Социально-психологические аспекты адаптации сотрудников органов внутренних дел после выхода на пенсию

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/149126329

IDR: 149126329

Текст статьи Социально-психологические аспекты адаптации сотрудников органов внутренних дел после выхода на пенсию

Академия права и управления Минюста России г. Рязань

В настоящее время для ОВД актуальна проблема нехватки и текучести кадров. Причинами подобного положения являются нс только сложные социально-экономические условия в стране, но и то. что многие 20

потенциальные сотрудники рассматривают работу в системе как неперспективную, не дающую социальной защищенности ни во время работы, ни после выхода на пенсию. Недоверие со ст ороны населения, падение престижа службы являются факторами, стимулирующими сотрудников завершать службу. По результатам социологического исследования, проведенного в Санкт-Петербурге в 2000г., 31% граждан не удовлетворены деятельностью органов внутренних дел и 31% их затрудняются охарактеризовать свое отношение (3).

Решение вопросов планирования (сопровождения и завершения) органами внутренних дел карьеры своих сотрудников, создание программы социально-психологической работы с лицами, увольняющимися со службы, требует на первоначальном этапе исследования изучения особенностей восприятия ими завершения карьеры и их адаптации к жизни после выхода на пенсию.

Объект исследования - сотрудники ОВД Рязани и Рязанской области, работавшие в различных отделах и службах, вышедшие на пенсию в 1995-2000 гт. 11ред-мет исследования - влияние причин выхода на пенсию на степень адаптации пенсионеров. Задача исследования - раскрыть специфику социально-психологической адаптации сотрудников ОВД после выхода на пенсию. Гипотезы исследования: 1) большинство сотрудников испытывают затруднения в процессе адаптации к жизни на пенсии; 2) планирование сотрудником завершения карьеры в ОВД, наличие у него семьи, а также состояние его здоровья определяют степень успешности его адаптирован ности к новым условиям жизни после выхода на пенсию.

Большинство исследователей -социальных психологов и социологов связывают понятие социальнопсихологической адаптации с освоением культурных норм социального окружения.

Так, бихевиористы понимают социально-психологическую адаптацию как процесс (или состояние, как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфическом групповом поведении, социальных отношениях или в культуре. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. Отмечается, что термин «социальная адаптация» используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или ipynna достигают состояния социального равновесия в смысле отсутствия переживания конфликта со средой (2.85).

Таким образом, уровень конфликтности личности с социальным окружением оказывается основным критерием ее адаптированное-™.

Согласно интеракционистам, основными признаками эффективной социальной адаптированное™ являются следующие: а) адаптированность в сфере «вне? личностной» социально-экономической акт явности, где индивид приобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства; б) адаптированност ь в сфере личных отношений, где устанавливаются интимные,эмоционально насыщенные связи с другими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знание мотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отражения изменений взаимоотношений (1.19).

Социально-психологическая адаптация сотрудников ОВД представляет, по сути, процесс усвоения ими новых социальных ролей: «пенсионер, живущий на пенсию»; «активный человек, продолжающий трудовую деятельность» и др. Переход к новому статусу осложняется возрастными характерна иками сотрудников, так как большинство сохраняют трудоспособность. обладают стабильными профессиональными навыками и не готовы выключиться из активной социальной деятельности. Таким образом, данная тема приобретает определенную специфику по сравнению с общей теорией пенсионного возраста и нуждается в детальном рассмотрении.

Исходя из недостаточной изученности поставленной проблемы, мы решили прибегнуть к разведывательному (формулятивному) стратегическому плану исследования (6, 104-111). Для изучения социально-психологических аспектов адаптации сотрудников после выхода на пенсию мы использовали опросные методы: интервью и анкетирование.

В данном исследовании интервью применялось на первой стадии сбора эмпирического материала. С пенсионерами проводились личные беседы. Был выбран вариант полустандартизованного интервью: респондентам задавались однотипные вопросы, но варианты ответов были полностью открыты. Запись велась при помощи диктофона. На основе проведенного качественного анализа были выявлены основные тенденции ответов, что позволило обобщить их в анкету.

В нашем исследовании была использована полузакрытая анкета, что позволило стандартизировать ответы респондентов и дать им возможность высказаться более подробно по поводу некоторых вопросов.

Опросник представляет собой перечень вопросов (всего 10 пунктов). Первые четыре вопроса можно отнести к «паспортичке»,они направлены на выяснение поло-возрастных характеристик респондента.

В пятом,седьмом и восьмом вопросах респонденту было предложено оценить по степени значимости причины выхода на пенсию, изменения, возникшие в связи с этим, а также факторы (условия), способствующие адаптации к жизни на пенсии. При оценке интенсивности этих явлений используется пятичленная порядковая шкала.

Шестой вопрос строился на основе методики «Ценностные ориентации» М. Рокича. Он предлагал два списка: терминальных и инструментальных ценностей. Из этих списков было выбрано семь терминальных ценностей, упоминаемых респондентами в интервью: активная, деятельная жизнь; здоровье; интересная работа; материально обеспеченная жизнь; друзья; счастливая семейная жизнь; уверенность в себе. Респондентам было предложено проранжиро-вать эти ценности по степени значимости.

Заключительные, девятый и десятый вопросы -открытые. Их задача — выяснить особенности дальнего планирования и степень активности жизненной позиции респондента.

Полученные в результате анкетного опроса данные были обработаны на базе ПК с помощью программы SPSS.

На первом этапе сбора эмпирического материала было проведено 8 интервью, в анкетировании принимали участие 26 сотрудников органов внутренних дел. вышедших на пенсию в разное время. Выборка канди датов формировалась по следующей схеме. Первоначально в отделе кадров УВД были получены списки адресов сотрудников, недавно вышедших на пенсию; затем в личной беседе с респондентами выяснялись адреса или места работы их знакомых,также прекративших службу в ОВД. Объем выборки и способ ее формирования определялся как стратегическим планом исследования, так и внешними условиями.

По возрастному критерию мы разделили выборку на три категории: 44 года и младше (9 человек); 45-47 лет (7 человек); 48 лет и старше (10 человек). 11о сроку, прошедшему с момента выхода на пенсию, мы также рассматриваем три категории: 1-2 года на пенсии (8 человек); 3-4 года на пенсии (11 человек); 5-7 лет на пенсии (7 человек). По официальным причинам выхода ответы распределились на три основные категории: по выслуге срока службы (17 человек); по болезни и ограниченному состоянию здоровья (6 человек): в связи с сокращением штатов (3 человека).

Неофициальные причины являются более значимыми и информативными с психологической точки зрения, так как они отражают субъективныЙ аспект принятия решения. Исходя из ответов респондентов, предложенные в анкете варианты можно расположить в следующем порядке: низкая заработная плата (69% респондентов отметили эту причину как одну из наиболее значимых); бесперспективность службы (61%); ухудшение здоровья (30%); семейные обстоятельства (23%); нашсл(а) более интересную работу (I Го). Низкую заработную плату можно отнести к разряду объективных причин, вызванных нестабильным экономическим положением в стране.

Тревожным фактом является оценка самих сотрудников своей службы как беснерспек! ивной. По этому поводу в интервью мы получили следующие комментарии: «На работе меня нс оценивали по достоинству...», «Место, которое должен был получить я. получил другой». Значимой для опрошенных оказалась проблема здоровья, которая обусловлена возрастными изменениями и спецификой службы. Выходка пенсию может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье сотрудника. В интервью респонденты комментировали это следующим образом: «Когда я вышла на пенсию, передо мной впервые остро встал вопрос здоровья. Может, потому, что раньше я была как «белка в колесе», а сейчас остановилась, и вылезли все болячки.», но встречаются и противоположные мнения: «Здоровье, конечно, улучшилось. Сейчас у меня нс такая нервная работа, больше времени, чтобы заботиться о себе». По-видимому. большое значение оказывают индивидуальные характеристики. Исследование влияния состояния здоровья на адаптацию пенсионеров было проведено И.Ь. Ушаковым и С.М.Стариковым, по результатам можно говорить о непосредственном влиянии состояния здоровья на эффективность адаптации (5). Видимо, состояние здоровья является одним из самых мощных факторов, определяющих адаптацию. Следовательно, он требует дополнительного изучения.

Большинство респондентов нс задумывались о поиске новой работы заранее, что подтверждают их высказывания: «Пет. Работу я нс искал», «О новой работе я даже не задумывался». Хотя в ходе беседы они комментировали это следующим образом: «Если бы я нашел работу заранее, мне было бы не так труд- но», «Я пыталась найти работу, но мне не удавалось». В том же исследовании И. Б. Ушакова и С.М. Старикова говорится о том. что наличие постоянной работы способствует более эффективной адаптации.

Предложенные респондентам терминальные ценности они проранжировали следующим образом: здоровье (61% респондентов поставили здоровье на первое место); счастливая семейная жизнь (I5%); материально обеспеченная жизнь (11%); активная, деятельная жизнь (7%); интересная работа (4%); уверенность в себе (на второе место поставили 15% респондентов); друзья (на второе место поставили 4% респондентов).

Явное предпочтение отдастся здоровью в качестве первостепенной жизненной ценности на момент обследования. Па второе место респонденты поставили счастливую семейную жизнь, и третьим по значимости является материальное положение. В целом эта триада выглядит вполне логично. Один из респондентов объяснил это следующим образом: «Раньше кроме работы для меня ничего не существовало, все время я уделял ей. Сейчас я стараюсь как можно больше быть со своей семьей, заботиться о здоровье...».

Большинство респондентов с легкостью расставляли по степени значимости первые две—три ценности, а дальше возникали затруднения. Они говорили, что оставшиеся варианты равны между собой, и разделить их практически невозможно. Это лишь подтверждает предположение о том, что ценности, занявшие первые места по степени значимости (здоровье, счастливая семейная жизнь и стабильное материальное положение), четко дифференцируются от остальных.

Дэя оценки эффект иноеш социально-психилоги-ческой адаптации (интеракционистский подход) необходимо было затронуть как сферу «внсличносткых» отношений,так и личные, эмоционально насыщенные связи Мы предложили респондентам охарактеризовать изменения, произошедшие в их жизни после выхода на пенсию последующим позициям: материальное положение; изменение распорядка дня; отношения в семье; здоровье.

При статистической обработке полученных данных использовалась троичная система оценки ответов:

  • 1)    произошли изменения к худшему;

  • 2)    ничего не изменилось;

  • 3)    произошли изменения к лучшему.

В целом преобладают положительные оценки произошедших изменений. Так. изменения к лучшему в материальном отношении констатируют 88% респондентов. улучшение отношений в семье отмечают 61%. положительно оценивают изменения распорядка дня 50% опрошенных, и об улучшении здоровья говорят 42%. Около трети респондентов говорят об отсутствии изменений либо затрудняются ответить.

Нами был разработан условный индекс (включающий в себя оценки респондентами изменений, произошедших в их жизни после выхода на пенсию, по четырем позициям: материальное положение, здоровье, распорядок дня. отношения в семье), по которому мы оценивали степень адаптации респондентов. По результатам выборка была разделена на три группы:

  • 1)    дезадаптированная группа (сюда отнесены респонденты, отмстившие изменения к лучшему во всех четырех сферах);

  • 2)    нейтральная ipynna (о степени адаптации трудно судить по полученным данным, к ней были отнесены респонденты, не вошедшие в первую и вторую группу);

  • 3)    адаптированная группа (респонденты,отметившие во всех сферах ухудшения).

Распределение респондентов по этому признаку выглядит следующим образом: в первую группу вошли 4% респондентов, 65%— нейтральная группа и в третью группу отнесены 31% сотрудников.

Если сравнивать дезадаптированную группу с адаптированной, то вторая явно преобладает. 11о. бесспорно, на первом месте находится «нейтральная» группа. что. на наш взгляд, еще раз подтверждает актуальность исследуемой проблемы. Эта группа может склониться как к положительному, так и к отрицательному полюсу, поэтому требует особого внимания.

Далее респондентам предлагалось оценить степень влияния перечисленных факторов на процесс адаптации Факторы распределились следующим образом по степени значимости: новая работа (77% респондентов присвоили максимальные оценки этому фактору); семья (73%); общение с друзьями (46%); увлечения, на которые раньше не хватало времени (38%); употребление алкоголя (4%).

Работе здесь уже уделяется гораздо большее внимание. Можно предположить, что после выхода на пенсию сотрудники сталкиваются с необходимостью найти новую работу и придают ей большое значение.

Наименее значимым оказалось употребление алкоголя как фактор, «способствующий» адаптации. В ходе интервью респонденты комментировали это так: «Я уже свое выпил, теперь пора подумать о здоровье», «Кита рабозал я пил, теперь бросил». «Сейчас на нормальную работу не устроишься, если будешь пить». Большинство респондентов утверждают, что до ухода на пенсию они пили, и называют много примеров тех сотрудников, кто так и не бросил пить. Следовательно, если эта проблема существует, то она требует своего разрешения, в том числе и при участии психолога.

Открытый вопрос: «Как Вы представляете себе свою жизнь через 5-10 лет?» отражает, по сути дела, специфику дальнего планирования жизни пенсионерами органов внутренних дел. Ответы четко разделяются натри категории:

  • I)    отсутствие дальнего планирования либо неясные представления о будущем: «Не представляю», «До стольких я не доживу», «Больше, чем на полгода вперед я не загадываю»;

  • 2)    приоритст отдается семье: «Как бабушка и домохозяйка». «Буду заниматься воспитанием внуков...»;

  • 3)    приоритет отдается работе: «Работа...». «Надеюсь продолжать активную работу в течение 5-10 лет».

С большим перевесом (81% ответов) преобладают неясные представления о будущем, 11% отдают предпочтение семье и 8% связывают снос будущее с работой.

Десятый, заключи тельный вопрос отражает динамику жизненной позиции респондента:

  • 1)    активная жизненная позиция (активная деятельность. сохранение здоровья): «Беречь здоровье...». «Найти сначала нормальную работу»;

  • 2)    пассивная позиция (нс думать о пенсии, продолжать до последнего работ)' в органах внутренних дел): «Не думать о пенсии», «Уходи на пенсию, и будет все хорошо». 11о результатам получается, что 58% респондентов выражают активную. 42%— пассивную жизненную позицию.

Далее мы попытались выявить наиболее значимые корреляционные связи (на уровне знач и мости р$0.05). Степень адаптации связана со сроком, прошедшим с момента выхода на пенсию х2=0,511 (критерии Пирсона). г$=0,504 (коэффициент Спирмена). р<0.01. Степень адаптации выше у сотрудников, которые дольше находятся на пенсии.

Тесно связаны между собой оценка респондентами изменений, произошедших после выхода на пенсию. и активность жизненной позиции. Здесь наибольшее влияние (р<(),01). видимо, оказывают оценка здоровья (х2=0,653; г =0.649) и отношений в семье 2=0,597; г$=0,609).

Со степенью адаптации отрицательно коррелирует употребление алкоголя (р<005; х2=-0,485; г5= -0,401), что еше раз подтверждает значимость этой проблематики.

Бесперспективность службы в качесгве причины выхода на пенсию коррелирует со степенью адапти-рованности на момент обследования (р<0.05; с2=О.4О7;г$=О,389). Отсюда можно предположить, что те. кто оценивают службу как неперспективную, планируют свою дальнейшую жизнь на пенсии и это. отчасти, способствует их адаптации. Эту гипотезу подтверждает связь между активностью жизненной позиции и бесперспективностью службы в качестве причины выхода на пенсию (p^O.OI; х2=0,603; г$=0,603).

Уровень адаптации к жизни на пенсии в меньшей степени коррелирует с поиском работы в допенсион-ный период (р$0,05; г$=0,392). Хотя эта гипотеза, на наш взгляд, нуждается в проверке на более масштабной выборке, так как в нашем случае всего три человека заявили, что причиной их выхода на пенсию была новая работа.

Выход на пенсию по семейным обстоятельствам отрицательно коррелирует со степенью адаптации на момент обследования (р$0,05; х2=-0,479; гч=0.467). Далее мы попробовали провести факторный анализ полученных результатов и выявили еще одну интересную закономерность.

Было выделено два основных фактора

Первый-(меж-)личностныс условия социальной дезадаптации.

Второй - противоречивые изменения образа жизни.

Normalized principal components

Результаты факторного анализа(мстодом главных компонент) оценок изменений, произошедших после выхода на пенсию. Variables

Материальное положение Изменение распорядка дня Отношения в семье Здоровье

3      4

0.203 -0.017

0.320 -0,180

-0,036 0,36 5

-0.374 -0,198

I 2 -0.547 0.812 -0.812 -0.453 -0.918 -0,148 -0,90 4 0.06 7

Следовательно, получается, что отношения в се мье. здоровье и изменения распорядка дня в совокупности способны серьезно «выбить человека из колеи», но стабильное материальное положение во многом может снижать трудности в этой сфере. Также следует отметить, что пенсионер, скорее всего, доволен либо изменениями распорядка дня (графиком), либо своим материальным положением. Здесь можно выдвинуть как минимум две объяснительные гипотезы: I) либо работающий пенсионер устал от ненормированного рабочего дня во время службы и теперь хочет отдохнуть; 2) либо он не справляется с новой работой, требующей большей инициативности, самостоятельности.

В заключение следует отмстить, что хотя делать какие-либо глобальные выводы на основе представленного количества наблюдений рано, некоторые особенности жизни пенсионеров органов внутренних дел отметить все-таки можно.

На процесс адаптации к условиям пенсионной жизни влияет множество факторов и, несмотря на относительно молодой возраст сотрудников, один из наиболее значимых показателей - состояние здоровья. Важны также факторы, характеризующие профессиональную деятельность на пенсии, срок, прошедший с момента выхода на пенсию, отношения у семье и степень подготовленности к завершению карьеры.

Все это говорите необходимости разработки реабилитационных мероприятий по отношению к пенсионерам и к сотрудникам, которые только готовятся завершить службу.

Статья