Социальная изоляция как фактор самосохранения личности

Автор: Виктория Анатольевна Храпова

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Изоляция в открытом обществе: осмысление социальных практик в период пандемии

Статья в выпуске: 2 т.20, 2021 года.

Бесплатный доступ

Данная статья является первым опытом рефлексии, первой интуицией событий, связанных с пандемией 2020 года. Основываясь на концепции М. Эпштейна о продуктивном значении очищения в результате разотождествления со средой, автор стремится выявить конструктивные моменты самоизоляции в обществе, находящемся в состоянии неопределенности, риска, опасности, заставляющей понять, насколько хрупка человеческая жизнь и насколько значимо самосохранение личности для снижения напряженности и оптимизирующей деятельности во внешнем мире. Вынужденная самоизоляция для всех свидетельствует о глобальных проблемах, о необходимости изменения коллективного сознания. Автор полагает, что существует связь-зависимость между состоянием человека и окружающей его действительностью. Для ее описания К.Г. Юнг использовал концепцию синхронистичности. Важные аспекты этой связи рассматриваются в синергетической картине мира, осмысляются благодаря открытиям в квантовой физике. Она обнаруживает себя в концепции актуализированной личности А. Маслоу. В сложившейся ситуации значимы духовный опыт и знания, интеллектуальный поиск и трансцендентные переживания, способствующие восстановлению внутреннего баланса, необходимого для выбора правильных стратегий во внешнем мире. Подчеркивается, что в период глобальной социальной трансформации, масштабного интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, когда результаты коммуникативных интенций могут многократно усиливаться, обретают автономию и непредсказуемый характер, возрастает степень ответственности за производимые действия, слова, поступки, мысли. Ситуация требует внимательного и экологичного отношения к себе, близким, миру в целом. Изоляция рассматривается как одно из условий изменения, необходимого для внутреннего роста.

Еще

Социальная изоляция, самосохранение, личность, духовный потенциал, очищение

Короткий адрес: https://sciup.org/149138072

IDR: 149138072   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.2.10

Текст научной статьи Социальная изоляция как фактор самосохранения личности

DOI:

Цитирование. Храпова В. А. Социальная изоляция как фактор самосохранения личности // Logos et Praxis. – 2021. – Т. 20, № 2. – С. 83–88. – DOI:

Самоизоляция как культурный феномен существовала всегда. Чувствуя деструктивность происходящих во внешнем мире процессов и испытывая острую потребность в выработке нового знания, некоторые люди становились отшельниками, изолируя себя от воздействия социальной среды. Одним из необходимых следствий разотождествления себя и мира является самоочищение. Любое живое существо обладает этим инстинктом, который направлен на отделение организма от среды и, как заметил М. Эпштейн, повышение его упорядоченности (чистоты) по сравнению со средой [Эпштейн 2006, 182]. Освобожденный от влияния социальной среды организм входит в резонанс с природными ритмами, восстанавливает физиологические функции. Концентрация на себе способствует активизации собственного духовного центра, сознание начинает работать в новом режиме.

Самовознаграждающая функция «чистки» состоит в стимуляции и усилении: обостряя восприятие, активизируя жизненные силы человека, очищение усиливает его связь с реальностью. Результатом очищения становится увеличивающаяся способность чувствовать, ощущать, слышать – воспринимать через органы чувств происходящее в мире. Получаемые при этом впечатления обладают большей силой и значением, позволяют фиксировать уникальные черты.

М. Эпштейн рассматривает очищение как фундаментальную культуросозидающую процедуру. Он пишет: «Часто этот процесс лишен прямой физиологической цели и служит скорее актом социального общения или механизмом нервной компенсации» [Эпштейн 2006, 182]. Ученый выделяет 7 основных этапов поступательного развития «очистительного» инстинкта: гигиенический, экономический, социальный, эстетический, этический, интеллекту- альный, религиозный, рассматривая их как систему фильтров. Инстинкт самоочищения ведет человека через все сферы культурного самоутверждения к неприкосновенной чистоте Абсолюта, активизируя способность восприятия богатства творения, его «механики» на грани проявленного и непроявленного аспектов бытия. По мере обогащения внутреннего мира личности сильными впечатлениями и глубокими знаниями возрастает чувство собственного достоинства, которое состоит в постоянстве самоощущения собственного Я, признании и абсолютизации его ценности. Глубина проникновения утончает восприятие, позволяет чувствовать состояния других. Через осознание собственной уникальности появляется возможность оценить уникальность многообразного мира, выработать к нему ценностное отношение. Человек, достигший такого уровня в своем развитии, способен испытывать милосердие, ощущать потребность оказывать импульсную помощь. Его цель не победа в конкурентной борьбе, а диалог и сотворчество. Он видит свою задачу в творческом синтезе, который становится продуктивным итогом первоначального разотожде-ствления. Живой мир требует соответствующих стратегий взаимодействия. Признание его ценности ведет к отказу от грубой преобразовательной (технократической, манипулятивной) деятельности. Разотождествление позволяет сохранить устойчивость взглядов, укрепить силу воли, способность противостоять деструктивным тенденциям – так проявляется механизм выживания в кризисных ситуациях, связанных с рисками и аффективными переживаниями.

Современный мультикультурный мир фрагментарен и многолик. Информационная перенасыщенность ослабляет внимание, снижает концентрацию, оказывает деструктивное влияние на процессы мышления. Если в прежние времена для выработки нового знания избранные покидали общество, сейчас необходимы периоды интеллектуальной тишины для всех. «В современном обществе важно контролировать поток информации. Выбор, ежедневно осуществляемый современным человеком, предполагает необходимость отбросить часть информации. Мастерство заключается в том, чтобы защититься от ненужной информации, и наиболее полно использовать одну сотую ее часть» [Эриксен 2003, 29].

В условиях современной социальной трансформации большую роль начинают играть личный опыт, индивидуальные особенности, воля и здравый смысл. Очень важно уметь правильно реагировать на смыслы информации, выделять (фильтровать) продуктивные содержания информационных потоков. «Мы рассматриваем самоочищение как широкий феномен, присущий не только индивиду, но и группе, обществу в целом и включающий процесс взаимоочищения (социальный гру-минг как фактор консолидации сообщества)», – писал Эпштейн [Эпштейн 2006, 179]. В концепции М. Бахтина культуротворческий процесс связан с ситуацией «вненаходимо-сти», которая представляет собой «самый могучий рычаг понимания» [Бахтин 1979].

Мы пережили 90-е, когда начался пересмотр ценностей, а за ним – ниспровержение норм морали и нравственности. Проблемы, связанные с духовностью, уже не кажутся аномалией, а рассматриваются как неизбежное следствие современной социальной динамики. Завуалированное необходимостью выживания потребительское отношение к миру и друг к другу привело к рискогенности любых социальных процессов. Десятилетиями мы блуждали в иллюзиях, разрушая жизнь будущих поколений. Цивилизационный перелом сопровождается невиданным ранее нарушением баланса в системе «человек – мир».

Вынужденная самоизоляция для всех свидетельствует как о глобальных проблемах, так и о том, что пришло время изменения коллективного сознания. Реализовался закон нейтрального положения: для любых изменений в жизни нужна остановка.

Усталость общества диагностировалась уже несколько десятилетий назад. На это ука- зывает популярность программ поиска ресурсов, прежде всего психологических: развивающиеся стратегии экологичного потребления, минимализм как стилистическая доминанта 1. Лидирующие позиции в рейтинге популярности занимали книги о гармонизирующей роли «просветленной повседневности», «магии утра», идеи порядка, ценности пространства, вещей, здесь и сейчас осуществляющейся жизни. «Ощущение безнадежности и перманентные кризисы ведут к тому, что мы опускаем руки. Можно знать, что дела идут не так, но при этом все исправить», – считает собравший рецепты благополучия и гармонии со всего мира создатель «Атласа счастья» – антрополог Х. Рассел [Рассел 2018, 12]. «Приведение дома в порядок радикально меняет жизнь, делает мир ярче, позволяет получить новый старт для реализации. Происходит перезагрузка, после которой легче осуществлять свою миссию», – констатирует автор бестселлера «Магическая уборка в доме и жизни» М. Кондо [Кондо 2016, 20].

В период пандемии деятели искусства и духовные учителя стремятся передавать знания, опыт, надежду и вдохновение без учета границ, идеологий, вероисповедания. Сложилась ситуация, описанная в исследовании С. Грофа: «В пределе невозможно оправдать жизнь и найти в ней смысл при помощи интеллектуального анализа и чистой логики. Необходимо попасть в такое состояние, когда эмоционально и физиологически осознаешь ценность жизни и ощущаешь радость от самого факта существования. В мучительных философских изысканиях смысла жизни следует видеть не закономерную философскую тематику, а некий симптом, показывающий, что динамический жизненный поток замутнен и блокирован. Единственным эффективным решением проблемы будет не изобретение надуманных целей жизни, а глубокая внутренняя трансформация и сдвиг в сознании, восстанавливающий течение жизненной энергии. Человек, активно участвующий в процессе жизни и испытывающий живой и радостный интерес к нему, никогда не задастся вопросом, есть ли в жизни смысл. В этом состоянии существование воспринимается как драгоценность и чудо, ценность его самоочевидна» [Гроф 2005, 198].

Среди практик достижения внутренней трансформации наиболее универсальной и уместной в данных обстоятельствах является медитация, которая состоит в отвлечении от внешнего, изменении состояния, достижении расслабленной сосредоточенности. Практикующие ее люди убеждены: в какую бы ситуацию вы не попали, в каком состоянии не пребывали, всегда есть один рецепт, который лучше всех остальных, – обретение внутренней тишины, безмыслия и безмолвия. Там все ответы, там истина, там покой и свобода. Хотя бы 5 минут безмыслия в день ежедневно, и вы исцелены. В условиях вынужденной изоляции все мы оказались в подобном положении: отключенные от внешнего мира, расслабившиеся в домашней обстановке и одновременно сосредоточенные перед лицом опасности, сконцентрировавшиеся на поиске оптимального выхода, спасении себя, своих близких, друзей и всех тех, кого мы любим.

Основатель гуманистической психологии А. Маслоу составил список черт зрелой личности [Маслоу 2019, 190–212]:

А. Маслоу полагал, что личности, в которых есть эти качества, являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. Очевидно, что описанные психологом черты характеризуют позицию человека, способного устанавливать необходимый для гармоничной жизни баланс во взаимодействии с внешней средой.

Самоизоляция не только ограничение, но и уединение, необходимое для выработки ресурсов и стратегий, актуализации личностного начала, осознания своей роли и места в происходящих процессах.

Разотождествление позволяет установить дистанцию, необходимую, чтобы накопить энергию для осмысления, концентрации, выработки смыслов и ценностей. Это степень свободы, обязательная для прояснения собственной позиции и определения характера деятельности в мире.

Спустя год после официально объявленной самоизоляции не выработаны четкие и надежные социальные регулятивы, обеспечивающие безопасное взаимодействие и жизнедеятельность в целом. Как же индивидуальная состоятельность может повлиять на общее состояние, когда еще не сняты ограничения и не уменьшаются риски взаимодействия? К.Г. Юнг ввел в научный оборот термин «син-хронистичность» [Юнг 1997]. Долгое время он исследовал совпадения, связь между которыми не могла быть объяснена причинноследственной зависимостью (то есть она не прослеживается в рамках доступной человеку парадигмы знаний, существующей в его сознании картины мира), и создал учение о предустановленной гармонии между физическими и психическими событиями, процессами во внешнем и внутреннем мире. «Синхро-нистичность – отражение процессов существо- вания и развития общества на основе пока еще непонятых принципов организации и самоорганизации, в которых социальные процессы связаны с биологическим, химическим и физическим уровнями организации материи» [Стерледев, Стерледева 2017, 172]. Возможно, решение проблемы синхронистичности объясняет принцип дополнительности материального и идеального как составляющих проявления некоего фундаментального уровня бытия. В холистической картине мира поле сознания бесконечно преодолевает пределы трехмерного пространства, линейного времени и причинно-следственных связей; сознание соизмеримо со всей целостностью бытия. Вероятно, объяснение синхронистично-сти необходимо искать в точке синтеза квантовой физики и психологии или в признании роли сознания наблюдателя в квантовой теории измерений.

Продуктивная попытка презентации жизни как осуществления самовоспроизводяще-гося и самоорганизующегося поля была произведена в синергетике. Эта методология исследования целостности включает в себя представление о спонтанности, роли случайности, ситуации бифуркации, когда слабое, но топологически верное (способное вызвать резонанс) воздействие приводит систему к устойчивому состоянию. Об эффекте резонанса, «слабом» взаимодействии, очень важно помнить сейчас, в период глобальной социальной трансформации и масштабного интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий, когда результаты наших коммуникативных интенций могут многократно усиливаться, обретают автономию и непредсказуемый характер.

Нам пока не известны точные механизмы проявления всеобщей связи явлений, но существуют многочисленные интуиции, указывающие на эту связь. И. Бродский говорил о необходимости внимательного и аккуратного использования языка, имея ввиду его роль в описании мира, самоопределении, подчеркивая значимость коммуникативных стратегий в решении бытийных задач и достижении психологического комфорта: «Сосредоточьтесь на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковс- ким счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее. Одним словом, цель – ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу. Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда – и книги стихов. Они достаточно дешевы, но даже самые дорогие среди них стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру» [Brodsky web]. Поэт воспринимал язык как инструмент создания реальности, организации сознания, гармонизации психики через правильные соответствия, точный подбор, по сути – раскрывая принцип установления резонанса между внутренним состоянием и внешним положением дел. Аналогичная мысль была высказана философом и психологом Д. Радьяром : «Верная координация ума и тела не только производит ясный красивый тон, но позволяет человеку найти соответствующее место в симфонии жизни» [Радьяр web].

Обусловленное невиданным ранее масштабом развития информационных технологий коммуникативное пространство продуцирует нелинейное имагинативное измерение образов и моделей. Виртуальная среда становится источником и демонстрацией изменчивости, альтернативой объективного мира, воплощением творческой и генерирующей деятельности социума. Электронно-виртуальная реальность усиливает возможность запускать синхронистические цепочки, поэтому чрезвычайно важно понимать, к чему это может привести.

Мы оказались в нелинейном измерении. Современная действительность ориентирует на актуализацию внутренних духовных ресурсов человека. Если не упустить момент, человечество отбросит много лишнего, заживет проще, практичнее, но в то же время более наполнено, многогранно. Изменится не просто образ жизни – изменится парадигма мышления, мироощущение, чувства. Мы становимся взрослее, в нас зарождается новое отношение к досугу, к повседневности, к окружающим. Взаимная ответственность перестает быть формальностью, приоритеты резко ме- няются. Важно выбрать правильную тональность жизни, мобилизуя энергию для ответа на вызов.

Список литературы Социальная изоляция как фактор самосохранения личности

  • Бахтин 1979 – Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  • Гроф 2005 – Гроф С. За пределами мозга. М.: АСТ, 2005.
  • Кондо 2016 – Кондо М. Магия уборки в доме и жизни. М.: ОДРИ, 2016.
  • Маслоу 2019 – Маслоу А.Х. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2019.
  • Радьяр web – Радьяр Д. Магия тона и искусство музыки // http://www.theosophy.ru/lib/magtona.htm.
  • Рассел 2018 – Рассел Х. Атлас счастья. М.: Бомбора, 2018.
  • Стерледев, Стерледева 2017 – Стерледев Р.К., Стерледева Т.Д. Синхронистичность как предмет повышенной опасности // Грамота. 2017. № 3 (77), ч. 2. С. 171–174.
  • Эпштейн 2006 – Эпштейн М.Н. Философия тела // Тело свободы. СПб.: Алетейя, 2006. С. 179–194.
  • Эриксен 2003 – Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.: Весь мир, 2003.
  • Юнг 1997 – Юнг К.Г. О синхронистичности // Сознание и бессознательное. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 523–537.
  • Brodsky web – Brodsky J. Some Tips // http://www.umich.edu/~bhlumrec/c/commence/1988-Brodsky.pdf.
Статья научная