации регионального сообщества для достижения общего блага ([7], с. 91). Соответственно, в целях минимизации социальных опасностей и угроз регионального развития необходимо укрепление гражданского самосознания, а также информирование населения о возможных способах участия в обеспечении социальной безопасности.
Список литературы Социальная безопасность регионов: теоретические посылки и направления обеспечения в условиях нестабильности
- Александрова С. Ю., Угольникова О. Д. Трансформация идентичности в новой социокультурной виртуальной среде // Безопасность в профессиональной деятельности. Cб. науч. статей. С-Пб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. С. 5-13.
- Лепеш Г. В., Угольникова О. Д., Александрова С. Ю. Социальные опасности: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. 79 с.
- Маргулян Я. А. Концептуальные основы современного социального государства и обеспечение социальной безопасности российского общества // Экономика, право, организация и управление в социальной работе: сб. науч. трудов ежегодного городского научно-практического семинара, Санкт-Петербург, 12 февраля 2016 года / под ред. К. М. Оганяна. СПб.: СПбГЭУ, 2016. С. 19-24.
- Маргулян Я. А., Савельева О. В. Технологии обеспечения социальной безопасности российского общества // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. 2009. №2. C. 106-119.
- Рубцов Ф. С. Вирусная коммуникация как механизм эскалации социальных опасностей в сети Интернет // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2024. № 1. С. 143-148.
- Тунеголовец В. П., Бочарникова Г. Ю. Социальные опасности в России // Научные труды Дальрыбвтуза. 2008. № 20. С. 515-535.
- Угольникова О. Д., Рубцов Ф. С. Территориальная идентичность населения регионов Северо-Западного федерального округа // Технико-технологические проблемы сервиса. 2023. № 3. С. 90-96.
- Угольникова О. Д. Формирование значимых характеристик идентичности в новой социальной реальности // Инновационные технологии и вопросы обеспечения безопасности реальной экономики. Cб. науч. статей. С-Пб.: Изд-во СПбГЭУ, 2023. С. 147-157.