Социальная карта как финансово-социальный инструмент повышения эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки
Автор: Димиржиева Галина Владимировна
Журнал: Региональная экономика и управление: электронный научный журнал @eee-region
Статья в выпуске: 3 (55), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению эффективности и перспектив применения «социальной карты», как одного из финансово-социальных инструментов, способствующих повышению эффективности бюджетных расходов, развитию прозрачной и понятной системы социальной защиты населения, повышению эффективности адресных мер социальной поддержки. Определены и обоснованы плюсы применения системы социальных карт для её участников, в том числе для населения, финансовых институтов, экономики региона. Проведен анализ расходов учреждений социальной сферы и выявлена тенденция к росту заинтересованности учреждений данной сферы к развивающимся информационно-коммуникационным технологиям. Применение «социальной карты» будет способствовать не только повышению эффективности учета и расходования бюджетных средств всех уровней, но и росту социальной справедливости в стране, и как следствие - повышению уровня жизни населения.
Эффективность бюджетных расходов, финансово-социальный инструмент, социальная карта, принцип адресности, социальная поддержка
Короткий адрес: https://sciup.org/143165243
IDR: 143165243
Текст научной статьи Социальная карта как финансово-социальный инструмент повышения эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки
Переход с предоставления различных мер социальной поддержки без применения принципа адресности и критериев нуждаемости на предоставление социальной помощи гражданам с учётом вышеуказанных категорий, а также наиболее точное определение состава и условий предоставления данных мер способствует развитию более эффективной, понятной и открытой системы социальной поддержки в целом, а также эффективному расходованию бюджетных средств.
В результате проведенной Минфином России инвентаризации мер социальной поддержки выявилось, что в России эти меры предоставляются в основном по категориальному принципу и при этом не учитывается уровень дохода получателей данных мер.
Предоставление социальной помощи предполагается осуществлять уже с учетом уровня дохода получателей различных мер социальной поддержки и, несомненно, слова Президента РФ В.В. Путина о том, что ресурсы должны направляться на социальную помощь тех граждан, которые действительно нуждаются в ней [2], олицетворяются в принятии конкретных законопроектов, которые определяют порядок применения принципа адресности и критериев нуждаемости. Одним из таких законопроектов является принятый 29 декабря 2015 года Федеральный закон №388-ФЗ.
Вышеуказанный закон должен был реализовать такие целевые ориентиры Правительства России, как: перераспределение на федеральном уровне объема социальных выплат в пользу тех, кто в этом действительно нуждается; предусмотреть иные виды социальной поддержки в качестве дополнения к уже имеющимся, но на которые бюджетных средств не хватало, а также предоставление самостоятельности регионам в определении и установлении критериев нуждаемости для сокращения объема социальных обязательств и дефицита соответствующего бюджета.
Для многих регионов России характерен недостаток бюджетных средств, необходимых для реализации основных направлений социальной политики. Вместе с тем наблюдаются определенные трудности учёта и контроля за расходованием бюджетных средств, в том числе при организации и реализации адресной социальной помощи отдельным категориям граждан. Рассматривая также эффективность предоставления адресной социальной помощи в регионах России сегодня необходимо отметить тот факт, что каждый выделенный из бюджета 1 рубль на адресные меры социальной поддержки сокращает дефицит дохода бедных семей всего лишь на 34 копейки [7].
Социальная карта жителя региона
Одним из направлений решения вышеуказанных проблем является применение « социальной карты жителя региона », позволяющей аккумулировать имеющиеся в регионе денежные средства, вовлекать в экономику региона, эффективно их использовать и снижать различные, сопутствующие предоставлению различных мер социальной поддержки, издержки.
Утверждение постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. №65 Федеральной Целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», целью которой прежде всего являлось повышение качества взаимоотношений государства и общества путем расширения возможности доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, повышения оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг, внедрения единых стандартов обслуживания населения [9] предположительно и положило начало рассмотрению субъектами РФ возможности создания, внедрения и развития такого финансово-социального инструмента как «социальная карта».
Основными направлениями использования социальной карты региона могут являться:

Повышение эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки вЛенинградской области
Необходимо отметить, что данное направление повышения эффективности бюджетных расходов и адресности предоставления мер социальной поддержки начинают воплощать и в Ленинградской области, руководствуясь, прежде всего Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года №203. «Социальную карту» предполагают запустить в обращение к 2022 гг. Расходы на такие проекты могут быть очень значительными, однако срок окупаемости составляет три-четыре года из-за значительного сокращения издержек, возникающих при предоставлении мер социальной поддержки.
Положительную динамику применения в различных сферах жизнедеятельности цифровых технологий, и в частности в сфере предоставления социальных услуг, можно отследить на рисунках 1 и 2, представленных ниже.

Рисунок 1. Динамика показателя электронного обмена данными между своими и внешними информационными системами в организациях социальной сферы (в % от общего числа организаций соответствующего вида деятельности)
Составлено автором по данным статистического сборника «Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-М.,2017 -458с..

Рисунок 2. Организации, использующие информационные и коммуникационные технологии по видам деятельности (в % от общего числа обследованных организаций)
Составлено автором по данным статистического сборника «Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-М.,2017 -458с..
Показатель роста расходов на закупку и применение новых информационных технологий в учреждениях социальной сферы также свидетельствует о развитие цифровых технологий и применении их при предоставлении, в том числе мер социальной поддержки (рис.3, рис.4).

Рисунок 3. Внутренние затраты на исследования и разработки в социальной сфере (млрд руб)
Составлено автором по данным статистического сборника «Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-М.,2017 -458с..

17,3
12,1
■ Оплата услуг связи
25,2
Прочие затраты на И КТ
Приобретение вычислительной техники
■ Обучение струдников, связанное с развитием и использованием ИКТ
■ Оплата услуг сторонних организаций
Приобретение телекоммуникационного обрудования
■ Приобретение программных средств
Рисунок 4. Структура затрат на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) учреждений социальной сферы по видам экономической деятельности в 2016 году (в % от общего объема затрат на ИКТ)
Составлено автором по данным статистического сборника «Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-М.,2017 -458с..
Как можно заметить из данных рисунка 4 наибольшие затраты учреждений социальной сферы направлены на оплату услуг сторонних организаций, следовательно, спрос на разработки в области информационных технологий и применение их в учреждениях социальной сферы растет.
Основными преимуществами эксплуатации системы социальных карт в регионах её участниками (финансовые и банковские структуры, подразделения органов федеральной власти, региональные органы власти, государственные и частные учреждения, предприятия, предоставляющие товары, услуги с оплатой в безналичной форме с использованием карт; держатели карт, процессинговый центр) будут являться:
-
• повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию различных социальных программ,
-
• обеспечение более эффективного государственного контроля над финансовыми потоками по компенсации затрат учреждений, сложившихся в результате предоставления различных социальных гарантий населению и целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на социальные цели,
-
• функционирование цифровой среды по взаимодействию органов социальной защиты населения, внебюджетных фондов, финансовых органов, региональных, муниципальных органов власти,
-
♦ уменьшение наличного денежного обращения и, следовательно, сопутствующих с ним, издержек,
-
• получение прозрачной и понятной системы оказания различных мер социальной поддержки гражданам,
-
• упрощение порядка действий по оформлению различных льгот и субсидий, ♦ надежность сохранности денег и повышение безопасности за счет уменьшения наличных денежных средств,
-
• получение дополнительных скидок и льгот при обслуживании в торговосервисных организациях;
-
• увеличение клиентской базы,
-
• упрощение учета при отпуске товаров по социальным программам и предоставлении социальных услуг,
-
• отпадает необходимость контроля первичных документов, подтверждающих право на получение социальной скидки или бесплатной услуги,
-
• наличие автоматизированного учета объема предоставленных услуг,
-
• проведение маркетинговых исследований, получение оперативной информации.
Вывод
Таким образом, на основе проведенного анализа правовой регламентации и практической реализации аргументирована роль социальной карты, как нового финансово-социального инструмента, способствующего сокращению издержек, повышению эффективности учета и расходования бюджетных средств, а также соблюдению принципа адресности при предоставлении различных мер социальной поддержки, что в свою очередь будет способствовать росту социальной справедливости в стране, и как следствие – повышению уровня жизни населения.
Список литературы Социальная карта как финансово-социальный инструмент повышения эффективности и адресности предоставления мер социальной поддержки
- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года №203.
- Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию 01.03.2018. . -Режим доступа http://kremlin.ru
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости: Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ.
- О внедрении социальной карты для жителей города Москвы: Постановление Правительства Москвы N 602-ПП от 6 августа 2002 г.
- Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Кевеш М.А. и др. Статистический сборник «Индикаторы цифровой экономики:2017//Нац.исслед.ун-т «Высшей школы экономики».-М.:НИУ ВШЭ, 2017.-320с.
- Алексеевских А.В. «Мир» станет «социальной картой россиянина» . -Режим доступа:/http://iz.ru/news
- Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность/Под ред. К.э.н. В.Назарова и А. Пошарац. Научный доклад. М.: Научно-исследовательский финансовый институт; Всемирный банк, 2017, 144 с. (с.64).
- Российский статистический ежегодник:2017:Стат.сб./Росстат.-686 с.М.,2017. . -Режим доступа: http://www.gks.ru
- ФЦП «Электронная Россия (2002-2010годы)». . -Режим доступа: http://minsvyaz.ru