Социальная утопия Вячеслава Иванова - общество как мистический союз индивидуальностей

Автор: Бужор Евгения Сергеевна, Разов Павел Викторович

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 10, 2018 года.

Бесплатный доступ

Русский поэт и мыслитель Вячеслав Иванов (1866-1949) был одним из немногих в плеяде русских символистов, кто свое учение о символической действительности расширил до социальной теории. Социальная теория Вяч. Иванова строилась на основе философии всеединства Владимира Соловьева, в соответствии с которой человек, как и вся действительность в целом, пребывает в двух состояниях - эмпирическом и умопостигаемом. Эмпирическому индивиду соответствует насильственный тип общества, тогда как взаимодействие духовно преображенных людей, вовлекающих в свою орбиту других людей, приводит к созданию нового ненасильственного типа общества. Создание нового общества происходит на основе метафизического преображения людей, а само это преображение возможно через постижение людьми истины о действительности, заключающейся в том, что истиной является всеединство. Ненасильственное постижение истины возможно для Вяч. Иванова только через ее открытие в искусстве, которое нацелено на открытие и изображение высшей ноуменальной реальности. Такое искусство является символизмом. Таким образом, новое общество создается художником-символистом, однако не целенаправленно, но непроизвольно. Художник творит символы и мифы, открывающие истинную реальность, и само по себе это творческое действие является социогенным: люди, видя истины в открываемых символических и мифических образах, преобразуют себя и вступают в новый тип взаимодействия, осуществляющийся по модусу всеединства - отдачи себя другим и вбирания других в себя. Результатом этого модуса взаимодействия является новый тип общества, в котором максимальное единство всех сочетается с максимальной свободой каждого.

Еще

Вячеслав иванов, всеединство, общество, община, духовно преображенная личность, общность индивидуальностей, харизматическая власть, символ, миф

Короткий адрес: https://sciup.org/149133675

IDR: 149133675   |   DOI: 10.24158/fik.2018.10.2

Список литературы Социальная утопия Вячеслава Иванова - общество как мистический союз индивидуальностей

  • Соловьев Вл.С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев Вл.С. Сочинения: в 2 т. М., 1989. Т. 2. Чтения о богочеловечестве. Философская публицистика. С. 124
  • Гоббс Т. Левиафан. М., 2001. 478 с.
  • Rosenthal B.G. Transcending Politics: Vyacheslav Ivanov's Visions of Sobornost' // California Slavic Studies. 1992. Vol. 14.
  • Иванов Вяч.И. Идея неприятия мира // Иванов Вяч.И. Родное и вселенское / сост., вступ. ст. и примеч. В.М. Толмачева. М., 1994. С. 57.
  • Обатнин Г. Иванов-мистик (Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907-1919)). М., 2000. 240 с.
  • Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 51.
  • Васильева Т.В. Путь к Платону. Любовь к мудрости, или Мудрость любви. М., 1999. 208 с.
  • Соловьев Вл.С. Славянский вопрос. 1884 [Электронный ресурс]. URL: http://www.odinblago.ru/soloviev_5/1_4 (дата обращения: 06.10.2018).
  • Иванов Вяч.И. Кризис индивидуализма // Иванов Вяч.И. Родное и вселенское / сост., вступ. ст. и примеч. В.М. Толмачева. М., 1994. С. 24.
  • Иванов Вяч.И. Достоевский: трагедия - миф - мистика // Иванов Вяч.И. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Брюссель, 1979. С. 517.
  • Иванов Вяч.И. Две стихии в современном символизме // Иванов Вяч.И. Родное и вселенское / сост., вступ. ст. и примеч. В.М. Толмачева. М., 1994. С. 160.
Еще
Статья научная