Социально-экономический потенциал молодых женщин с несовершеннолетними детьми и перспективы его использования в трудовой деятельности

Автор: Василенко И.В., Егорова Ю.С.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 9, 2025 года.

Бесплатный доступ

Молодые женщины, особенно имеющие малолетних детей, образуют противоречивую социальную категорию. Это обусловлено сочетанием двух видов деятельности, выполняемой ими, – трудовой и семейной, бытовой, связанной с рождением и воспитанием детей. Обе они важны как для женщин, так и для государства и его экономики. Цель данной статьи заключается в анализе социально-экономического потенциала молодых женщин с несовершеннолетними детьми и возможности и желания его использовать. Структура его включает в себя такие компоненты, как квалификационный, информационно-инновационный, экономический (материальный), личностный и социальный. Все они влияют на мотивацию молодых женщин к осуществлению трудовой деятельности. В этом контексте было опрошено 510 женщин в возрасте от 18 до 35 лет, имеющих несовершеннолетних детей и проживающих в Волгограде и городах Волгоградской области. Установлено, что молодые мамы обладают хорошим квалификационным и личностным потенциалом, что является привлекательным для работодателей. Невысокий материальный потенциал формирует у них мотивацию к возвращению на работу или использованию новых форм занятости.

Еще

Молодые мамы, квалификационный и личностный потенциал, материальный потенциал, новые формы занятости, фриланс, повышенная трудовая мотивация у руководителей и предпринимателей

Короткий адрес: https://sciup.org/149149170

IDR: 149149170   |   УДК: 314.8   |   DOI: 10.24158/tipor.2025.9.3

Текст научной статьи Социально-экономический потенциал молодых женщин с несовершеннолетними детьми и перспективы его использования в трудовой деятельности

1,2Волгоградский государственный университет, Волгоград, Россия , ,

,

,

Введение . Современный этап развития российского общества сопровождается множеством проблем, создающих в целом непростую ситуацию – это трудности международного характера, экономические санкции, нестабильность рынка труда, уровень социального доверия граждан и многое другое, оказывающее влияние на все категории населения России, особенно на женщин. Именно эта социальная группа составляет более половины всего населения современной России, обладает значительным трудовым потенциалом, является носителем и транслятором традиционных российских ценностей в среде нового поколения. Преимущественно от женщин в большей мере зависит то, как будет развиваться российское общество, экономика, как в духовном плане будет воспитано подрастающее поколение, какую гражданскую идентичность оно будет иметь.

Экономическая сфера является полем деятельности современных российских женщин, но именно оно содержит в себе социальное противоречие между трудовой занятостью представительниц прекрасного пола и всем грузом их бытовых, хозяйственных и семейных обязанностей. С одной стороны, женщины являются экономически активным населением, способным своим трудом создавать материальные и духовные ценности, а с другой – они остаются незащищенными в сфере труда и занятости в силу их двойной нагрузки.

Особенно актуальны эти противоречия для молодых женщин с несовершеннолетними детьми. Формирование и развитие отраслей экономики страны в целом зависит не только от образовательного, профессионального уровня женской части населения, но и от их мотивации в сфере труда, от доминирующих ценностных предпочтений и установок. Актуальными являются также вопросы социально-трудового статуса молодой женщины с ребенком, детьми в обществе, и рассмотрение проблем труда и занятости данной социальной группы.

В настоящее время ученые-социологи исследуют целый ряд вопросов, связанных с трудовой деятельностью и занятостью молодых женщин с детьми (Старцева, 2023), отношением к труду как проблеме повседневности (Новинская, 2022), трудоустройством женщин с детьми и мерами их поддержки (Умалатова, 2022), фрилансом как новым видом занятости для женщин с детьми (Гизатуллина, Зимова, 2022) и т. д. Несмотря на факт обращения ученых к перечисленным выше проблемам женщин с детьми, изучение социально-экономического потенциала этой категории граждан остается злободневным вопросом, оказывающим влияние на трудовые ценности и мотивы молодых женщин с несовершеннолетними детьми, на возвращение их в традиционную сферу занятости либо на включение в новые формы трудовых отношений (фриланс, дистантная работа), а значит требующим постоянного мониторинга процесса.

Целью данной статьи является анализ структуры социально-экономического потенциала женщин с несовершеннолетними детьми, способствующего или препятствующего их возвращению на предыдущее место работы или новому трудоустройству в условиях современного российского региона.

Основная часть . Занятость рассматривается нами как синоним трудовой деятельности. У В.И. Даля труд – это «работа, занятие, упражнение; все то, что требует усилий, старанья и заботы…»1.

Развитие современной России сопровождается формированием тенденций, характеризующих изменение отношения населения к трудовой деятельности, определяющее выбор занятости и ее оценку. Отношение к трудовой деятельности связано с системой трудовых ценностей и мотивов, сформированных в сознании индивидов и их трансформацией (Звонова, Белова, 2024).

Нельзя не отметить, что трудовые ценности соотносятся с доминирующим на той или иной стадии социального развития мировоззренческим типом. Современная именуется обществом постиндустриальным (информационным). Ведущей в нем выступает роль информации, знаний, действий, осуществляемых с помощью компьютерных технологий. Лидирующее положение признается за интеллектуальным, а не физическим трудом. Так, человек, получивший хорошее образование (к которому по меркам современности относится высшее), имеющий доступ к необходимой информации, получает возможность перемещения по социальной лестнице. Знания ранее выполняли вспомогательную роль, а теперь являются источниками трудовой активности. Эти процессы актуализируют рассмотрение квалификационного и информационно-инновационного потенциала индивида или в нашем случае – молодых женщин с несовершеннолетними детьми.

Трансформация трудовых ценностей от символа материального благосостояния в современном обществе к признаку социального статуса и признания в обществе приводит к переориентации на новые трудовые модели, мотивируемые нематериальными ценностями (Фукуяма, 1999). В то же время нематериальные ценности становятся значимым продуктом, только когда индивид находится в экономической безопасности (Inglehart, 1990). Таким образом, если труд выступает как ценность, то в первую очередь он представляет собой деятельность, обусловливающую индивиду возможность для заработка или обеспечения собственного материального благосостояния. Об этом свидетельствуют социологические данные исследований ценностей1. Подобная тенденция будет прослеживаться и в материальном потенциале молодых мам.

В настоящее время специфику отношения к труду определяет самоценность работы, а также повышение влияния ориентиров в трудовой деятельности на стоимость ее потенциала, полезность в достижении материальных средств (Тихонова, 2024). Эту сторону отношения к труду отражает личностный потенциал. Анализ трансформации производственных ценностей позволяет связать структуру социально-экономического потенциала индивида с тем личностным статусом, которым он обладает на рынке труда, что обеспечивает ему конкурентоспособность при трудоустройстве.

Говоря о трансформациях, происходящих во всех сферах современного общества, можно отметить, что они касаются не только отношения к труду и трудовой деятельности, но и изменяющихся условий, места проживания, наличия социальных связей, появления новых форм трудовой деятельности (фриланс, удаленная работа), социальной ответственности (предпринимательство), что определяет необходимость исследования социального потенциала (Иноземцева, 2024).

Таким образом, в зависимости от изменений в обществе трансформируются ценности, господствующие в социуме, а также ценности и мотивы, касающиеся трудовой деятельности человека. Так, в процессе перехода от традиционного общества к индустриальному его типу, а затем к постиндустриальному, в котором существует ценность хорошего заработка, сложилась система факторов, детерминирующих занятость и связанных с имеющимся у индивида потенциалом (квалификацией, социальными связями, материальной позицией, индивидуальной установкой на труд).

С учетом сказанного социально-экономический потенциал молодых женщин будет нами рассмотрен через призму квалификационного, информационно-инновационного, материального, социального и личностного его элементов.

Для сбора первичной й информации использовался метод анкетирования. В Волгоградской области (Волгоград, Волжский, Светлый Яр, Михайловка) было опрошено 510 молодых женщин в возрасте от 18 до 35 лет, имеющих несовершеннолетних детей. Время проведения исследования пришлось на август – сентябрь 2024 г. Тип выборки: многоступенчатая, районированная, маршрутная. Отбор респондентов – случайный, на детских площадках по месту жительства.

Результаты и обсуждение . Квалификационный ресурс является фактором детерминации трудовой деятельности первого уровня для указанной категории женщин. Он определялся с помощью объективных индикаторов: уровня образования, карьерного роста, и субъективного – отношения к трудовой деятельности.

Уровень образования молодых матерей, по данным опроса, достаточно высок: имеют законченное высшее образование среди числа работающих около 72 %, среди неработающих – 56 %. Такой ресурс дает возможность получения высокооплачиваемой работы и продвижения по карьерной лестнице. Вместе с тем его используют лишь 17,0 % молодых женщин с детьми, которые на момент опроса работали. Среди них около половины являются «специалистами» и трудятся в сфере услуг, торговли, занимаются бухгалтерией, финансами, административной работой, около трети – работают удаленно, 3,0 % опрошенных учатся, а остальные имеют собственное дело.

Следующий индикатор касался возможности карьерного роста в потенциале и реальности. У 30,0 % молодых женщин с несовершеннолетними детьми повышение в должности было единожды, у остальных работающих в настоящее время или в прошлом его не было. Это означает, что работодатели не заинтересованы в повышении профессионального и карьерного роста женщин активного репродуктивного возраста. Вместе с тем около трети опрошенных молодых мам для своего развития и карьерного продвижения собираются пройти курсы повышения квалификации, что свидетельствует об их стремлении увеличить свой производственный потенциал.

Теперь рассмотрим субъективный показатель – отношение к своей трудовой деятельности. В целом, работа нравится 67,0 % занятых молодых женщин Волгоградской области; 16,0 % опрошенных отметили, что их не устраивают отдельные моменты в ней. Затруднились с оценкой своего трудового опыта 5,0 % опрошенных. Остальным работа не нравится (12,0 %).

Таким образом, квалификационный потенциал молодых женщин с несовершеннолетними детьми можно оценить, как вполне достойный. Об этом свидетельствует и уровень их образования, и карьерный рост, и мотивация (у некоторых респондентов) к получению дополнительных знаний и квалификации. Этот ресурс поддерживается позитивным отношением молодых мам к трудовой деятельности, что является залогом устойчивой мотивации для ее осуществления.

Следующим является информационно-инновационный потенциал, который также определяет успешность женщин на рынке труда. Однако несмотря на понимание ими необходимости повышения квалификации и наличие стремления к обладанию новыми знаниями данный потенциал формируется у молодых мам крайне слабо. Это объясняется низкой трудовой мобильностью, длительными и краткосрочными перерывами в работе, высоким уровнем безработицы, а также отношением работодателей, которые не видят смысла в обучении «декретниц». Кроме того, большинство опрошенных женщин, работающих в данный момент или ранее, и сами не имеют устойчивых ориентиров на повышение квалификации. Только 14,3 % опрошенных не удовлетворены этой стороной своего труда.

Наличие материального потенциала определялось с помощью таких индикаторов, как: стремление работать, необходимость поддержания финансового благосостояния, удовлетворенность различными сторонами трудовой деятельности (заработная плата, режим работы, условия труда). Большая часть (78,0 %) опрошенных считают, что женщина после рождения ребенка должна работать. Иными словами, у большинства молодых мам имеется мотивация на трудовую деятельность и возвращение к ней. С одной стороны, это позитивный факт, однако возникает вопрос: все ли женщины побуждаются к труду внутренней мотивацией или существуют внешние обстоятельства, воздействующие на нее? На этот вопрос получаем ответ с помощью второго индикатора. Он показывает, что необходимость работы для поддержания материального благосостояния семьи касается 48,0 % опрошенных, поэтому перерыв в их трудовой деятельности хотя и необходим, но не должен быть длительным.

Теперь рассмотрим уровень заработной платы и удовлетворенность ею у молодых мам с детьми. В ходе опроса прозвучали такие фразы: «денег хватает на повседневные траты», «только на самое необходимое». Полученные в ходе опроса оценки удовлетворенности уровнем заработной платы свидетельствуют о том, что он не устраивает 40,0 % респондентов. Уровень заработной платы на современной стадии развития общества зависит также от способности к переквалификации и переобучению молодых женщин. Выше был рассмотрен информационноинновационный потенциал молодых мам и его недостаточность. Возможно, это одно из объяснений причин неудовлетворенности уровнем заработной платы. В то же время материальный уровень своей семьи до 30,0 % молодых женщин с детьми могут поднять с помощью родственников, пенсии, пособий и алиментов.

Оплата труда определяется не только видом и качеством выполняемых работ, но и условиями их осуществления. Этой стороной своей трудовой деятельности недовольны более 10,0 % опрошенных женщин, что в некоторой степени снижает их мотивацию на включение в трудовую деятельность.

Личностный трудовой потенциал определяется по показателям ценности труда, наличия мотивации достижения, трудового статуса и ответственности, а также количества детей. Ценность трудовой деятельности для молодых женщин с детьми заключается, прежде всего, в обеспечении стабильности жизни (87,5 %), а также в возможности самореализации (59,0 %). Таким образом, все же стремление к творчеству, к развитию в трудовой мотивации у молодых мам прослеживается, хотя и усложняется внешними условиями. Имеются в наличии и более гражданские мотивы – труд как выполнение долга (33,0 %), а также прагматические – достижение успеха (30,0 %).

Более развитой является мотивация к возвращению на работу у женщин-предпринимателей, а также тех, кто занимает руководящие посты (12,0 %).

Женщины возрастной группы 20–29 лет в наибольшей степени испытывают трудности при возвращении в трудовую деятельность, поскольку именно на этот возрастной диапазон приходится больше всего рождений детей.

Итак, личностный потенциал данной категории граждан может быть оценен в среднем как высокий, хотя он дифференцирован в зависимости от целей труда, производственного статуса женщины и количества у нее детей.

Социальный потенциал определялся по таким показателям, как: доля проживающих в городских населенных пунктах, наличие социальных связей, помощь молодым мамам в уходе за ребенком, режим работы, отношения в коллективе. В городах проживают 90,0 % женщин из числа опрошенных. На социальные связи рассчитывают при трудоустройстве 17,0 % из них.

Чаще всего в уходе за ребенком женщинам помогают близкие родственники (60,0 %), а это значит, что половина респондентов может выйти на работу раньше, так как есть помощники. Такое решение может мотивироваться удобным режимом и графиком труда. Опрос показал, что эта сторона труда вызывает недовольство у четверти опрошенных. Работодатели не учитывают особенности этой категории сотрудников, что приводит к снижению мотивации к труду у значительного числа молодых мам. В этом случае есть два выхода: либо женщины будут искать другие сферы занятости или уходить в «свободное плавание», либо работодатели будут предусматривать особые режимы труда для женщин с несовершеннолетними детьми. Результат в настоящее время таков, что все большее число молодых мам уходит во фриланс. На момент проведения опроса им занимались 13,0 % респондентов. Примерно половина из них до рождения ребенка совмещали официальную деятельность и фриланс, 25 % хотели бы сохранить обе деятельности в будущем. Респонденты, которые были успешны во фрилансе, хотели бы в нем остаться и не собираются переходить на официальную работу.

Совмещают ли молодые женщины фриланс с рождением и воспитанием детей? Результаты опроса показали, что 13,0 % молодых женщин-фрилансеров не прекращали свою деятельность после рождения ребенка, поскольку такой вид занятости сопряжен с удобным графиком работы и обеспечивает возможность совместить деятельность фрилансера с уходом за ребенком.

Исследование показало также, что все же есть молодые мамы, которые в связи с рождением и уходом за ребенком планируют уменьшение рабочего времени в течение суток (12,0 %). Остальные 75,0 % работать не собираются. Кросстабулирование показало, что перерыв или сокращение деятельности планируют те из молодых мам, кто впоследствии собирается перестать быть фрилансером, а предпочитают после окончания срока, определяемого для ухода за ребенком, выйти на работу по своей специальности в качестве наемного работника.

Всех молодых мам, занимающихся фрилансом, можно условно разделить на две группы по критерию постоянства в деятельности. Представители первой из них хотели бы в будущем развивать свой бизнес, поскольку фриланс является для них источником денежных средств, первоначального капитала. Представители второй группы считают, что фриланс – это временная работа, которой они занимаются, пока необходимо ухаживать за ребенком (детьми), а в дальнейшем хотят работать именно по основной специальности.

Наконец, последний социальный индикатор – отношения в коллективе, которые могут давать женщинам больше поддержки и помощи. Данные исследования показали, что с этим показателем дело обстоит благополучно. Только 8,0 % молодых мам оценивают отношения с коллегами как неблагоприятные и не устраивающие их.

Заключение . Обобщая результаты проведенного опроса, приходим к выводу, что среди молодых женщин, проживающих в Волгоградской области и воспитывающих несовершеннолетних детей, трудовая мотивация достаточно высока, хотя и дифференцирована. Молодые женщины с детьми обладают достаточно высоким квалификационным потенциалом (более 70,0 % имеют высшее образование). Для занятости они выбирают такие сферы трудовой деятельности, которые позволяют им использовать квалификационные и экономические ресурсы, совмещать заботу о малолетних детях и выполнять прочие хозяйственно- бытовые функции в семье – чаще всего это сфера услуг, в которой можно использовать гибкий график работы.

Главным экономическим мотивом, влияющим на выход женщин на работу после «декретного» отпуска, является заработная плата и ее размер. Для большинства из них трудовая деятельность позволяет обеспечить стабильность жизни и самореализацию. На трудовую мотивацию влияет личностный потенциал: на работу раньше выходят женщины с высоким трудовым статусом и предприниматели, те, кого поддерживают родители и кто связан с такими формами занятости, как дистантная работа и фриланс.