Социально-информационные технологии как основа концептуальных позиций региональных избирательных кампаний

Автор: Бажин Игорь Иванович, Захаров Максим Валерьевич

Журнал: Власть @vlast

Рубрика: Коммуникации и общество

Статья в выпуске: 9, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье исследованы особенности реализации современных концептуальных позиций избирательных кампаний. Приводится модель информационного сопровождения ключевых идей предвыборной кампании в системе гуманитарных технологий с опорой на социальную ценность информации.

Социально-информационные технологии, индивидуальная информационная культура, ключевые идеи, социальная ценность информации

Короткий адрес: https://sciup.org/170166576

IDR: 170166576

Текст научной статьи Социально-информационные технологии как основа концептуальных позиций региональных избирательных кампаний

С овременные научные подходы в сфере применения социально-информационных технологий в избирательных кампаниях имеют весьма широкий спектр. Это социальный психоанализ, социально-психологический, ситуативный, манипулятивный, социологический подходы и др. Вне зависимости от приверженности авторов тому или иному подходу, в практике управления избирательными процессами без сбора информации об электорате невозможна разработка эффективной стратегии той или иной предвыборной кампании.

Практика российских региональных выборов наглядно демонстрирует, что на современном этапе развития политической системы страны актуальным становится решение комплекса проблем применения современного «технологичного» социологического подхода к изучению избирательных региональных процессов, поскольку он предполагает комплексное изучение социальнополитических отношений и социальной реальности. Такой подход способен наиболее полно и объективно устанавливать множество отличий и особенностей субъективных и объективных взаимосвязей в избирательных процессах с учетом социальных, политических, духовных, экономических и иных факторов, определяющих жизнедеятельность социальных групп и общностей. К преимуществам социологического подхода следует отнести относительно доступную и потому «технологичную» формализацию процесса сбора первичной информации, а также имеющуюся возможность фиксировать социальные явления с использованием наработанного понятийного аппарата. И в дальнейшем, в процессе наблюдения за развитием того или иного явления общественной жизни, корректировать созданные концепции, успешно проектируя или прогнозируя разноплановые социально-политические процессы.

В то же время современная российская практика региональных избирательных кампаний выявила к настоящему времени ряд определенных ограничений, свойственных социологическому подходу. Партийная система России пребывает в стадии динамического формирования с весьма размытой социальной базой многопар- тийности. Кроме того, на эффективное использование методологии, конкрет-ных методик и разнообразного социо -логического инструментария в процессе управления избирательной кампанией негативно влияет отсутствие сформиро ванной, устоявшейся, имеющей опреде-ленные традиции политической инфор мационной культуры в российском обще стве. Этими же недостатками обладает и социально психологический подход с основным принципом партийной иденти фикации, доминирующий в ряде научных школ при прогнозировании электораль ного поведения.

Поскольку избирательная кампания как значимая часть избирательного процесса является в определенном смысле само стоятельным социальным проектом, для получения эффективного управленче ского результата к ее разработке следует применять все существующие методы социального проектирования. В связи с изложенным сегодня весьма остро встает вопрос о развитии научных подходов к разработке и эффективному внедрению в региональные избирательные процессы социально информационных технологий и об адаптации разработанных методик к региональным особенностям.

Ранее нами был описан и проанализи -рован комплекс информационных ком понентов современного политического маркетинга, пока еще не в полной мере используемый в социальных техноло -гиях российских региональных изби рательных кампаний1. Недостаточно активное внедрение в избиратель ный процесс комплекса социально информационных технологий приводит к целому ряду негативных для обще ственной жизни эффектов. Во первых, результаты достигнутой политической победы весьма скептически восприни маются значительной частью общества и ведут к влиянию маргинальных полити ческих конструкций на массовое созна ние. Во - вторых (что является еще более тревожным симптомом с точки зрения формирования гражданского общества), ненаучный, а следовательно непрофес сиональный взгляд на массовое созна ние как на конституционно навязанный инструмент для «победы любой ценой»

ведет к трансформации убеждающей политической коммуникации в комму никацию суггестивную, направленную на нестабильный и колеблющийся сег мент российского электората в регио нах.

Именно поэтому в научной среде не прекращается дискуссия о границах поня тий «социальные технологии» и «манипулятивные технологии» в избирательных кампаниях как о пределах социально без опасных границ гуманитарного влияния в целом. Мы придерживаемся точки зрения, изложенной в работах В.Г Афанасьева, о том, что основное отличие социальной технологии от манипулятивной связано со свойствами информации, наполняю щей ту или иную публичную социальную коммуникацию. Информация в процес сах социальных технологий, в отличие от манипуляций, несет определенную соци альную и индивидуальную, отвечающую потребностям и интересам человека цен ность2.

Кроме того, комплекс социально информационных технологий в условиях формирования и развития информаци онного общества в России уже не может пониматься как массированное односто роннее воздействие на целевые группы социума вплоть до получения заплани рованного победного результата в изби рательной кампании. Распространение социальных сетевых технологий в урба нистической среде ведет к обязательной концептуальной позиции избирательной кампании — наличию диалога, действен -ной обратной связи с избирателями. Только таким образом в резко меняю -щемся мире можно обеспечить подлин ную свободу выбора и вызвать желание граждан реализовать предоставленную им Конституцией РФ свободу волеизъ-явления. Безусловно, в таком подходе кроется определенная опасность потери ведущих властных позиций для сложив шейся административно политической элиты, однако без конкурентного раз вития политической сферы, в первую очередь — без социально ответственной избирательной борьбы, страну, по опре делению, может ожидать не эффектив ная модернизация, а эффектная, «зре лищная», разрушающая пока еще весьма хрупкие российские социальные институты революция.

Следовательно, современный взгляд на эффективность социально-информационных технологий неотделим от введения в концепцию избирательной кампании методик фиксирования и анализа ответной реакции со стороны целевых электоральных групп. Эффективность социаль но-информационных техно -логий во многом зависит не только от качества их разработки и оценки особенностей массового сознания и социальнополитических установок целевых групп, но и от способности социума в целом к адекватному восприятию такого рода технологий.

Тем самым, наиболее активная фаза избирательного процесса неотделима от социально ответственной деятельности органов власти в межвыборные периоды по формированию определенной социокультурной среды региона, в первую очередь – информационной среды. В результате такого рода деятельности создаются и закрепляются четкие нравственные, организационные и правовые правила и традиции, способные обеспечить всестороннюю социальную защищенность избирателя и дать ему объективную возможность для проявления индивидуальной свободы воли при голосовании.

Использование социально -информационных технологий при разработке концепции избирательной кампании не исключает необходимости учета и таких факторов электорального выбора, как социальный интерес или ситуативная реакция избирателей на те или иные явления общественно-политической и экономической жизни региона.

Опыт авторов по разработке и эффективному практическому применению концепций избирательных кампаний, содержащих в своей основе социальноинформационные технологии, может быть проиллюстрирован примерами из практики ряда региональных выборов, в т.ч. в Нижегородском регионе и Красноярском крае. Под стратегией кампании мы понимаем систему действий, содержащую анализ и обоснование основных условий и принципиальных путей достижения победы в предвыборной кампании. Стратегия кампании основана на системообразующих факторах региональной ситуации, которые являются определяю- щими в течение периода всей кампании с учетом дополнительных обстоятельств (как это осуществлялось, например, в 2002 г. во время избирательной кампании одного из кандидатов на пост губернатора Красноярского края).

  • 1 . Учитывая существенную территориальную специфику районов и городов края, стратегия должна адаптироваться к ситуации каждого отдельного территориального образования.

  • 2 . Стратегия поверяется и может подвергаться корректировке в ходе кампании по результатам срезовых социологических исследований, позволяющих отслеживать эффективность ее реализации в ситуации предвыборной борьбы.

Описываемая стратегия кампании содержала следующие основные блоки:

  • –    описание факторов, определяющих предвыборную ситуацию, структуру электорального поля и предварительную оценку шансов кандидата на пост губернатора края;

  • –    основные стратегические линии кампании и прогноз электоральной ситуации;

  • –    стратегический имидж кандидата: мотивация к участию в выборах, структура стержневых элементов имиджа кандидата;

  • –    основные тезисы направления кампании кандидата в случае необходимости ведения контрпропаганды и защиты от информационного манипулирования;

  • –    этапы проведения кампании;

  • –    основные тезисы тактики ведения кампании.

Предварительный анализ ситуации и результаты диагностического исследования позволили нам сформулировать ключевые идеи социально-информационной работы в рамках предвыборной борьбы с учетом одного из концептуальных оснований гуманитарных технологий – социальной ценности информации: «Наступает новый этап в жизни Красноярского края – этап созидания»; «Красноярскому краю нужен губернатор-созидатель, способный объединить край и поднять экономику».

Выбранные идеи имели прочные основания, связанные с качествами личности и репутацией кандидата. Во-первых, кандидат, единственный из всех претендентов на пост губернатора Красноярского края, обладал реальным опытом эффективного управления субъектом РФ; он сумел добиться эффективного и быстрого возрождения одного из крупнейших предприятий края и наладить жизнь целого региона как успешный антикризисный менеджер. Во-вторых, серьезным доводом для целевых групп избирателей должно было стать намерение кандидата возглавить неблагополучный на ту пору Красноярский край и оставить пост губернатора Таймырского округа, выведенного командой кандидата в свое время в число благополучных регионов.

Описанные ключевые идеи с учетом масштаба данного регионального избирательного проекта и необходимости четкой организации работы на этапе его реализации были дополнены тремя вспомогательными идеями с не менее значимым для регионального электората социальным и индивидуально-ценностным информационным компонентом.

  • 1.    Идея распространения глобального социально-экономического кризиса и необходимости привлечения максимальных ресурсов для выхода из ситуации, угрожающей жизнеобеспечению практически каждого жителя Красноярского края.

  • 2.    Идея патриотизма, объединения края.

  • 3.    Идея позитивной самостоятельности.

Кризисное положение, в котором оказался Красноярский край к 2002 г., во многом можно было связать с опасным сочетанием конфликтности, непрофессионализма и нерешительности представителей прежней политической элиты. Был сформулирован объективный информационный посыл: жизненно важно выбрать того кандидата, который сможет реально привлечь инвестиции в местную экономику.

Исследование электоральных настроений свидетельствовало о наличии у значимой части избирателей недоверия к кандидату, основанное на приписывавшемся ему намерении «отобрать Норильск». В этой связи часть ресурса социальноинформационных технологий предполагалось направить на смену сложившихся стереотипов и создание нового убеждения в том, что и администрация Таймыра, и кандидат персонально всегда полностью выполняли свои обязательства перед краевым бюджетом. Следовательно, именно в борьбе за целевое использование бюджетных средств и состоит глубинный патриотизм претендента на должность главы исполнительной власти края. Для усиления объединяющей социальной темы планировалась активизация информационного сопровождения участия Норникеля и Таймыра в жизни края: «инвестиции в будущее».

Данная идея должна была работать на усиление электоральных ожиданий прихода к власти губернатора, который, с одной стороны, знает специфику края, а с другой – не связан с всевозможными полукриминальными структурами. Отсюда появлялась возможность влиять на рациональный выбор в пользу кандидата, способного проводить самостоятельную политику, в т.ч. через защиту интересов края в федеральном центре. Подобная стратегия позиционирования позволяла создать образ, отвечающий двум базовым признакам имиджа «идеального губернатора»: «свой» и «самостоятельный».

Таким образом, ориентация на выбранные социально значимые идеи как на основные социально-информационные послания позволяла создать и реализовать предвыборный имидж, адекватный электоральным ожиданиям населения Красноярского края.

Концепция данной избирательной кампании в ходе ее реализации подвергалась корректировке с учетом ситуации, складывающейся в процессе борьбы 4 полноценных претендентов на высшую выборную должность края. Необходимо отметить, что корректировка такого рода не была строго ситуативной, ее плановые параметры и «особые точки» были намечены еще на этапе создания данного избирательного социально-политического проекта. В частности, поддерживаемый нами кандидат Х, по результатам исследований, на момент старта кампании занимал 4-ю позицию всего с 9%. Прогноз электоральной динамики показал, что для выхода во 2-й тур за 2,5 недели кампании нужно повысить рейтинг кандидата Х в крае в 5 раз, а для победы во 2-м туре – в 10 раз. Эта сложнейшая задача могла быть решена парадоксальным образом – через внешне проигрышное положение кандидата с относительно малой известностью в 46% и уровнем доверия в 38% от числа знающих кандидата граждан. Из этого следовало, что непосредственно против кандидата Х было настроено всего не более 15% избирателей, что являлось наилучшим показателем среди всей четверки участников. Такого рода резерв роста был использован для достижения контрольных цифр к концу 1- го этапа с уровнем известности около 78% и приро-стом рейтинга минимум до 14%, в резуль -тате чего был создан необходимый задел для победы во 2-м туре.

Завершение 2 - го этапа должно было при -вести к росту рейтинга до уровня в 18—20%. На этом этапе основной акцент был сделан на социально - информационную работу в районах, в которых общий настрой по отношению к кандидату опреде лялся как нейтральный или нейтрально положительный. Фактически на 2-м этапе собственный электоральный ресурс кан дидата и ресурс не определившихся, как и предполагалось, оказался фактически исчерпанным. Поэтому тактической зада -чей 3-го этапа стал отбор необходимой части голосов (5—10%) у основных кон -курентов. Тем самым прогнозировался выход во 2 - й тур с 25—28% голосов по тер -ритории края без учета северных районов.

Очевидно, что политические соперники также с большим или меньшим успехом реализовывали свои избирательные стра тегии, в т.ч. путем использования имев шегося в их арсенале административного ресурса. Наш опыт и победный результат еще раз показывают, что интеллектуаль ный потенциал и точная методология в со четании с социально информационными технологиями способны преобразовать слабые исходные параметры кандидата в преимущества.

Таким образом, концептуальные пози ции избирательных кампаний на основе социально информационных техноло гий должны учитывать не только и не столько электоральную культуру как часть политической культуры общества, сколько возрастающую роль информа ционной культуры. В современных усло-виях информационная культура является определяющим компонентом успешно сти и эффективности социальных техно логий с их всеобъемлющим информаци-онным взаимодействием региональных общественных структур и социальных институтов российского общества.

Статья научная