Социальная психология наркотизма в студенческой среде
Автор: Цветкова Лариса Александровна
Журнал: Психология. Психофизиология @jpps-susu
Рубрика: Социальная психология
Статья в выпуске: 29 (246), 2011 года.
Бесплатный доступ
Рассмотрена проблема одного из варианта девиантного поведения - наркотизации в студенческом обществе. Приведены результаты психологического исследования, позволившие выделить социально-психологические предикторы употребления наркотиков студентами. На основе анализа полученных эмпирических данных описана социально-психологическая модель наркотизма в студенческой среде.
Девиантное поведение, наркотизация, социальнопсихологические предикторы наркотизма
Короткий адрес: https://sciup.org/147159703
IDR: 147159703
Текст научной статьи Социальная психология наркотизма в студенческой среде
В настоящее время наблюдается рост различных видов девиантного поведения, в том числе и рост наркотизации, который как и следовало ожидать локализуется, прежде всего, в молодежной среде. Естественно, студенты вузов отнюдь не являются самой подверженной злоупотреблению психоактивными веществами (ПАВ) группой молодежи, но студентами в настоящее время становятся. около 80 % выпускников школ. Таким образом, студенчество является адекватной группой для изучения проблемы молодежного наркотизма. Именно сегодняшние студенты рекрутируют будущую «элиту» российского общества, и от состояния их психического здоровья во многом зависит благополучие нашего общества в недалеком будущем.
Проследить формирование зависимости от ПАВ и определить возможности ее нейтрализации средствами внутривузовского воздействия представляется весьма актуальной задачей.
Первое в СССР исследование наркотизма как социального феномена было предпринято А.А. Габиани [1]. Существенный вклад в развитие отечественной социальной наркологии внесли и ряд других авторов, в результате сегодня имеется достаточно хорошо сформировавшаяся система знаний о злоупотреблении ПАВ и соответствующая ей организация наркологической помощи при явном дефиците знаний о формировании и течении злоупотребления ПАВ в новых общественных условиях.
Социальные подходы к изучению проблем употребления ПАВ лучше всего на сего- дняшний день оказались разработанными в социологической науке: теория конфликта Козера [2], теория аномии Мертона, двойной неудачи Сазерленда [3].
В психологии же эта проблема рассматривалась в рамках классического психоанализа (регрессия к оральной стадии развития), либо в более поздних работах в рамках когнитивно-бихевиорального подхода – от теории патологического научения или усвоения патологических ролевых моделей Бандуры, низкой самоэффективности [4].
Более поздние работы были посвящены в основном эмпирическим связям и зависимостям формирования молодежного наркотизма.
Целью же нашего исследования является описание и выявление социально-психологических закономерностей, являющихся предикторами случаев употребления наркотиков студентами.
Исследование проводилось в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) с 2002 по 2010 гг. с периодичностью 1 раз в 4 года, всего было выполнено 3 среза: в 2002 г., в 2006 г. и в 2010 г. Исследование было организовано по типу мониторингового с использованием единой методологии, что позволило охарактеризовать динамику наркоситуации в студенческой среде за последние 8 лет, выделить факторы наркопотребления и обеспечить воспроизводимость обнаруженных связей во временной перспективе. Общий объем выборки составил 2503 человека, из них 45,7 % – юноши; 54,3 % – девушки. Представленность в выборке юно- шей и девушек отличается менее чем на 10 %, поэтому в соответствии с требованиями международных стандартов поведенческих исследований корректировка выборки по полу не проводилась.
В исследовании принимали участие студенты 1–4 курсов СПбГУ. В качестве основного инструмента исследования использовался опросник изучения поведения в сфере здоровья, включавший в себя следующие разделы (блоки): макросоциальные характеристики (актуальные проблемы современного российского общества), микросоциальные характеристики (социально-психологические характеристики семьи, ценностные ориентации студентов, социально-психологические характеристики ближайшего окружения студентов), индивидуально-психологические, личностные, социально-демографические характеристики студентов, социально-организационные факторы вуза, социальные проблемы студентов, сведения о наркотизации студентов и их актуального окружения.
Статистическая обработка количественных данных осуществлялась с использованием компьютерных программ (Microsoft Excel, SPSS 16.0 for Windows). Для анализа данных были использованы следующие способы математической обработки: методы описательной статистики, расчет частотных характеристик и методы статистического анализа, расчет значений критериев χ2 Пирсона и t Стьюдента. Статистическая значимость влияний и знак «вклада» рассчитывался при помощи мультиноминальной логистической регрессии, значение доли вклада вычислялось с использованием метода компонент-дисперсии.
В ходе проведенного исследования были получены следующие основные результаты.
Уровень употребления наркотиков в студенческой среде относительно невысок. При этом значимо различаются следующие характеристики наркотизации:
-
а) единичные пробы и систематическое употребление;
-
б) употребление так называемых тяжелых наркотиков (опиаты или кокаин) и «легких» наркотиков (препараты конопли и стимуляторы).
Уровень наркопотребления у представителей изученных нами групп студентов в сравнении с данными исследования по аналогичным американским и европейским группам студентов (по данным авторитетного американского исследования Monitoring the Future [5]) оказался несколько ниже, хотя степень этого различия невелика (см. таблицу).
Общий «жизненный преваленс» употребления ПАВ в выборке наших студентов 2010 г. оказался сопоставим с данными исследования в 2002 г. – около 1/3 принявших участие в исследовании студентов СПбГУ сообщили о том, что когда-либо употребляли наркотики и/или другие, похожие на них опьяняющие вещества , не назначенные врачом.
Однако по сравнению с 2006 годом (21,8 %) данный показатель значимо вырос в 1,5 раза и составил 29,2 % (p≤0,001).
При сравнении результатов исследования выборок 2002 и 2010 гг., обращает на себя внимание прежде всего уменьшение «жизненного преваленса» употребления практически всех психоактивных веществ, за исключением снотворных препаратов и препаратов конопли, причем для ряда ПАВ эти изменения выступают на статистически значимом уровне.
Самый популярный наркотик в США, в Европе и России – препараты конопли (марихуана, гашиш, план).
В СПбГУ их пробовали все признавшие факт употребления наркотиков студенты (наркопотребители).
На втором месте находятся стимуляторы (чифир, эфедрон, джеф, винт, экстази, спортивные допинги, амфетамины) – опыт их употребления имеет каждый четвертый студент-наркопотребитель в 2010 году (или 8 % от всех опрошенных студентов).
На последнем месте в структуре потребления ПАВ студентами в 2010 г. оказались
Сопоставление результатов исследования распространенности наркотизма в студенческой среде
США |
Европа |
Студенты СПбГУ |
|
Жизненный преваленс1 |
50 % |
50 % |
30 % |
Месячный преваленс |
19 % |
20 % |
17 % |
Самый популярный наркотик |
Препараты конопли |
||
Возраст первой пробы |
15 лет 1 |
15 лет 1 |
14 лет |
* Преваленс – распространенность, показатель уровня распространения потребления наркотиков, использующийся в научной литературе для описания ситуации наркотизации.
Социальная психология опиаты (опий-сырец, кокнар, морфин, героин, промедол – так называемые «тяжелые» наркотики ), которые пробовали 2,8 % студентов-наркопотребителей.
Сравнительный анализ данных позволил установить, что с 2002 по 2006 гг. удельный вес употребления опиатов среди студентов сократился почти в два раза (p≤0,05), но значимо не изменился за последние 4 года, хотя тенденция к сокращению его потребления сохраняется.
Таким образом, систематическое употребление тяжелых наркотиков крайне редкое в студенческой среде явление. Одним из объяснений этому является несовместимость наркотизации (точнее, ее последствий) с процессом обучения.
Инициальная проба наркотиков значимо реже происходит в период обучения в вузе. Зачастую в вуз приходят молодые люди, уже имеющие опыт наркопотребления, так как возраст первой пробы составляет 14 лет, что также соответствует данным, полученным в европейских и американских исследованиях [5]. Однако следующий возрастной «пик» обращения к наркотикам соответствует 17–19 годам, что соответствует 1 и 3 курсу обучения в вузе и фактически может быть объяснено известными «кризисами» данных курсов. Кризис (обучения) 1 курса связан с адаптацией к новым условиям и новым социальным ролям, а кризис 3 курса, в первую очередь, связан с профессиональной самоидентификацией, или ее отсутствием.
В результате проведенного исследования нами была выявлена одна универсальная закономерность: употребление всех видов ПАВ более характерно для учащихся и студентов мужского пола (p≤0,001), то есть юноши более склонны экспериментировать с ПАВ.
Был обнаружен тревожный факт изменения отношения студентов к наркопотреблению: снижение субъективной значимости данной проблемы, т. е. в условиях современной России происходит нормализация наркопотребления.
За рассматриваемый период с 2002 по 2010 гг. обнаруживается отчетливая тенденция уменьшения актуальности осознании студентами проблемы распространенности наркотиков именно как проблемы студенческой молодежи (p≤0,001).
Употреблению наркотиков способствует наличие ролевых моделей в родительской семье, а именно принятие аддиктивного поведе- ния в целом и соответственно недостаточное обсуждение негативных последствий наркопотребления. Только у половины принявших участие в исследовании студентов в семьях лишь изредка обсуждалась тема опасности употребления наркотиков, а у 37% эта тема не обсуждалась вовсе. Сравнительный анализ выявил отчетливую негативную тенденцию сокращения применения антинаркотических мер в семье по сравнению с 2002 годом (p≤0,001).
Более чем у трети молодых людей Санкт-Петербурга (38 %) есть знакомые, друзья, постоянно употребляющие наркотические и/или токсические препараты не по назначению врача. При этом подростки, которые пробовали наркотики, более часто говорят о том, что у них есть друзья, постоянно употребляющие наркотические препараты, а это свидетельствует о наличии влияния или даже давления группы сверстников (что соответствует данным, полученным в исследованиях [7]).
На студентов в период обучения действует целый ряд когнитивных и личностных факторов, а также ряд факторов социального окружения, провоцирующих употребление наркотических веществ. Среди факторов «широкого» общества можно назвать неуверенность в завтрашнем дне и в надежности профессионального выбора, причем в нашем исследовании был обнаружен статистически значимый (p≤0,001) факт нарастания этих тенденций в период с 2002 по 2010 гг. Студенты проявляют малую устойчивость профессионального выбора и с течением времени она существенно снижается. Если в 2002 году 2/3 студентов повторили бы свой выбор профессии, то в 2010 году – лишь чуть более половины респондентов (p≤0,001). Этому способствует и общая ситуация в стране, во многом провоцирующая абитуриентов просто подавать документы в различные вузы, а не осознанно выбирать профессию. Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что осознанный профессиональный выбор, уверенность в его правильности и возможность профессиональной реализации воздействуют на все звенья наркопотребления (инициальную пробу и актуальное потребление) и являются универсальными протективными факторами наркопотребления.
Среди когнитивных факторов, провоцирующих наркопотребление, мы обнаружили преувеличение масштабов распространенности наркопотребления в студенческой среде и приуменьшение риска от употребления отдельных видов ПАВ.
При изучении социальных установок к наркотизации было выявлено, что студенты достаточно адекватно представляют себе риск при однократном и систематическом употреблении опьяняющих веществ, а наркопотребители этот риск недооценивают.
H.W. Perkins предлагает интерпретировать переоценку студентами распространенности употребления ПАВ с позиции классической теории каузальной атрибуции [6]. Можно предположить, что представления студента о поведении тем больше искажены, чем больше они основываются на мнениях относительно незнакомой группы студентов. Нормативные заблуждения относительно употребления наркотиков поддерживаются за счет отсутствия обсуждения альтернативных установок и поведения в вузе.
Среди факторов ближайшего социального окружения провоцирующими факторами наркотизации являются уход из родительской семьи, наличие собственной семьи (официальный либо гражданский брак), вторичная трудовая занятость.
Среди личностных характеристик наиболее часто ассоциированы с наркопотреблением некоторые ценностные ориентации: высокая значимость денег и низкая оценка уважения со стороны окружающих, а также внешний локус контроля.
Таким образом, анализ полученных результатов позволяет описать социальнопсихологическую модель наркотизма в студенческой среде . Она включает в себя:
– ролевую модель родительской семьи: принятие аддиктивного поведения и отсутствие обсуждения опасности и негативных последствий наркопотребления в семье;
– наличие друзей, употребляющих ПАВ, влияние группы сверстников и включение в группы с девиантным поведением;
– наличие социально-психологического феномена искажения восприятия:
-
а) переоценивание распространенности наркопотребления,
-
б) недооценивание риска наркопотребления;
– нормализация наркопотребления (уменьшение актуальности данной проблемы в сознании студентов);
– ценностные ориентации, а именно, высокая значимость денег и низкая оценка со стороны окружающих;
– внешний локус-контроля;
– влияние «широкого» социального окружения, социальная тревога: неуверенность в завтрашнем дне и надежности выбора профессии.
Список литературы Социальная психология наркотизма в студенческой среде
- Габиани, А.А. Кто такие наркоманы-А.А. Габиани//Социологические исследования. -1992. -№ 2. -С. 78-83.
- Козер, Л. Функции социального конфликта./Л. Козер. -М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000.
- Мертон, Р. Социальная структура и аномия/Р. Мертон//Социология преступности. (Современные буржуазные теории.): сб. ст./под ред. Б.Н. Никифорова. -М.: Прогресс, 1966. -С. 21-35.
- Bandura, A. Social Foundations of Thought and Actions: A Social Cognitive Theory, Upper Saddle River/A. Bandura. -NJ: Prentice Hall, 1986.
- Monitoring the Future national results on adolescent drug use: Overview of key finding, 2007/L.D. Johnston, P.M. O'Malley, J.G. Bachman, J.E. Schulenberg. -Bethesda, MD: National Institute on Drug Abuse, 2008.
- Misperceptions of the norms for the frequency of alcohol and other drug use on college campuses/H.W. Perkins, P.W. Meilman, J.S. Leichliter et al.//Amer. Coll. Health. 1999. -47. -P. 253-258.
- Rosenstock, I.M. The Health Belief Model and preventative health behavior. Health Education Monograph, 2, 336-353. 1974b.