Социально-экономические аспекты ликвидации неграмотности в Астраханской губернии/округе в 1920-е гг

Автор: Миронова С.А.

Журнал: Мировая наука @science-j

Рубрика: Гуманитарные и общественные науки

Статья в выпуске: 2 (59), 2022 года.

Бесплатный доступ

В Астраханской губернии скалывалось неблагоприятное положение в сфере образования и народного просвещения. В регионе преобладало сельское население, большая часть которого была неграмотной. Советское государство начинает проводить политику по борьбе с неграмотным населением, но из-за проблем в экономике, процесс шел очень медленно и сложно. Ликвидации неграмотности на территории исследуемого региона имела ряд специфических черт. Преобладание сельского населения, пёстрый национальный состав, разный уровень развития народов, всё это создавало значительные трудности по работе с неграмотным населением.

Советский союз, астраханская губерния/округ, народное образование, культурно-просветительские учреждения, ликвидация неграмотности, наркомпрос

Короткий адрес: https://sciup.org/140292049

IDR: 140292049

Текст научной статьи Социально-экономические аспекты ликвидации неграмотности в Астраханской губернии/округе в 1920-е гг

Исследование социально – экономических аспектов ликвидации неграмотного населения представляет значительный научный интерес, так как позволяет выявить проблемы, с которыми столкнулось Советское государство и Астраханская губерния в данный период. Эта тема актуальна, потому что проблема безграмотности населения являлась тормозом в развитии нового Советского государства

Процесс ликвидации неграмотности 1 в Астраханской губернии имел специфическую черту, неравномерность функционирования процесса обучения и ведущую роль в этом процессе выполняли добровольные помощники. Вся работа по ликвидации неграмотности в регионе то утихала, то по указанию сверху возобновлялась вновь.

В деле ликвидации неграмотности был накоплен первый опыт, изучение которого давало представление об успехах, трудностях и перспективах дальнейшей работы в этой области. Однако, достигнутые в деле ликвидации неграмотности результаты из-за экономической ситуации, сложившейся в Нижнем Поволжье в 1921 г, нельзя было материально обеспечить и прочно закрепить.

Уже в начале 1920 года губернские комиссии Нижнего Поволжья приступили к предварительным работам, в частности, к открытию школ грамоты во всех городах и торгово-промышленных местностях региона. Повсеместно была проведена перепись неграмотною населения, которая зафиксировала 44000 тыс. неграмотных только в Астраханской губернии, из которых 32000 тыс. приходилось на сельское население.

За короткий срок Астраханский отдел просвещения взял на учет несколько десятков тысяч неграмотных мужчин, женщин, подростков и развернул работу по формированию учебных групп. Больше внимания стало уделяться набору преподавателей, занимающихся ликвидацией неграмотности. В связи с их нехваткой было принято решение взять на учет «всех лиц с образованием не ниже бывшего городского училища» и использовать их в качестве учителей. Работниками ликбеза становились все грамотные жители региона – служащие, специалисты, комсомольцы, учащиеся старших классов школ, студенты вузов2.

Все граждане, подлежащие обучению, были разбиты на три возрастные группы: 14-25 лет, 26-30 лет, 31-50 лет. Согласно инструкции, к декрету СНК ликвидация неграмотности началась с младших возрастов и продолжалась до возрастов предельных. Все неграмотные и малограмотные 14-25 лет были объявлены «мобилизованными на предмет обучения их грамоте и обязаны явиться в ближайшие школы грамоты».

Партия и Советское правительство, учитывая общее оскудение ресурсов страны и необходимость мобилизации всех сил и средств на восстановление народного хозяйства, вынуждено было сузить размах просветительной работы среди населения до минимума. С 15 сентября 1921 года было принято постановление Совнаркома «О мерах по улучшению снабжения школ и других культурно-просветительских учреждений», суть которого сводилась к тому, что все они снимались с государственного снабжения и переводились на местное. Коснулось это распоряжение и ликбеза. С этого момента все расходы на хозяйственно-техническое обслуживание, оборудование инвентарем, канцелярскими принадлежностями должны были обеспечиваться из местного бюджета. Декрет предусматривал передачу части культурно-просветительных учреждений на содержание предприятий и их союзов, которые должны были обеспечивать их ремонт, освещение, доставку топлива и обеспечение всем необходимым.

После перевода культурно-просветительских учреждений на местный бюджет, работа по ликвидации безграмотного населения сильно замедлилась, а к 1922 году в Астраханской губернии вообще не проводилась. Полностью отсутствовали финансовые средства, «ликпункты» закрыты, большинство работников просвещения уволено по сокращению штатов.

В Астраханской губернии, как и в других регионах страны, сохранились лишь отдельные «ликпункты» и школы для взрослых. От полного исчезновения их спасала поддержка, исходившая от общественных организаций и населения. Некоторые школы взрослых и пункты ликвидации неграмотности, находившиеся на грани развала, удалось сохранить благодаря поддержке со стороны профсоюзов. По сообщениям из уездов такие школы функционировали в первую очередь при крупных фабриках и союзах.

Основная часть населения Астраханской губернии проживала в сельской местности, где работа по ликвидации неграмотности сталкивалась с большими трудностями. К примеру. Марфинский район Астраханского округа на 90 % был представлен ловцами казахами, жившими в землянках, в далеко разбросанных друг от друга аулах. Летом эти землянки вообще прекращали существовать: они размывались водой, и местное население переселялось в кибитки, на кочевье. Вполне естественно, что такое положение сильно затрудняло ведение культурно-просветительской работы с казахским населением.

В 1924-1925 гг. в Астраханском округе наблюдается некоторое улучшение в финансировании дела ликвидации неграмотности, что было связано, прежде всего, со стабилизацией общей экономической ситуации в стране из-за реализации нэпа.

Определенные успехи в экономики способствовали тому, что, начиная с середины 1920-х годов, наблюдается рост общих расходов на народное просвещение. В 1924-1925 году впервые государством были отпущены средства на строительство и ремонт школьных зданий. Но, что касается Астраханского округа, то по этим показателям регион значительно отставал от средних по РСФСР.3

В последующие годы ликвидация неграмотности продолжалась нарастающими темпами. Появились новые формы вовлечение неграмотных и малограмотных в движение за достижение полной грамотности. Важную роль сыграло созданное в конце 1923 г. добровольное общество «Долой неграмотность», председателем центрального совета общества был М.И. Калинин. Астраханское отделение ОДН начало работать весной 1924 г деятельность общества была разнообразной.

Члены его создавали школы по обучению взрослых, обеспечивали необходимым оборудованием, привлекали средства населения (рабочие и служащие отчисляли свои однодневные заработки и т.д.), проводили разъяснительную работу. Задачи ОДН менялись, формы его работы совершенствовались. Широкое распространение в его деятельности получило соревнование. Соревновались ячейки, районные и областные отделения. Это способствовало достижению существенных успехов в обучении взрослых.

Проводилась запись в члены местных отделений «Долой неграмотность», обучение грамоте проводилось в многочисленных школ для неграмотных и малограмотных, также широко применялось индивидуальное обучение по месту жительства. Безусловно, с образованием этого общества дело пошло несколько быстрее. К сожалению, в Астраханской губернии ОДН стало выполнять свои функции лишь в 1927 г., и в течение года его членами были обучены лишь 77человек.

Широкий размах получила культурно-просветительная деятельность в рамках «культурного похода» по инициативе ВЛКСМ в 1928 году. Организация культурно просветительской работы требовала немалой настойчивости от ее участников. Инструктору по обучению взрослых приходилось нередко проходить из села в село десятки верст, идти вечерами, ночью в любое время года и любую погоду. Активнее всего эта кампания шла в городах. В каждой волости были назначены инструкторы по ликвидации безграмотности, на которых возлагалась обязанность подыскивать подходящие помещения, оборудовать их, заготовить инвентарь и пригласить учительский персонал. Шла усиленная агитация сельского населения в пользу школ грамоты4.

Большая работа велась по ликвидации неграмотности среди рыбаков. В 1926 г среди этой категории грамотных было 35 %. Поэтому Особая краевая комиссия по борьбе с неграмотностью поставила задачу – организовать ликбезы на путине. Для этой работы готовились 4000 – культ-армейцев, в том числе 1200 - из национальных меньшинств. Обучение организовывалось не только в клубах, школах, красных уголках, но и на рыбных судах, шаландах, в море, на реке, для этой цели были сооружены кyльтpыбицы.

При исполкоме была создана комиссия, объединявшая работу всех организаций в деле обучения взрослых. К 1 мая 1929 г. планировалось обучить 25 тыс. неграмотных, в том числе 10 тыс. - в г. Астрахани и 15 тыс. -в сельской местности. Город был разбит на 6 районов, разделенный в свою очередь, на 35 участков. К 15 января 1929 г. в Астрахани обучилось 9480 неграмотных взрослых. Значительные успехи имелись в деле борьбы с неграмотностью в деревне. Так, в Черноярском районе обучалось 1428 человек, Харабалях -907 чел., Камызяке -1300 человек.

Не смотря на тяжёлое положение и проблемы с финансированием в сфере народного образования, многие школы Астраханской губернии были закрыты, а оставшиеся были в тяжелом состоянии. В школе были большие проблемы с материально-техническими оснащением, требовались дополнительно парты, столы, стулья, доски, учебные пособия и основное это квалифицированные учителя. Но при этом территории Астраханской губернии все же оставались действующие школы и профессиональные училища, техникумы и институты5.

Одни из таких учреждений, Астраханская ветеринарно-фельдшерская школа, которая в 1922 году была реорганизована в ветеринарный техникум, и Астраханская фельдшерско-акушерская школа, в 1924 году школа была переименована в Астраханский медицинский техникум.

Так же, на территории Астрахани в 1920-е годы находились такие учебные заведения как: Астраханская городская индустриальная профессиональная школа №1, Астраханская городская советская трудовая школа 2-ой ступени № 2 имени Карла Маркса, Астраханская индустриальномеханическая школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) № 3 ВолгоКаспийского Госрыбтреста, Астраханская механическая школа фабричнозаводского ученичества (ФЗУ) N 4 по подготовке кадров для коммунальной системы при Астраханском городском отделе коммунального хозяйства.

На территории Астраханской губернии/округа в 1920-е годы действовала школа глухонемых. К 1922 году из неё выпустились 10 учеников, 6 из которых переплётчики и 4 сапожника. В 1924 году в школе начала действовать швейная мастерская, в которой девочки обучались кройке и шитью. К 1929 году школа находилась в кране тяжелом положении из-за состояния здания в котором находилась.

В Астрахани действовали художественные мастерские, которые в 1921 году были реорганизованы в Астраханский художественный техникум и его руководителем был назначен П.А. Власов. В училище обучали по нескольким специальностям, одни из них «станковая живопись» и «дизайн по отраслям».

В 1921 году в Астраханской губернии действовал рыбопромышленный техникум. В нем было открыто два курса, всего было 49 человек, которые обучались на отделении технология рыбы и рыбной продукции. В техникуме ставились задачи обучить за 5 лет специалистов и инженеров по рыбному делу.

Еще большое количество учебно-просветительских учреждений находилось на территории Астраханской губернии в 1920—е годы: Астраханский учительский институт, Астраханская учительская семинария, Астраханская школа садоводства, Астраханская торговая школа, Астраханское мореходное училище, Астраханское техническое училище, Ахматовская школа садоводства, Тингутинская сельскохозяйственная школа, Слободо-Николаевское ремесленное училище, Красноярское ремесленное училище.

Нельзя так же забывать о развитии и открытии национальных школ на территории Астраханской губернии/округе. В июне 1926 года было принято новое постановление СНК РСФСР по докладу Наркомпроса «О просветительной работе среди национальных меньшинств», в котором отмечались достижения в деле просвещения населения национальных окраин. Постановление определяло меры по подготовке национальных кадров, для чего предполагалось значительно расширить сеть специальных учебных заведений. Благодаря принимаемым мерам на государственном и партийном уровнях к 1928 г. были созданы определенные возможности для развития культуры и народного образования для большинства народностей, населяющих Россию.

Подходы Советской власти к решению проблем обучения детей различных национальностей можно проследить на примере Нижнего Поволжья оно являлось местом расселения различных этносов, здесь проживали различные национальные группы. Поэтому повышение грамотности среди детей различных национальностей в этом регионе было особенно актуальным6.

Национальные школы в Астраханской губернии располагались как в городе, так и во всех уездах. В Красноярском уезде имелось: татарских школ - 7, киргизских - 6, в них обучалось 630 учеников, педагогический персонал состоял из 21 человека. В Нижнее - Баскунчакском районе действовали 2 смешанные школы. Всего насчитывалось 57 школ, 4533 учащихся, 125 человек педагогического персонала.

Нехватку времени на подготовку квалифицированных специалистов в те годы пытались компенсировать организацией различного рода краткосрочных курсов продолжительностью от двух недель до трех месяцев. Проводились они в основном в летнее время, когда заканчивался учебный год, и прекращалась практически всякая культурно-просветительная работа. Курсы комплектовались, но отдельным специальностям: избачи, библиотекари, ликвидаторы неграмотности, учительские курсы. Достаточно частым фактом являлось то, что начинало обучаться одно количество людей, а заканчивало курсы другое, гораздо меньшее. А из отчета об образовательном цензе преподавателей Астраханской губернии, мы видим, что на 1922 г. преподавателей с высшим образование насчитывалось 112, со средним - 42, из них с общим образованием - 66, со специальным - 88.

Более того, из-за финансовых затруднений вообще далеко не всегда удавалось организовать и провести запланированные подготовительные курсы.

Исходя из выше перечисленного материала можно сделать некоторые выводы, что в Астраханской губернии/округе в 1920-е годы были тяжелым периодом в сфере народного образования и культурно-просветительской деятельности. Но все же, в регионе велась борьба с неграмотным населением, открывались ликпункты и школы грамоты, организовывался «культурный поход», были добровольцы, оказывающие населению помощь в борьбе с ликвидацией безграмотности.

Так же, в Астраханской губернии / округе развивалась сеть культурно -просветительских учреждений продолжали открываться школы в различных направлениях, действовали училища и техникумы по специальностям, открывались высшие учебные заведения. Из-за многонационального состава характерного для Астраханской губернии отрывались и действовали национальные школы: татарские, киргизские и смешанные. Все культурно просветительные учреждения находись на местном бюджете, что очень сильно пошатнуло их положения. В регионе была нехватка: школ, библиотек, профессиональных училищ, квалифицированных педагогов. Можно заметить, что региональное культурное строительство переживало то спады, то подъёмы в сфере народного просвещения, конечно это зависело от общего социально-экономического положения Советского государства, но Астраханская губерния/округ продолжала развивать в культурно -просветительскую деятельность, не смотря на финансовые и другие трудности с которыми сталкивалась.

Список литературы Социально-экономические аспекты ликвидации неграмотности в Астраханской губернии/округе в 1920-е гг

  • Вишняков Ю.Л. Проблемы ликвидации неграмотности в РСФСР (вторая половина 1920-1930-е годы). Дис. канд. ист. наук. М. 1994. С. 115-121.
  • Государственный архив Астраханский области (ГААО). Фонд отдел народного образования Астраханского губисполкома. Ф. 1362. Оп.1. Д. 1315. Л. 7.
  • Государственный архив Астраханский области (ГААО). Фонд. Отдел народного образования Астраханского окружного исполкома Советов депутатов трудящихся. Ф. Р- 2265. Оп.1. Д.21. Л. 2.
  • Житкова С А Школьное образование в условиях становления административно-командной системы // Южно-Российский вестник геологии, географии и глобальной энергии Астрахань, 2006 №6 С 35 -39.
  • EDN: KVDVTZ
  • Чуйков Ю. С. Материалы к истории народного образования в Астраханском крае // Астраханский вестник экологического образования № 1 (19) 2012. С. 155-198.
  • EDN: PUQNKP
Статья научная