Социальная функция института правовых преимуществ
Автор: Репьев А.Г.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Юриспруденция: теория и практика
Статья в выпуске: 4 (36), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье автором предпринята попытка рассмотрения теоретико-методологических и технико-юридических особенностей института правовых преимуществ в законодательстве России, в том числе в аспекте их функциональной направленности в условиях выстраивания социальной политики государства.
Правовое преимущество, политика государства, социальная функция, привилегия, льгота
Короткий адрес: https://sciup.org/142179073
IDR: 142179073
Текст научной статьи Социальная функция института правовых преимуществ
Вопрос развития государства, в каком бы направлении оно ни происходило, непременно затрагивает аспекты реализации социальной политики. В самом общем виде это означает как создание необходимых условий защиты всего населения, так и оказание помощи наиболее нуждающимся его членам, в том числе в правовой плоскости.
Проблема защиты прав граждан с ограниченными физическими и психическими возможностями представляет собой специфическую сторону юридической науки, поскольку сочетает в себе как проблематику прав человека в целом, их конституционного и гражданского регулирования, так и аспекты нравственного, социального, гуманистического свойства.
Политика Российской Федерации в отношении людей с ограниченными возможностями строится в первую очередь на положениях Основного Закона государства. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации, Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Трактовать данную норму возможно в нескольких вариациях. Однако стержнем останется мысль о том, что социальное государство ориентировано на помощь тем гражданам, которые остро в ней нуждаются, вследствие чего достигается достойное существование каждого члена общества. Провозглашенные в вышеуказанной норме Конституции РФ цели предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их повышенной защищенности в силу возраста, состояния здоровья. В этой связи можно с уверенностью утверждать, что положение Основного Закона, безусловно, функционально ориентировано на общество или, по крайней мере, декларативно выглядит таковым. При этом само понимание социальной функции государства и права в науке и практике юриспруденции разнится.
Н.Ю. Воробьева социальную функцию государства рассматривает как направление его деятельности, осуществляемое в целях поддержания необходимых для жизнедеятельности, воспроизводства и развития социума условий жизни посредством удовлетворения витальных потребностей членов общества и совершенствования социальной инфраструктуры, закрепления гарантий, обеспечивающих защиту интересов социально незащищенных групп населения, содействия установлению в обществе равных (стартовых) возможностей для развития дееспособных субъектов [1]. Л.Ж. Морозова полагает, что главное назначение социальной функции государства – обеспечить благополучие, создать равные возможности для всех граждан [2]. В.Н. Хропа-нюк понимает под рассматриваемой функцией оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества, выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, строительство дорог, жилье, работу, транспорт, связь и т.п. [3]. Другие авторы полагают, что назначение социальной функции сводится к предоставлению социальных услуг обществу в целом и государственной поддержке социальных аутсайдеров: малоимущих, инвалидов, престарелых [4].
С последним из приведенных суждений нельзя не согласиться. Развивая данную мысль, выдвинем тезис о том, что одним из средств достижения поставленной цели выступает закрепление в законодательстве правовых преимуществ. Следуя логике рассуждения, показателем социальной ориентированности государства на свободную, полную реализацию гражданами своих возможностей выступает порядок закрепления в нормативных актах юридических преимуществ – привилегий, льгот, вольностей, иммунитетов. Данные правовые институты, как никакие иные, являются инструментом сочетания элементов равенства и неравенства, позволяют, если это необходимо, компенсировать естественное неравенство членов социума. Иными словами, политика в отношении социальной защиты пенсионеров, несовершеннолетних, инвалидов в Российской Федерации направлена не только на обеспечение им равных с другими лицами возможностей в реа- лизации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, но и на закрепление в законодательстве преимуществ правового характера, нацеленных на максимальное удовлетворение наиболее важных для индивида, общества и государства потребностей и интересов.
Термин преимущество , согласно трактовке авторов современных словарей, означает качество, свойство кого-либо или чего-либо, выгодно отличающие данного человека, данный предмет, данное явление от других, демонстрирующие перевес, превосходство этого человека, предмета, явления над другими [5]. Когда мы говорим, что кто-либо отдает преимущество кому-либо, мы хотим сказать, что этот человек оказывает предпочтение кому-либо, относится к нему с бóльшим, чем к другим, вниманием, уважением и др. Понятия привилегия , льгота , на первый взгляд, схожи с понятием преимущество , однако это не так. Обращение к историческому ракурсу показывает, что привилегия определялась как исключительное право в ремеслах и промыслах, личное право. Синонимичным выглядит и значение слова «льгота», означавшего облегчение от податей, повинностей, налогов, работ, бóльшую свободу в чем-либо.
Правовые преимущества, предоставляемые человеку государством в тех случаях, когда он в силу различных жизненных обстоятельств нуждается в поддержке, нацелены на восстановление и укрепление статуса полноценного члена общества.
Большую часть правовых преимуществ социального характера можно условно разделить на две группы. Первая представляет собой преимущества компенсационного характера, которые используются как одно из правовых средств, способствующих успешному проведению социальной политики государства по поддержке наименее защищенных слоев населения и государственному регулированию внутреннего оборота финансовых средств. Основная форма их выражения в современном законодательстве – льготы и компенсации. Проявляется это в государственном восполнении материальным и духовным эквивалентом утраченных субъектами физических, морально-волевых, психологических ресурсов для их последующего наиболее качественного и полного осуществления.
На протяжении своего существования и исторического развития в первую очередь льготы и частично привилегии были направлены на получение лицом материальной, финансовой компенсации либо выгоды. Это выражалось в уста- новлении меньших тарифов на производство и ввоз товаров, введении режима беспошлинного проезда, снижении налогообложения и т.д. [6]. Современные льготы для определенных слоев населения (инвалиды, пенсионеры, студенты и др.) также имеют социальную направленность и ориентированы на обеспечение жилой площадью, социально-бытовыми услугами; предоставление медицинского обслуживания; приобретение товаров первой необходимости, создание облегченных условий труда и получения образования.
Указанной разновидностью преимуществ, предоставляемых лицам с ограниченными возможностями, выступают льготы по оплате коммунальных услуг, совершению нотариальных действий, налоговые вычеты. Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [7] «инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению». Ст. 333.38 Налогового кодекса Российской Федерации определяет льготы при обращении за совершением нотариальных действий: от уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий освобождаются в числе иных категорий граждан инвалиды I и II группы – на 50% по всем видам нотариальных действий [8].
Вторую группу составляют правовые преимущества стимулирующего свойства, направленные на максимальное приобщение наименее защищенных слоев населения к социально полезной деятельности, в реализации которой заинтересовано общество и государство. Процесс этот происходит посредством создания режима максимального благоприятствования для лиц с ограниченными возможностями по получению образования, его качественному повышению, вовлечению в занятия различных форм труда, культуры, спорта. Для инвалидов, как правило, предусматривается наиболее упрощенный механизм получения вышеуказанных услуг.
В частности, нормы Трудового кодекса Российской Федерации обозначают преимущества инвалидов по отношению к иным лицам в части: сокращенной продолжительности рабочего времени (ст. 92); работы в ночное время (ст. 96); привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113); предоставления дополнительных отпусков (ст. 128). Также закреплена обязанность работодателей создавать для инвалидов условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ст. 224) [9].
Некоторыми правовыми преимуществами социального характера наделены пенсионеры. Среди них – компенсации (расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно [10]), привилегии (перенос остатка имущественных налоговых вычетов по НДФЛ на предыдущие налоговые периоды (п. 10 ст. 220 НК РФ) [11]), иммунитеты (неподверженность уплате налога на имущество [12]), льготы (отпуск без сохранения заработной платы (ст. 128 ТК РФ) [13]).
Обеспечены социальной и правовой поддержкой в нашей стране и студенты, в том числе совмещающие обучение с трудовой деятельностью. В их отношении законодательством предусмотрены следующие виды правовых преимуществ: льготы (дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы, отпуск без сохранения заработной платы, оплата проезда), иные привилегии (сокращенное рабочее время и др.) (ч. 1–3, 5 ст. 173 ТК РФ) [14].
Возможно, кто-то может указать, что приведенные положения выступают узаконенным средством дискриминации, противоречат принципу всеобщего равенства. Между тем заметим, что преимущества в этой сфере скорее проявляются в качестве определенного отступления от общего принципа равенства всех перед законом и судом. Законодательное установление новых иммунитетов, льгот и привилегий, доработка и совершенствование уже существующих должны проводиться с учетом целой группы факторов, положительно или отрицательно влияющих на социальную среду, ее микроклимат и настроение. Интенсивность установления всех обозначенных категорий должна проходить в строгой пропорциональной зависимости от государственной, экономической и духовной потребности с целью исключить глубокие социальные потрясения, общественный резонанс и т.д.
Кроме того, мы призываем не абсолютизировать принцип равенства прав и свобод человека и гражданина, оставляя возможность для урегулирования вопросов, связанных с индивидуальными различиями общностей и групп. Исходя из существующих социальных различий, а также необходимости наделения определенной социальной группы правовыми привилегиями, льготами, гарантиями их защищенности, законодательно устанавливаются правовые преимуще- ства. При этом действие права на преимущество не преследует цель попрания принципов равенства и справедливости, не умаляет их значения, а лишь переносит акцент с уравнивания субъектов права на защиту более важных, чем равенство, общественных отношений.
Доказательством выдвинутого тезиса служит исторический ход развития процесса распределения льгот в государстве. Изначально сложилось, что льгота, как и сегодня, не носит персонифицированного характера, а распространяется в целом на социальную группу. В первую очередь это касается льгот, компенсирующих фактическое неравенство, вызванное:
-
- во-первых, нахождением в так называемой «группе риска», связанным с профессиональной деятельностью (льготы военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов на потребительские блага, обеспечение жилыми помещениями);
-
- во-вторых, отсутствием необходимых социальных, физических либо интеллектуальных качеств у наименее защищенных социальных групп (пенсионеров, несовершеннолетних, инвалидов, беременных женщин и т.д.).
Иными словами, конституционный принцип формального равенства не исключает наличия правовых преимуществ для отдельных категорий лиц. Цели их существования и реализации всегда четко определены социальной политикой государства и очерчены в нормах права: преодоление существующего фактического неравенства и социальная защита, обеспечение достойных условий жизни групп граждан, имеющих возрастные, физиологические и другие особенности.
Следовательно, на основе учета в законодательстве естественных и социальных, физиологических различий отдельных категорий групп, правовые преимущества в какой-то мере уравнивают возможности их членов, создают наиболее благоприятные условия для реализации ими своих прав, свобод и законных интересов. В этом случае налицо проявление гуманизма законодательства, учитывающего наиболее насущные потребности общества и защищающего его самые слабые слои.
Высказанная позиция опирается и на решение Конституционного Суда Российской Федерации, который в п. 2 определения от 1 декабря 1999 г. №224-О [15] указал, что конституционные принципы равенства и равноправия, а также запрет на ограничение в правах, закрепленные ст. 19 Конституции РФ, не означают, что законодатель не вправе предусматривать льготы и ком- пенсационные выплаты для отдельных категорий граждан, нуждающихся в государственной поддержке, таких как пенсионеры, инвалиды, участники войны, либо граждан, осуществляющих те или иные публичные функции.
Более того, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 1998 г. №149-О [16] закрепляет, что законодатель не только вправе, но и обязан принимать законы, обеспечивающие социальную защиту тех категорий населения, которые в ней нуждаются, и определять конкретный механизм реализации этих законов.
В конечном счете, реальная возможность лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями быть не только самостоятельными в реализации своих прав, свобод и законных интересов, но и максимально защищенными с правовой точки зрения и является мерилом процесса построения социального государства, выражением степени его гуманности и человеколюбия.
Список литературы Социальная функция института правовых преимуществ
- Воробьева, Н.Ю. Государство как субъект социальной политики (историко-и теоретико-правовой аспекты): дис.... канд. юрид. наук/Н.Ю. Воробьева. -СПб., 2005. -С. 95.
- Морозова, Л.А. Функции Российского государства на современном этапе/Л.А. Морозова//Государство и право. -1993. -№6. -С. 104.
- Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов/В.Н. Хропанюк. -3-е изд., доп. и исправл. -СПб.: Интерстиль; Омега-Л. -С. 157-159.
- Червонюк, В.И. Теория государства и права: учебник/В.И. Червонюк. -М.: Инфра-М, 2007. -С. 123.
- Большой толковый словарь русского языка/сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. -СПб.: Норинт, 2000. -С. 963.
- Репьев, А.Г. Категория «иммунитет» в системе правовых преимуществ: теория, методология, практика: монография/А.Г. Репьев; под ред. проф. А.С. Мордовца. -М.: Перо, 2013. -С. 30.
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г.). -URL: http://www.consultant.ru.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (в ред. от 5 мая 2014 г.). -URL: http://www.consultant.ru.
- Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. от 2 апреля 2014 г.). -URL: http://www.consultant.ru.
- О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. №4520-1 (в ред. от 2 апреля 2014 г.). -Ст. 34. -URL: http://www.consultant.ru.
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (в ред. от 5 мая 2014 г.). -URL: http://www.consultant.ru.
- О налогах на имущество физических лиц: закон Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. №2003-1 (в ред. от 2 декабря 2013 г.). -Ст. 4. -URL: http://www.consultant.ru.
- Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. от 2 апреля 2014 г.). -URL: http://www.consultant.ru.
- Трудовой кодекс Российской Федерации (в ред. от 2 апреля 2014 г.). -URL: http://www.consultant.ru.
- Об отказе в принятии к рассмотрению запроса администрации Архангельской области о проверке конституционности ст. 32 Закона РФ «О милиции», ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих», ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 18 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» и ст. 18 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции»: определение Конституционного Суда России от 1 декабря 1999 г. №224-О. -URL: http://www.consultant.ru.
- Об отказе в принятии к рассмотрению запроса администрации Челябинской области о проверке конституционности ст. 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»: определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 1998 г. №149-О. -URL: http://www.consultant.ru.