Социально-философский аспект изучения качества жизни китайцев, проживающих в России
Автор: Цзян Дань
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 11, 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена рассмотрению такого понятия, как «качество жизни» применительно к китайским иммигрантам, проживающим на территории России и осуществляющим здесь трудовую деятельность. Социально-философский анализ качества жизни представителей Поднебесной проведен по следующим показателям: здоровье, экономическое положение, особенности среды обитания, культурная жизнь и социальное взаимодействие русских китайцев. По итогам исследования резюмируется, что в целом качество жизни граждан Поднебесной в России находится на достаточном уровне, однако в последнее время наблюдается тенденция к его ухудшению по ряду направлений в связи с изменениями в миграционной политике российского государства, развитием экономики страны, последствиями пандемического воздействия. Выявлено противоречие между декларируемым повышением качества жизни населения различных категорий, включая представителей различных этносов, и реальностью. Отмечается, что проведенное исследование может способствовать выработке совместной стратегии России и Китая по управлению качеством жизни граждан двух стран.
Социально-философский аспект, качество жизни, сущностная определенность, противоречие, китайцы, КНР, Россия, система показателей, индекс человеческого развития
Короткий адрес: https://sciup.org/149136605
IDR: 149136605 | DOI: 10.24158/fik.2021.11.6
Текст научной статьи Социально-философский аспект изучения качества жизни китайцев, проживающих в России
Забайкальский государственный университет, Чита, Россия, ,
,
На современном этапе развития общества оно стало предметом обсуждения исследователей из различных областей науки.
В связи с широким охватом вопросов в настоящее время не существует единого определения понятия «качество жизни». С точки зрения эпистемологии и методологии все существующие дефиниции можно разделить на три категории. В рамках первой оно тесно связано с целым рядом нормативных религиозных, философских и социальных концепций, таких как индивидуальное определение правильного поведения, взаимопомощь и т.д. В рамках второй – предполагает выбор экономических условий благополучия людей. Дефиниции третьей категории содержат в себе индивидуально-субъективное определение качества жизни через ощущение личного счастья, следовательно, оно зависит от субъективной оценки индивидуумом собственной удовлетворенности жизнью (Atkinson et al., 2002: 52).
Необходимо отметить, что термин «качество жизни» находится за рамками классического знания и требует исследований в контексте прикладной науки. Нами поддерживается идея о том, что концепция жизненных сил, социальной и индивидуальной субъектности позволяет выявить сущностные характеристики качества жизни населения различных категорий, включая представителей различных этносов. Эта концепция создает новые основания для осмысления человека как биопсихосоциокультурного существа, находящегося в изменяющейся природной и социокультурной среде (Григорьев, Гуслякова, 2002: 79). Также она позволяет определить значение качества жизни отдельного человека для общества, способы повышения его уровня за счет использования новых технологий, активного включения граждан страны в жизнь общества, обеспечения доступности услуг в различных сферах человеческого функционала для всех категорий населения, в том числе этнически инородных.
Концепция жизненных сил человека носит интегративный характер, открывает возможности для теоретического обоснования механизмов социальной жизни и рассмотрения их сквозь призму разных наук о человеке и обществе. Основными понятиями данной концепции выступают «жизненные силы» и «жизненное пространство». При этом первое из упомянутых трактуется как способность людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь различными средствами. Жизненное пространство осознается как «среда обитания человека, позволяющая ему так или иначе воспроизводить и совершенствовать свою жизнь, как совокупность элементов, составляющих естественную и социокультурную основу жизни человека как биопсихосоциокультурного существа» (Григорьев, 2001: 45).
Концепция жизненных сил человека, его социальной и индивидуальной субъектности предоставляет возможность для измерения качества жизни граждан КНР в России. При этом оно может быть проанализировано в контексте осмысления развитости жизненного пространства эмигрантов, характера его взаимодействия с жизненными силами граждан Поднебесной. Уровень организации жизненного пространства граждан КНР в России и степень развития их жизненных сил характеризуются такими показателями, как здоровье, экономическое положение, особенности среды обитания, культурная жизнь и социальное взаимодействие.
По статистике, ежегодно в российском секторе сети Интернет публикуется более 12 000 статей о китайцах, что свидетельствует об интересе к их жизни со стороны местного населения и важной роли русских китайцев в российском обществе (Портяков, 2004).
Качество жизни граждан Поднебесной в России обусловлено в том числе ценностями их культуры. Л. Пай отмечает, что «постоянное упование на удачу способствует прагматичному подходу к жизни, не оставляющему места для самопознания и самосозерцания… на первый взгляд это кажется бездумной верой в слепой случай, парадоксальным образом укрепляет человека в трезвом и прагматичном восприятии объективной действительности. Такая ориентация сделала китайцев весьма восприимчивыми к характеру и структуре рынков. Рынок для них – не теоретическая абстракция, а реальность, полная жизни и динамизма» (Пай, 2002: 228). В свое время М. Вебер писал, что со временем Китай сумеет усвоить капиталистические методы хозяйствования, связанные в том числе с накоплением материальных благ (Weber, 1951: 225).
Анализируя качество жизни в различных сферах жизнедеятельности китайцев в России, необходимо отметить, что на современном этапе ценности, связанные с капиталистическим методом хозяйствования и накоплением материальных средств, нивелируются распространением коронавирусной инфекции; пандемия внесла свои коррективы в осуществление китайцами экономической деятельности. Однако следует сказать и о том, что граждане Поднебесной, проживающие в России, оказались в одинаковом положении с другими этносами относительно сохранения здоровья на фоне распространения ковидной инфекции в стране. Состояние сферы здоровья китайцев пострадало в том же объеме, что и у других, в том числе русских граждан. Здесь в соотношении общего и особенного мы наблюдаем преобладание общего.
Анализ экономического положения китайских граждан в России выявил его зависимость от характера иммиграционной политики русского государства. Так, нововведения последних лет в этой области заставили многих китайцев, занимающихся оптовой и розничной торговлей и нарушивших российские законы, вернуться в Китай, произошла так называемая масштабная «волна возврата» (Даньхун, Цянь 2015). Также проблемы возникают из-за ограничений ввоза, вывоза определенных групп китайских товаров, в результате чего граждане КНР в России несут убытки (Ларин, 1997). Сказанное свидетельствует о недостаточном экономическом благополучии китайских иммигрантов, что естественным образом сказывается и на качестве их жизни в целом.
Характеристики среды обитания для китайцев в России, с одной стороны, являются достаточно позитивными. Это связано с наличием мест для пеших походов, возможностями для занятий водными и лыжными видами спорта, альпинизмом, верховой ездой и т. д. С другой стороны, ограничения в области добычи древесины и растениеводства, введенные в России не так давно, вызвали снижение качества жизни китайцев вследствие уменьшения их доходов и занятости, результатом чего стала утрата гражданами КНР возможности воспользоваться ресурсами среды обитания по организации досуга, учету интересов ввиду приоритетности вопросов жизнеобеспечения и трудоустройства.
Анализ культурной жизни как базовой категории, позволяющей оценить качество жизни граждан КНР в России, выявил следующее: в настоящее время большинство китайцев, проживающих в России, работают в сфере строительства и торговли, не имея даже начального образования, значительная часть таких работников неграмотна (Yanhong, 2020: 39). В последние годы Россия выдвигает новые, более высокие требования к культурному и образовательному уровню мигрантов из Китая, объясняя это темпами собственного экономического развития (Yanhong, 2018; Сюецзин, Яньхун, 2020). Данное обстоятельство значительно осложнило жизнь представителей КНР, поскольку они вынуждены повышать свой культурный и образовательный уровень в случае, если планируют работать на территории Российской Федерации.
Категория «социальное взаимодействие» тесно связана с трудовой деятельностью граждан КНР, поскольку основные контакты китайцев с местным населением обусловлены именно спецификой сферы их занятости. С 2001 года в России действовала система трудовых квот для иностранных иммигрантов, но она постоянно сокращалась. С 1 января 2015 года вступил в силу новый закон, по которому эти квоты были заменены разрешениями на работу для физических или юридических лиц, что усложнило трудоустройство китайцев в России (Ларин, 2009). Следствием таких изменений стало ограничение сферы социального взаимодействия китайских граждан в России и ее зависимость от экономических условий.
Таким образом, на современном этапе развития общества отмечается противоречие между декларацией повышения уровня развитости жизненного пространства китайцев в России и реальным его качеством, что связано с ограничением возможности транслирования базовых ценностей, лежащих в основе их экономической жизни, вследствие распространения коронавирусной инфекции, совершенствования российского законодательства в сфере миграционной политики государства РФ, а также изменения общего вектора социально-экономического развития страны.
Эвристическая значимость концепции жизненных сил, социальной и индивидуальной субъектности заключается в определении сущностных характеристик качества жизни населения всех категорий, включая представителей китайского этноса: здоровья, экономического положения, особенностей среды обитания, культурной жизни и социального взаимодействия; в установлении значимости уровня качества жизни населения для общества; в использовании новых технологий управления составляющими его категориями, целью чего должно стать благополучие во всех сферах жизнедеятельности граждан.
Список литературы Социально-философский аспект изучения качества жизни китайцев, проживающих в России
- Atkinson Т., Cantillon B., Marlier E., Nolan B. Social Indicators. N. Y., 2002. 256 p. https://doi.org/10.1093/0199253498.001.0001.
- Galbraith J.K. The Affluent Society. N. Y., 1999. 274 p.
- Pigou A.C. The Economis of Welfare. L., 1920. 288 p.
- Weber M. The Religion of China: Confucianism and Taoism. Glencoe, 1951. 235 p.
- Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего (из-бранные статьи по неклассической социологии). Барнаул, 2001. 229 с.
- Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. М., 2002. 164 с.
- Даньхун Ю., Цянь Г. К вопросу о негативном имидже Китая в российских СМИ // Гу-манитарные аспекты современных массмедиа: проблемы, противоречия : материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2015. С. 50–52.
- Ларин А.Г. Китайские мигранты в России. История и современность. М., 2009. 512 с.
- Ларин В.Л. Россия и Китай на пороге третьего тысячелетия: кто же будет отстаивать наши национальные инте-ресы? // Проблема Дальнего Востока. 1997. № 1. С. 15–26.
- Лига М.Б., Захарова Е.Ю., Томских М.С. Управление качеством жизни. Новосибирск, 2011. 227 с.
- Нехода Е.В., Рощина И.В., Пак В.Д. Качество жизни: проблемы измерения // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2018. № 43. С. 107–126. https://doi.org/10.17223/19988648/43/7
- Пай Л. «Азиатские ценности»: от динамо к домино? // Культура имеет значение. Каким образом ценности способ-ствуют общественному прогрессу / под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. M., 2002. С. 221–237.
- Портяков В.Я. Новые китайские мигранты в России: промежуточные итоги // Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 3. С. 38–47.
- Фу Сюецзин, Нин Яньхун. Распространение и деятельность китайцев на российском Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX века // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2020. № 8. С. 25–29. https://doi.org/10.37882/2223-2982.2020.08.35.
- 宁彦宏。 俄罗斯的中国移民:历史与现代 = Нин Яньхун. Китайские эмигранты в России: история и современность. Пекин, 2020. 268 с. На кит. яз.
- 宁彦宏。 阿穆尔河中上游中国人在俄罗斯的历史 = Нин Яньхун. История китайцев в России на верховье и среднем течении реки Амур. Пекин, 2018. 324 с. На кит. яз.