Социально-демографический портрет якутского купечества (вторая половина XIX - начало ХХ в.)

Автор: Титова Л.Е.

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 12, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется социально-демографическая характеристика якутского купечества второй половины XIX - начала хХ в. Целью работы является анализ условий формирования торгового сословия в Якутии, его состава и пополняемости. Кроме того, оцениваются брачно-возрастные, национальные, гендерные признаки, уровень грамотности, вероисповедание, а также иные характерные черты, свойственные верхушке провинциального купечества в регионе. На основе архивных данных, переписи населения, законодательных актов рассматриваемой области формируется представление об особенностях торгово-предпринимательской деятельности обозначенного социального сословия. В результате составлен социально-демографический портрет регионального купечества указанного исторического периода. Автор делает вывод, что характерной чертой купечества выступало отсутствие традиционности, а принадлежность к сословию, как правило, определялась наличием капитала, а не происхождением.

Еще

Гильдия, якутское купечество, торговое сословие, торгово-предпринимательская деятельность, якутская область

Короткий адрес: https://sciup.org/149141940

IDR: 149141940   |   DOI: 10.24158/fik.2022.12.39

Текст научной статьи Социально-демографический портрет якутского купечества (вторая половина XIX - начало ХХ в.)

Последние несколько лет в рамках социально-экономического развития страны происходит трансформация социальной структуры общества. На современном этапе дифференциация населения определяется социальной мобильностью. Различные группы экономически активного населения проходят постоянную адаптацию к меняющимся условиям рыночных отношений. В целом экономика страны зависит от тенденций развития предпринимательства. Бизнес обеспечивает наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами, различными услугами и является звеном в формировании валового внутреннего продукта государства.

Первую плеяду российских предпринимателей составляло гильдейское купечество. За исторический период своего развития оно стало влиятельным сословием в российском обществе.

Активной деятельностью купечество охватывало практически все сферы экономической, общественной и культурной жизни страны. Интерес представляет социально-демографическая характеристика данного сословия.

Вопросы формирования в России классов буржуазного общества с описанием характерных особенностей социальных групп исследованы зарубежным автором А.Дж. Рибером (1982: 416). Анализу состава, менталитета, деловой этики сибирских купцов посвящены работы Ю.М. Гончарова (1999), В.П. Бойко (2009), Е.А. Зуевой1, В.Н. Разгона2 и др. Авторы выявили структуру купеческих семей, проследили динамику численности, брачно-возрастные и другие особенности сибирского купечества. В якутской исторической литературе наблюдается дефицит исследований, посвященных социально-демографической специфике купечества как социального слоя, однако можно выделить работы Л.П. Иванова (2019), Г.П. Кулаковского и П.Г. Кулаковского (2009). Участию разных слоев населения в экономической жизни Якутска посвящена диссертация А.И. Яковлева3.

Торгово-предпринимательская деятельность в России велась в соответствии со строгой регламентацией со стороны государства. Основным критерием законодательства в этот период было правовое регулирование экономики. По Положению о пошлинах от 1863 г. торговые свидетельства разделялись на купеческие (гильдейские) и промысловые4. Купеческое (гильдейское) свидетельство предоставляло, помимо права на торгово-предпринимательскую деятельность, купеческое звание и связанные с ними личные преимущества. Промысловое свидетельство не давало никаких особых личных преимуществ, кроме прав торговли в пределах, обозначенных законом. С 1865 г. третья гильдия была отменена («в целях укрепления купечества»).

Началом торгово-предпринимательской деятельности считались государственная регистрация и выкуп патента (гильдейского или промыслового). Заявление подавали в городскую управу с отметкой разряда, по которому предполагалось начать деятельность. Гильдейские свидетельства являлись срочными, и в случае невозобновления через год претендент выбывал из гильдии. Поверку торговли вели чиновники Казенной палаты5. При оформлении заявления на I гильдию не требовалось объявление состава семьи6. За свидетельство купца II гильдии указывали полный семейный состав. Например, в 1868 г. в Якутской городской думе было зарегистрировано заявление Н.Е. Верховинского на выкуп свидетельства II гильдии. Кроме самого Николая Евгеньевича (34 года), в заявлении были указаны двое сыновей 10 и 4 лет, две дочери 12 и 3 лет, жена Мария Ефимовна (30 лет), отец Евгений Прокопьевич (65 лет)7. Таким образом, заявитель также мог приписывать и ближайших родственников. При этом на всех зафиксированных в заявлении распространялись купеческое звание и привилегии. Такое ведение диктовалось фискальными интересами для предотвращения возможности от уклонения выплаты гильдейских сборов.

Как мы отмечали в более раннем исследовании, стоимость свидетельств зависела от класса местности, где регистрировался купец (Титова, 2011: 29). По географическому коэффициенту Якутская область входила в V класс. Общая годовая уплата I гильдии, по нашим подсчетам, составляла около 1 тыс. р. Стоит сказать, что плата за свидетельство была одинакова для всех, независимо от географического коэффициента – 565 р.8 Однако размер пошлины на торговые и промышленные заведения различался в зависимости от класса местности. Полный пакет свидетельства купца II гильдии стоил примерно 200 р., а 15 %-й сбор с торговых документов являлся единым для обеих гильдий (Титова, 2011: 29). Ежегодно свидетельства возобновлялись, удостоверялись подписями членов городской думы с приложением казенной печати и могли заменить паспорт.

Промысловые свидетельства были самыми упрощенными. Такие требования позволяли заниматься торговлей представителям простых сословий. Они выдавались на мелочные, развозные и разносные торги, а также купеческим приказчикам по приемлемой цене. В 1894 г. цена свидетельства на развозной торг в области составляла 16 р., мелочный – 10, разносный – 6 р. Дополнительно платили местные сборы (не более 10 %) (Титова, 2011: 29). Кроме того, промысловое свидетельство можно было выкупить на полгода.

Состав и пополняемость купечества были неоднородными. Его представляли практически все слои населения Якутской области: потомственные дворяне (например, Ф.В. Астраханцев, купец I гильдии), мещане – инородцы (саха) (Н.Д. Эверстов, купец I гильдии; Н.А. Захаров, купец II гильдии)1 и др. По II гильдии торговлю вели олекминские и вилюйские отставные казаки: Т.А. Куличкин2 и Л. Кондаков3. Купцом I гильдии из крестьян-старообрядцев был А.М. Кушнарев4.

Якутская область делилась на пять окружных центров: Якутский, Вилюйский, Олекминский (центральные), Верхоянский и Среднеколымский (северные). Распределение купцов характеризовалось увеличением среди них доли представителей городского населения. По данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., наиболее высокие показатели были отмечены в Олекминском округе – 23,62 %. В Якутске и округе сосредоточение составляло 18,68 %. Цифры по другим округам были низкими, %: Вилюйский – 1,09; Среднеколымский – 2,70; Верхоянский – 0,505. Сосредоточение бизнеса в южной части Якутии, в Олекминске и округе, объяснялось соседством с золотодобывающими приисками. Здесь массово занимались поставкой сельхозпродуктов и отхожими промыслами.

Анализ распределения купцов и торговцев по полу на 1897 г. выявил наиболее высокий удельный вес среди женщин – 53,3 %, мужчин – 46,7 % (Титова, 2011: 31). По торгово-промышленному праву изучаемого периода женщины могли выбирать купеческие или промысловые свидетельства. Для замужних требовалось письменное согласие мужей6. Таким образом, правоотношения между супругами характеризовались юридически зафиксированной зависимостью жен от мужей и дочерей от отцов. Следует отметить, что в основном их нанимали в качестве сидельцев в магазинах и торговых лавках. При этом большинство женщин не были грамотными7. Вместе с тем с усложнением и разнообразием хозяйственной деятельности вовлечение мужчин в торгово-предпринимательскую деятельность принимало устойчивый характер.

Исходя из распределения по видам торговой и промысловой деятельности, анализ по возрасту показал, что экономически активное население в основном было представлено категориями от 20 до 60 лет. Доля купцов зрелого возраста от 40 до 59 лет была наивысшей (46,3 %), чуть меньше показатели участия в деле людей активного трудоспособного периода – от 20 до 39 лет (37,3 %). Наименьшим было число мужчин пожилого возраста до 65 лет (13,6 %)8. Таким образом, 83,6 % купцов, активно занимавшихся торгово-предпринимательской деятельностью, были в возрасте от 20 до 60 лет. Люди зрелого возраста 40–59 лет, вероятно, уже имели профессиональный стаж. Они были заняты во всех видах торгово-предпринимательской деятельности, существовавшей в Якутской области. Наиболее востребованным, доходным делом являлась торговля сельхозпродукцией.

Капиталистическая экономика, имея дело с рыночными категориями, предполагает более высокую степень грамотности. По этому показателю Якутская область занимала одно из последних мест среди губерний и областей Российской империи. По переписи 1897 г. уровень грамотности населения составлял всего 4,11 % (среди якутов – 0,70 %)9. Больше всего грамотных проживало в городах, %: Якутске – 32,1; Вилюйске – 22,9; Олекминске – 22,4; Верхоянске и Средне-колымске – по 20,6. Достоверный анализ по купеческому сословию оказался невозможным, поскольку в источниках были отображены общие показатели по всем сословиям. Так, уровень образования почетных граждан, купцов и мещан в целом по области составлял: грамотные – 1 570 мужчин и 671 женщина; неграмотные – 1 562 и 1 693 соответственно; с университетским образованием – 19 мужчин; со средним – 276 мужчин; со средним военным образованием – 13 мужчин10.

Распределение купцов и торговцев по национальному составу на 1897 г. было следующим: русские – 149 чел. (84 муж. и 65 жен.) без учета членов семей (в списках они не указаны); якуты – 28 (25 и 3 соответственно) без учета членов семей; евреи – 31 (16 и 15) без учета членов семей; поляки – 1; немцы – 1; кавказцы (без определения нации) – 1; татары – 4 чел. (3 муж. и 1 жен.)11. Таким образом, основную массу купечества и простых торговцев составляли русские, евреи, якуты (саха), татары и по несколько представителей других национальностей.

В ряды регионального купечества, как правило, вступали мужчины активного трудоспособного возраста – от 30 лет и старше. Возраст глав семейств был различным: от 30 до 65 лет. Анализ семейного положения показал, что основная масса купеческих семейств имела простую структуру – одна супружеская пара помимо главы семейства. Одна семья имела от трех детей и более. Редко встречаются семьи с усыновленными детьми (не более двух) умерших родственников. Жены купцов главным образом были представительницами мещанской среды, довольно редко – крестьянской. Возрастная категория колебалась от 28 до 55 лет, средний возраст составлял 40 лет. Жены были незначительно моложе мужей1.

Исследование религиозной принадлежности якутских купцов показало, что преобладающей конфессией являлось православие: православное и староверческое у русских, православное – у якутов (с первой четверти ХIХ в. основная масса якутов принимала крещение), мусульманское – у татар, иудейское – у евреев. В купеческих семьях православная вера поддерживалась как семейная традиция и жизненный устой. Благотворительная деятельность была развита, якутское купечество жертвовало средства на строительство церквей, больниц и школ. Благотворительность для них имела характер религиозности и демонстрировала принцип патриотизма.

В целом по Якутии среди новорожденных, детей и подростков женская смертность преобладала. Основными причинами смертности населения являлись болезни органов дыхания, туберкулез, воспаление легких, а также так называемое «колотье», т. е. плеврит и плевропневмония. С 1856 по 1900 г. численность населения увеличилась на 47 794 чел. (22,3 %), что ежегодно составляло 0,45 %. Ежегодные темпы роста с 1856 по 1896 г. выразились в 1 591 чел. (0,74 %). Количество городского населения с 1857 по 1900 г. увеличилось в 2,5 раза, сельского – в 1,2. Тем не менее следует признать, что приведенные цифры лишь поверхностно отображают реальную эпидемиологическую ситуацию на тот период. В отсутствие данных по демографическим показателям (смертности) среди купечества в целом можно определить состояние данного якутского сословия как благоприятное.

Социально-демографический портрет якутского купечества второй половины ХIХ – начала ХХ в. выглядел следующим образом: это были мужчины активного трудоспособного возраста от 30 до 60 лет, в основном представители русского населения региона, городские жители, семьянины с тремя детьми и более, со средним уровнем образования, православной веры. Торговопредпринимательскую деятельность они осуществляли в рамках II гильдии. В соответствии с географическими показателями ведение бизнеса в сложных природно-климатических условиях требовало от них холодного расчета, выдержки и взаимопомощи в разных ситуациях.

Стоит отметить, что при исследовании региональной истории купечества данного периода выявлены слабость и ограниченность документальной базы. Однако можно сделать вывод, что спецификой купечества выступало отсутствие традиционности сословия, где оно превращалось в составную часть буржуазии с элементами сословных прав, установленных законом. В результате принадлежность к купечеству определялась наличием капитала, а не происхождением.

Список литературы Социально-демографический портрет якутского купечества (вторая половина XIX - начало ХХ в.)

  • Бойко В.П. Купечество Западной Сибири в конце XVIII-XIX в. Очерки социальной, отраслевой и ментальной истории: монография. Томск, 2009. 307 с.
  • Гончаров Ю.М. Купеческая семья второй половины XIX - начала XX в. (по материалам компьютерной базы данных купеческих семей Западной Сибири). М., 1999. 243 с.
  • Иванов Л.П. История купечества Якутии // Наука и инновации - современные концепции: сб. науч. ст. по итогам работы междунар. науч. форума / отв. ред. Д.Р. Xисматуллин. М., 2019. С. 112-116.
  • Кулаковский Г.П., Кулаковский П.Г. Развитие предпринимательства Якутии в начале XX в. // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 32. С. 54-57.
  • Титова Л.Е. Купечество Якутии (вторая половина XIX - начало XX вв.) // Казанская наука. 2011. № 4. С. 25-33.
  • Rieber A.J. Merchants and entrepreneurs in Imperial Russia. Chapel Hill, 1982. 496 p.
Статья научная