Социальная иерархия носителей восточного варианта пахомовской культуры (по материалам могильника Старый Сад)
Автор: Мыльникова Л.Н., Селин Д.В.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
В работе представлены результаты изучения особенностей погребально-ритуальной практики носителей восточного варианта пахомовской культуры на памятнике Старый Сад и выявления на этой основе социальной иерархии. Выделены и апробированы перспективные критерии определения статуса для данного могильника (сложность и трудозатратность при возведении погребальной конструкции, количество и качество сопроводительного инвентаря, использование в погребальной практике керамической посуды). Зафиксировано наличие различных по статусу погребальных сооружений, выделены три условных ранга: «высокий», «средний», «низкий». Для каждого из рангов дано описание характерных черт погребальных конструкций. «Высокий»: сложность организации сакрального пространства, большое количество и качественное отличие сопроводительного инвентаря, использование в погребальной практике четырех и более единиц керамической посуды, размещение ее в нескольких контекстах. Для «среднего» ранга характерно наличие под одной насыпью погребения и одной или двух дополнительных конструкций (ров, яма, прокал), использование более двух керамических сосудов в ритуальной практике. К «низкому» рангу отнесены сооружения, в которых присутствует только захоронение умершего, без дополнительных конструкций, не более двух сосудов. Планиграфическое исследование позволило зафиксировать взаимосвязь между расположением погребального сооружения на территории могильника и социальным статусом похороненного. В центральной части некрополя захоронены представители «высокого» и «среднего» рангов, на периферии (северо-восточная часть могильника) - «низкого». Отмечено, что земляные конструкции без погребений расположены на всей территории могильника.
Археология, эпоха поздней бронзы, барабинская лесостепь, восточный вариант пахомовской культуры, социальная иерархия, статусные захоронения
Короткий адрес: https://sciup.org/14522248
IDR: 14522248
Текст научной статьи Социальная иерархия носителей восточного варианта пахомовской культуры (по материалам могильника Старый Сад)
Круг работ, связанных с реконструкцией социальных структур древних обществ, обширен. Для решения этой задачи исследователи привлекают различные археологические источники, но основные данные получают при анализе погребальных памятников [Крадин, 2001; Волкова, 2010; Берсенева, 2011; и др.]. Большинство исследователей определяют следующие направления, в рамках которых может быть символизирован социальный ранг умершего:
-
1) количество и качество сопроводительного инвентаря;
-
2) трудозатратность при возведении погребальных сооружений;
-
3) наличие символов ранга;
-
4) особое обращение с телом и церемониальные различия;
-
5) структурные элементы погребений.
Данные признаки могут встречаться в различных сочетаниях или отсутствовать вовсе.
Работа по анализу данных направлений проведена на материалах некрополя Старый Сад. Памятник расположен в Венгеровском р-не Новосибирской обл., в 5 км к юго-западу от с. Венге-рово. К настоящему времени он является наиболее полно изученным могильником населения восточного варианта пахомовской культуры [Молодин, Мыльникова, Нескоров, 2011, с. 197]. На памятнике зафиксированы 97 объектов, 74 из которых относятся к интересующей нас культуре.
Особенностью погребальной практики населения восточного варианта пахомовской культуры является высокая вариативность в способах организации сакрального пространства [Молодин, Мыльникова, Селин, Нескоров, 2014]. В основе классификации лежало взаимосочетание объектов (курганная насыпь, могила, яма, прокал и очаг, ров). В ходе анализа было определено 17 видов его организации, где 29 % (22 единицы) представлены курганом с погребальной камерой без сооружения дополнительных конструкций. Из общего числа выделяется несколько курганов (№ 57, 63, 67, 68), в которых присутствует максимально возможное сочетание и число элементов. От общего числа 19 % (15 единиц) составляют земляные конструкции без погребения умершего [Там же, с. 43].
Одним из наиболее показательных критериев символизации рангов умерших является количество энергозатрат на сооружение погребальной конструкции. В данной работе использована методика подсчета трудозатрат по выемке и насыпке грунта, апробированная при изучении больших майкопских курганов [Кореневский, 2010, с. 162-163]. Трудозатраты выражаются в количестве дней, необходимых для сооружения насыпи одним человеком.
Подсчеты условны, так как многие насыпи курганов частично или полностью разрушены. По результатам исследования определено, что самыми трудозатратными являются насыпи следующих курганов:
-
- № 6 (диаметр насыпи по линии С-Ю/З-В -20/20 м, высота - 0,75 м, количество дней, необходимых для сооружения насыпи одним человеком, - 52);
-
- № 64 (диаметр насыпи по линии С-Ю/ З-В - 18/18 м, высота - 0,76 м, количество дней, необходимых для сооружения насыпи одним человеком, - 43);
-
- № 67 (диаметр насыпи по линии С-Ю/ З-В - 16,7/15 м, высота - 0,8 м, количество дней, необходимых для сооружения насыпи одним человеком, - 35);
-
- № 63 (диаметр насыпи по линии С-Ю/З-В -19,5/13 м, высота - 0,7 м, количество дней, необходимых для сооружения насыпи одним человеком, - 31);
Самым трудозатратным сооружением (85 дней) является курган № 85, под которым захоронение человека отсутствует.
Все погребения совершены по обряду трупо-положения, погребенные помещались в могилу скорченно на правом или левом боку (80 % от общего числа захоронений), никакой определенной корреляции не выявлено. Любопытным фактом является наличие в некоторых погребениях дополнительных конструктивных деталей, т аких как подпрямогульная канавка на дне погр. 1 кург. № 58, расположенная вдоль стенок камеры.
Предпринят анализ наличия сосудов на могильнике как возможного маркера социального статуса [Волкова, 2010]. Для погребальной практики населения восточного варианта пахомовской культуры характерно помещение под насыпью кургана одного-двух сосудов (47 %) или их отсутствие (42 %). Под насыпью кургана № 67 обнаружено пять, а № 14, 57, 65, 82 - по четыре сосуда.
Определялся также контекст расположения сосудов (в могиле, яме, рву, насыпи). Установлено, что для погребальной практики характерно помещение сосудов в одном (76 %), реже - в двух (22 %) объектах. Однако выделяется курган № 67, в котором сосуды были найдены в трех контекстах (ров, яма, могила).
В ходе анализа количества сопроводительного инвентаря учитывались находки, расположенные как в погребении, так и в других объектах (ров, яма). Исходя из этого погребальные сооружения распределились следующим образом: № 67 - 15 артефактов (13 в погребениях, 2 в прочих объектах); № 24 - 9 артефактов (все в погребениях); № 57 -8 артефактов (6 в погребениях, 2 в прочих объектах); № 60 - 7 артефактов (4 в погребениях, 3 в прочих объектах). Первые два кургана (№ 67 и 24) явля- ются непотревоженными, в то время как большинство захоронений на могильнике были ограблены.
По количеству разных типов артефактов (сосуд, нож, бляшка и др.) выделяются захоронения из курганов № 67 (8 типов: 7 – в погребениях, 1 – в прочих объектах); № 24 (7 типов: все в погребениях); № 57 (6 типов: 4 – в погребениях,
-
2 – в прочих объектах); № 60 (5 типов: 3 – в погребениях, 2 – в прочих объектах).
Таким образом, можно предполагать наличие на могильнике Старый Сад статусных погребальных конструкций, символизирующих «высокий» социальный ранг умерших. К ним можно отнести курган № 67 (рис. 1, 2), где по центру насыпи

Рис. 1. Общий план памятника Старый Сад (сооружения восточного варианта пахомовской культуры).
1 – курганы без погребений умерших; 2 – курганы с погребениями представителей «низкого» ранга; 3 – курганы с погребениями представителей «среднего» ранга; 4 – курганы с погребениями представителей «высокого» ранга.

Рис. 2. Памятник Старый Сад. Кург. № 67.
I – план и стратиграфические разрезы насыпи кургана; II – план и разрез прокала 1; III – план и разрез прокала 2; IV – план и разрез ямы 1; V – разрезы ямы 2; VI – разрез рва; VII – разрез рва и погребения 2; VIII – план погребения 1: 1 – зуб лошади, 2 – керамические сосуды, 3 – бронзовый нож, 4 – фрагменты древесины; IX – план и разрезы погребения 2: 1 – бронзовый нож, 2 – накосник, 3 – керамический сосуд, 4 – бронзовое шило, 5 – бронзовые бляшки, 6 – бронзовая игла, 7 – резец бобра, 8 – бронзовая бусина.
расположено погребение мужчины, за рвом – женское захоронение с девятью артефактами, а также погребения из кургана № 57. Для погребальных конструкций характерны следующие черты: сложность организации сакрального пространства, большое количество и качественное отличие сопроводительного инвентаря, использование в погребальной практике четырех и более единиц керамической посуды и помещение ее в нескольких контекстах.
Помимо условно статусных захоронений в общем массиве погребальных конструкций можно выделить сооружения, для которых характерны наличие под одной насыпью погребения и одной-двух дополнительных конструкций (ров, яма, прокал), использование более двух керамических сосудов в ритуальной практике. В это число входят тридцать четыре сооружения (№ 14, 58, 63–65, 69 и др.). Их можно выделить в особую группу и определить как конструкции для захоронения лиц «среднего» ранга (см. рис. 1).
К третьей группе можно отнести курганы, в которых присутствуют только погребение и не более двух сосудов. В данную категорию попадает двадцать одна конструкция (№ 13, 16, 25, 27, 30 и др.), их можно интерпретировать как сооруженные для умерших «низкого» ранга.
Анализ планиграфической ситуации демонстрирует, что в центре могильника, у курганов № 57 и 67, концентрируются сооружения условно «среднего» ранга, комплексы «низкого» статуса здесь единичны. Северо-восточную часть могильника занимают сооружения «низкого» статуса, конструкции «среднего» класса оторваны друг от друга и составляют небольшую группу только в самой северной части некрополя (№ 2, 6, 8, 9). Исходя из этого можно предположить определенное разграничение территории кладбища. Следует отметить, что земляные сооружения без погребения умершего расположены в центральной зоне и в периферийных областях.
Таким образом, анализ особенностей погребально-ритуальной практики населения восточного варианта пахомовской культуры позволяет выявить некоторое различие статуса погребенных и наметить три условных уровня социальной иерархии: «высокий», «средний», «низкий».
Проведенное планиграфическое исследование дало возможность определить взаимосвязь между расположением погребального сооружения на территории могильника и социальным статусом похороненного.
Список литературы Социальная иерархия носителей восточного варианта пахомовской культуры (по материалам могильника Старый Сад)
- Берсенева Н.А. Социальная археология: возраст, гендер и статус в погребениях саргатской культуры. -Екатеринбург: УрО РАН, 2011. -204 с.
- Волкова Е.В. Новинковские могильники фатьяновской культуры. -М.: ИА РАН, 2010. -248 с.
- Кореневский С.П. Феномен больших майкопских курганов: социально-трудовой и культовый аспекты строительства//КСИА. -2010 -№ 224. -С. 149-170.
- Крадин Н.Н. Империя Хунну. -М.: Логос, 2001. -312 с.
- Молодин В.И., Мыльникова Л.Н., Нескоров А.В. Завершение исследований могильника Старый Сад эпохи поздней бронзы//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2011. -Т. XVII. -С. 195-199.
- Молодин В.И., Мыльникова Л.Н., Селин Д.В., Нескоров А.В. Особенности организации сакрального пространства в эпоху поздней бронзы на могильнике Старый Сад//Археология, этнография и антропология Евразии. -2014. -№ 3 (59). -С. 29-45.