Социально-культурная ресоциализация русских эмигрантов в общественном движении «Русский сокол»
Автор: Мацукевич Ольга Юрьевна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Социально-культурная деятельность
Статья в выпуске: 3 (41), 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены вопросы социально-культурной ресоциализации русских эмигрантов первой волны в условиях деятельности общественной организации «Русские Соколы».
Социально-культурная ресоциализация, эмиграция, общественная организация, сокольское движение
Короткий адрес: https://sciup.org/14488922
IDR: 14488922
Текст научной статьи Социально-культурная ресоциализация русских эмигрантов в общественном движении «Русский сокол»
Проблемы социально-культурной ресоциализации личности существуют в любом обществе и во все времена, однако они обостряются в условиях социальных трансформаций, военных потрясений, вынуждающих людей менять образ жизни и заново входить в инокультурную среду. Фактически, социально-культурная ресоциализация представляет собой процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, а также усвоение индивидом ценностей и норм, радикально отличающихся от освоенных им ранее. Такой ресоциализации предшествует разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности. По Э. Гидденсу, ресоциализация – вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им прежде (3, с. 692).
Согласно точке зрения П. Бергера и Т. Лукмана, крайним случаем ресоциализации является такое преображение индивида, когда он «переключается» с одного мира на другой (эмиграция, обретение нового вероисповедания, восходящая вертикальная мобильность, длительная госпитализация). В данном случае процессы социально-культурной ресоциализации напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности (1, с. 254–255).
В истории России сохранилось немало фактов социально-культурной ресоциализации наших соотечественников, которые искали спасения на чужбине от происходящих в России революций и войн и которые были вынуждены заново учиться выживать в иной среде.
В период между двумя мировыми войнами за рубежом России оказались сотни тысяч русских людей. Очень скоро эти беженцы стали объединяться – вокруг русской православной церкви, военных организаций, открывшихся русских учебных заведений, а также
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 128-132
различных курсов и обществ. Так, в 1920– 1930-е годы за пределами России сформировалась система национального образования и патриотического воспитания русских мигрантов, в рамках которой развивались различные общественные молодежно-спортивные организации: «Национальная организация юных разведчиков», «Национальная организация юных скаутов», «Национальная организация юных Витязей» и др. Особое место среди них занимало Общество «Русский Сокол».
Общество «Русский Сокол» заявило о себе как о внепартийной национально-русской организации, старающейся «уберечь русских детей и подростков, родившихся на чужбине, от денационализации, сохранить всё русское, честное и нужное для дела восстановления своей страны» (2, с. 7).
Таким образом, открытие в Праге в 1921 году общества «Русский Сокол» положило начало развитию русского Сокольства за границей. Основная цель данного движения – гармоническое развитие духа и тела человека в направлении непрестанного совершенствования на пользу своего народа, а через него славянства и всего человечества.
Примечателен факт, что первоначально спортивно-патриотическое общество «Сокол» появилось в 1863 году в Чехии, а затем в других славянских областях Австро-Венгерской империи. Создание данной общественной организации явилось, по сути, протестным актом самоорганизации чехов, словенцев, сербов и других народов перед угрозой онемечивания этих народов.
Образ сокола – это символ мужского благородства, храбрости, силы, ума, красоты и любви к свободе. Сокол был избран эмблемой ещё и как противоположность австровенгерским имперским орлам – тяжеловатым, с топорщащимися перьями; сокол изображался вниз головой, перевёрнутым, то есть пикирующим. Такая необычная, нетрадиционная эмблема сразу давала возможность понять коренные, непримиримые различия в политике чешских патриотов-националистов и Австро-Венгерской Империи.
Для русского народа сокол – лучшая, передовая часть общества, всегда готовая по первому зову встать на защиту своей Родины, земли своих предков, своего народа. Русский богатырь Илья Муромец назвал своего сына Сокольничек, а в былинах чаще встречается звание сокол, чем орёл.
Основателем системы «Сокол» стал Мирослав Тырш. Изучив системы занятий гимнастикой, популярные в то время, Тырш создает свою гимнастическую систему, которая и стала основой Сокольского движения. В своих «Основах гимнастики» (1868) Тырш отмечает «огромное значение систематического телесного развития и его влияния на воспитание духовных качеств человека: выдержки, храбрости, настойчивости, понимания красоты, честности в борьбе, точности и привычки к систематическому труду» (4, с. 21).
Особенно тщательно были разработаны упражнения на перекладине, параллельных брусьях, коне, вольные упражнения, а также упражнения с предметами под музыку, пирамиды и акробатические упражнения. Шагом вперед явилось то, что в Сокольской гимнастике обращалось внимание не на количество повторений, как это было в немецкой и шведской гимнастике, а на красоту их выполнения. В целом система была направлена на регулярную и целенаправленную тренировку тела и рассматривалась ее автором в качестве средства физического и нравственного воспитания чешского народа, способствующего укреплению физических и нравственных сил и военной подготовки. Разрабатывая идейные основы Сокольского движения, М. Тырш обратился к физической культуре Древней Греции (5).
Сокольство широко распространилось в Чехии и среди других славянских народов – поляков, болгар, сербов, хорватов, словаков, а в 1904 году был основан Союз Славянского Сокольства. Как следствие, Сокольство переросло в ярко выраженную славянскую организацию, которая провозглашала идею всеславянского единения.
Первое Сокольское общество в России образовалось на Волыни в среде чешских ко- лонистов в 1870 году. Сторонниками и инициаторами создания данного движения в России явились офицеры-гвардейцы, генерал Скобелев и участники Балканского похода Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Чешские «соколы» видели в России свою естественную Славянскую страну. «Русское гимнастическое общество» было образовано в 1883 году и начало налаживать добрососедские отношения с чешскими «соколами» в обход правительства России, которое враждебно относилось к идее создания в России Русского Сокольского движения, боясь политических осложнений с Австро-Венгрией. Но, не взирая на запреты, в России образовывались гимнастические организации, во главе которых в большинстве случаев стояли чешские «соколы».
4 мая 1883 года в Москве было основано «Русское Гимнастическое Общество». Впоследствии членами этого общества были Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Общество опиралось на чешский Сокольский опыт, в 1889 году оно завязало переписку с известным пражским Сокольским деятелем Иосифом Шейнером, издателем чешского журнала «Сокол», и через него выписало себе в 1891 году чешского «сокола» Ф. Ольшаника в качестве преподавателя гимнастики.
К 1901 году в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве были созданы аналогичные спортивные общества. Признанием Европой Русского Сокольства явилось приглашение в Прагу в качестве гостей делегатов от гимнастических обществ России на слёт «соколов» в 1902 году.
Общество появилось в Санкт-Петербурге уже в 1878 году, а вскоре Сокольские общества стали появляться во многих городах России.
После поражения в Русско-японской войне 1904–1905 годов, Сокольская гимнастика была положена в основу физического воспитания в русской армии и в средних учебных заведениях. По инициативе Главы правительства П.А. Столыпина, с 1907 года гимнастическим обществам русским гимнастическим обществам официально разрешили называть- ся по имени своего всеславянского прародителя. К этому времени Сокольские общества были распространены в Чехии, Словении, Словакии, Боснии, Сербии, Болгарии. Таким образом, весь славянский мир был охвачен единой системой спортивно-патриотического воспитания, которая имела общую организационную структуру, методику и символы.
В 1912 году в Праге состоялся Всеславянский слёт Сокольских организаций. Русскую делегацию (она насчитывала 3000 человек) проверял лично государь-император Николай II. К 1914 году в России в 26 городах было 42 Сокольские организации.
После прихода к власти большевиков, члены Сокольских обществ, в основном, встали под знамёна Белого движения. В 1918–1920 годах часть Сокольского руководства со своими частями подняла мятеж против советской власти в Поволжье, а в Сибири поддержала Колчака, выступая под Сокольскими знаменами в составе белогвардейских соединений.
В советской России Сокольская гимнастика была объявлена буржуазной и контрреволюционной, хотя многие ее элементы в дальнейшем были взяты на вооружение отечественной спортивной гимнастикой. В 1922 году по предложению К. Радека и Н. Бухарина Сокольство было объявлено нелегальной организацией и закрыто. Началось преследование Сокольских деятелей на Родине.
После исхода части русского народа за рубеж, Сокольские общества стали одной из главных общественных организаций, объединявших разные слои русского общества. Центром русского Сокольского движения в тот период стало королевство Югославия. Сам Александр I Карагеоргиевич был почётным старостой всего южнославянского «Сокола». «Общество Русский Сокол» вновь возникло в Праге в январе 1921 года, а в Земуне (Югославия) – в июле 1922 года. Начиная с 1927 года Русские Сокольские организации появляются во Франции (Мёдон под Парижем), в Швейцарии (на Женевском озере), в Болгарии (София, Шумен), в Латвии (Рига, Двинск), в Польше (Познань), в Китае (Харбин), в США

(Нью-Йорк).
К началу Второй мировой войны Русское Сокольство имело в своём составе четыре Краевых Союза (в Чехословакии, Болгарии, Югославии, Франции) и отдельные общества (около 70). Целями Русского Сокольства в эмиграции являлись распространение его как формы объединения русских людей, поднятие уровня физического здоровья, нравственное и духовное развитие и совершенствование, развитие национального самосознания (6).
Большое значение придавалось воспитанию подрастающего поколения в русском национальном духе. Например, в Югославии во всех русских школах были Сокольские группы, которые работали по специальным программам под управлением учителя гимнастики. На стене в Сокольских спортивных залах висел девиз: «В мышцах сила, в сердце отвага, в мыслях РОДИНА». В те же годы укрепилась мысль усилить воспоминания о Родине у эмигрантской молодежи, и вскоре появилось приветствие перед Сокольским строем: «Помни Россию!» и ответ строя: «Помним». В 1930-е годы появился и общий Сокольский гимн (автор В.Е. Вязьметинов), выражающий основную патриотическую идею этого общества.
В тех местах, где не было русских школ и обществ, русские «соколы» тренировались в составе местных обществ. Кроме обычных обязанностей, подобные группы занимались культурно-просветительским и национальным воспитанием своих членов.
Во всех русских Сокольских обществах кипела бурная жизнь: проводились лекции по истории России, занятия гимнастикой разных возрастных групп «соколов», «соколок» и «соколят», организовывались классы по изучению русских предметов – Закона Божьего, русского языка, русской истории, географии, практиковались «вылеты» на природу и летние лагеря, отмечались церковные события и православные праздники.
Во время открытых выступлений, слетов и других мероприятий Краевой Союз Союза русских соколов выступал как самостоятельная организация под русскими флагами, а на торжественных мероприятиях русские «соколы» выступали как отдельная группа в русских парадных Сокольских одеждах.
Первый Слет Югославянского Сокольского Союза (Ю.С.С.) 14–15 августа 1922 года в Любляне послужил толчком к дальнейшему росту Русского Сокольства в эмиграции. Несколько русских «соколов» выступало с упражнениями в одном строю с югославяна-ми, а 126 русских «соколов» и «соколок» приняло участие в торжественном шествии по городу, впервые снова под своим русским бело-сине-красным флагом. Население Любляны приветствовало русскую колонну восторженными криками приветствия в честь и во славу России, хотя бы и зарубежной.
Детские летние лагеря были одной из форм внешкольной работы в молодежных спортивных организациях русской эмиграции, имели место они и в работе «Русского Сокола». По признанию русских педагогов, летний лагерь являлся наиболее благоприятной средой для национальной социализации детей и подростков эмиграции, так как общение происходило только на русском языке (7, с. 7–8). Особое значение в этой работе лагеря имели беседы у костра, где велись беседы о России, ее истории и культуре; соблюдение религиозных обрядов – в каждом лагере был священник, который изучал с детьми Старый и Новый Завет, молитвы и так далее, и устраивалась церковная палатка, в которой проводились ежедневные богослужения; экскурсии и походы, в ходе которых дети развивались физически, знакомились с историей, географией, культурой России и страны пребывания; художественно-творческая деятельность, связанная с разучиванием русских песен, музыкальных произведений, танцев, а также подготовкой концертов и спектаклей.
Лагеря охватывали значительное количество детей и подростков, которых не могли охватить русские школы. Например, во Франции в эмигрантских школах обучалось несколько сот учеников, тогда как в лагерях бывали тысячи русских детей. Таким образом, летние детские лагеря являли собой одну
из наиболее эффективных форм патриотического воспитания, которое проводилось юношескими организациями в целях сохранения национальной и культурной идентичности детей русских эмигрантов.
В «Хронике» издававшегося в Белграде правлением Союза Русского Сокольства ежемесячника «Пути Русского Сокольства» постоянно освещались многочисленные Сокольские мероприятия.
К началу Второй мировой войны численность русских Сокольских обществ за рубежом составляла 75 действующих обществ, объединяющих свыше 5700 человек: в Югославии работало 32 общества, в Чехословакии 12, во Франции 11, в Болгарии, Латвии и Польше по 7, в Китае 3 и по одному обществу в других странах зарубежья.
Как и следовало ожидать, нацисты питали не меньшую ненависть к «Русскому Соколу», чем коммунисты. По мере распространения германской агрессии в Восточной Европе закрывались Сокольские общества: сначала был закрыт «Сокол» в Сербии, затем в Чехословакии и, наконец, в Югославии.
После Второй мировой войны русские люди пытались возродить Сокольские общества в Западной Германии. На сегодняшний день общества существуют в русском зарубежье (в Лос-Анджелесе и в Сан-Франциско), а в Нью-Йорке издаётся бюллетень «Пути рус- ского Сокольства».
Новую жизнь «Русский Сокол» обрёл в России в 1991 году, когда началось возрождение этого сильного спортивно-патриотического направления воспитания современной молодёжи. Так, в структуре общественной Православной Русской Академии, возглавляемой В.П. Ковальковым, было организовано отделение «Русский Сокол» со своим Уставом, гимном, эмблемой. На эмблеме аллегорически изображена победа добра над злом – высоко над землёй в лучах солнца сокол разрывает змею, которая душила Земной шар, этим сокол совершает обряд очищения Земли от скверны, устанавливая торжество добра над злом.
Думается, что приведенный пример Сокольского движения в русском зарубежье отразил характерные черты социально-культурной ресоциализации. Русские эмигранты, интегрируясь в инокультурную среду, сохраняли собственную идентификацию, в досуговых общественных инициативах берегли язык и ценности национальной культуры, что спасло несколько поколений русских семей от денационализации. В современных условиях осмысление опыта данного движения также может стать ключом к разрешению противоречий в деятельности современных общественных молодежных организаций, в поисках ответа на вопрос о самоидентификации россиян.