Социально-психологические детерминанты групповой преступности несовершеннолетних: криминологический анализ
Автор: Лифанова Марина Владиславовна
Журнал: Вестник Института права Башкирского государственного университета @vestnik-ip
Рубрика: Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
Статья в выпуске: 2 (18), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье проанализированы отдельные аспекты детерминации группового преступного поведения несовершеннолетних, получили оценку объективные и субъективные факторы, лежащие в основе такого поведения, исследованы психологические и предметные причины вступления подростков в группы отрицательной направленности. Обоснован вывод о необходимости контроля формирования в подростковой среде неформальных малых социальных групп для досуга и общения.
Детерминанты групповой преступности несовершеннолетних, типы преступных групп несовершеннолетних, причины стремления несовершеннолетних в неформальные группы с антисоциальной и преступной направленностью
Короткий адрес: https://sciup.org/142237948
IDR: 142237948 | DOI: 10.33184/vest-law-bsu-2023.18.5
Текст научной статьи Социально-психологические детерминанты групповой преступности несовершеннолетних: криминологический анализ
Преступность несовершеннолетних как социально-правовое явление заслуженно рассматривается в качестве самостоятельного объекта крими‐ нологических исследований, что обусловлено как особенностями личности несовершеннолетних преступников и своеобразием совершаемых ими дея‐ ний, так и спецификой причин и условий, детерминирующих преступное по‐ ведение подростков. Несовершеннолетние, совершившие преступление, сложно поддаются воспитательному воздействию, что создает резервы для рецидивной и профессиональной преступности.
По данным Министерства внутренних дел РФ, удельный вес преступ‐ лений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в 2022 г. составил 2,9 %, треть из которых – тяжкие и особо тяжкие преступления 1 .
Традиционно в качестве одной из ведущих особенностей преступности несовершеннолетних выделяется ее групповой характер. По оценкам спе‐ циалистов, «число несовершеннолетних, участвующих в групповых преступ‐ лениях, доходит до 70 %» [1, с. 225].
Группа является непременным элементом человеческой жизни, по‐ скольку люди реализуют свою социальную активность не в одиночку. Груп‐ повая форма поведения позволяет чувствовать одобрение и поддержку. Подчас именно малые социальные группы (семья, досуговая группа и пр.) оказывают существенное влияние на жизненную позицию и ценностные ориентации личности. В особенности это актуально для несовершеннолет‐ них, которые еще не обладают жизненным опытом, но в большинстве слу‐ чаев в силу возрастных особенностей весьма подвержены влиянию соци‐ ального окружения, даже если это влияние не совпадает с принятыми в об‐ ществе правилами поведения или носит противоправный характер.
В зависимости от количественных характеристик выделяют большие и малые социальные группы. Большие социальные группы рассматриваются, во-первых, как количественно не ограничиваемые условные общности людей, выделяемые по признакам социальной, половой либо национальной принадлежности; во-вторых, как реальные, значительные по размерам и сложно организованные общности людей, вовлеченных в ту или иную обще‐ ственную деятельность. Малые социальные группы представляют собой ог‐ раниченную совокупность непосредственно контактирующих между собой людей.
Все социальные группы по способу образования могут быть формаль‐ ными (официальными) и неформальными. Формальные социальные группы являются институционально созданными, имеют юридически фиксирован‐ ный статус, нормативно закрепленную структуру, социально заданную дея‐ тельность. Неформальные социальные группы создаются спонтанно, неофи‐ циально, на основе дружбы, симпатии или полезности для участников. Так‐ же социальные группы могут быть открытыми и подвижными с точки зрения количества участников и их структуры (например, группы друзей) и закры‐ тыми, неподвижными, то есть не допускающими свободного включения или выхода из группы [2, с. 135].
Преступная группа несовершеннолетних является разновидностью ма‐ лой неформальной социальной группы.
Групповое поведение и социальная группа, подвидом которой являет‐ ся группа преступная, всегда были предметом изучения социальной психо‐ логии. Социальная группа рассматривается как любая относительно устой‐ чивая взаимодействующая между собой совокупность людей, которые объединены по определенному признаку или группе признаков (общие интере‐ сы, цели, профессиональная принадлежность, кровное родство, хобби и т. п.). В психологии малая социальная группа понимается как «ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков» [3, с. 84–85]. В роли таких признаков могут высту‐ пать характер выполняемой деятельности, в том числе и преступный, струк‐ тура или уровень развития группы, социальная принадлежность ее участни‐ ков и прочие аналогичные факторы.
Групповое преступное поведение несовершеннолетних отличается по‐ вышенной общественной опасностью. В случае совершения преступления группой лиц в преступную деятельность вовлекается несколько, а подчас значительное количество соучастников, которые поддерживают друг друга как эмоционально, так и физически. Это делает доступными квалифициро‐ ванные способы совершения преступлений, повышает агрессивность несо‐ вершеннолетних, позволяет осуществлять посягательство в отношении не‐ скольких потерпевших и в конечном итоге приводит к наступлению более тяжких последствий.
Традиционно причины и условия, детерминирующие преступность не‐ совершеннолетних, в том числе групповую, «подразделяют на два разряда: субъективные, т. е. связанные с личностными особенностями преступника, и объективные» [4, с. 167].
К числу объективных факторов следует отнести недостатки и просчеты семейного и школьного воспитания, негативное влияние досуговых групп, алкоголизм и наркоманию несовершеннолетних, при этом ведущим факто‐ ром следует признать проблемы и противоречия внутрисемейных отноше‐ ний. «Семейное неблагополучие детерминирует разнообразные виды пре‐ ступности, в особенности оно значимо как фактор криминогенного поведе‐ ния лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста» [5, с. 57]. Дети и под‐ ростки весьма чувствительны к примерам противоправного или асоциально‐ го поведения, особенно если они демонстрируются в семье и преподносятся как жизненная норма. Насилие в семье, случаи использования непедагогич‐ ных приемов и методов воспитания, жестокое обращение с детьми и с дру‐ гими членами семьи на глазах детей отторгает несовершеннолетних от се‐ мьи, отправляя на улицу в поисках понимания и участия. В результате несо‐ вершеннолетний может оказаться в группе с антисоциальной или преступ‐ ной направленностью, что и является одной из базовых причин групповой преступности несовершеннолетних.
Другой объективной причиной, определяющей групповой характер преступного поведения несовершеннолетних, следует признать само суще‐ ствование антисоциальных и криминальных групп несовершеннолетних, ку‐ да ребенок может попасть как по своей инициативе, так и будучи вовлечен‐ ным посредством обмана, угроз, шантажа.
Неформальные подростково-молодежные объединения оказывают значительное влияние на процесс социализации «подростков и молодежи в зависимости от их состава, направленности, стиля лидерства, а главное – от меры значимости для того или иного их члена» [6, с. 52]. По степени крими‐ ногенности выделяются нейтральные («озорные») группы, антисоциальные (предкриминальные), неустойчивые и устойчивые криминальные группи‐ ровки несовершеннолетних [6, с. 52–54; 7].
Иными факторами групповой преступности несовершеннолетних сле‐ дует признать влияние бытового окружения, материальное положение се‐ мьи, а в некоторых ситуациях и «предвзятость, несправедливость и лишение определенных прав людей по причине их принадлежности к определенной социальной группе» [8, с. 62].
Вторая группа факторов обусловлена возрастными психологическими особенностями несовершеннолетних, то есть субъективными характеристи‐ ками самих преступников. Именно эти факторы наиболее разнообразны и многочисленны, являются определяющими при выборе несовершеннолет‐ ним законопослушной или преступной модели поведения.
Нам представляется, что субъективные факторы, обусловливающие вступление несовершеннолетнего в группу криминальной направленности, нужно подразделить на психологические и предметные.
Психологические причины вступления в группу отрицательной направ‐ ленности определяются возрастной склонностью подростка к групповому поведению и определенными характеристиками его личности. В большинст‐ ве случаев в преступные группы попадают несовершеннолетние, не способ‐ ные в силу своих негативных нравственных и психологических качеств к ус‐ тановлению нормальных, позитивных социальных контактов. Такие несо‐ вершеннолетние вынуждены искать социальную группу, подходящую к их личностным характеристикам, и способную их признать, принять и поддер‐ жать. Как правило, это группа с антисоциальной направленностью, состоя‐ щая из подростков и молодых людей с аналогичными взглядами и ценно‐ стями. В результате преступная группа становится для подростка не просто досуговой, но способной дать признание, поддержку и предоставить воз‐ можности для самовыражения. Кроме того, вступая в преступную группу, не‐ совершеннолетий не просто обеспечивает себе среду общения, но и повы‐ шает собственную престижность. Престижность – оценка субъективная, оз‐ начающая «значимое место собственной личности, других субъектов и соци‐ альной группы в целом в ценностной картине общества». Престижность группы для подростка определяется соотношением характеристик данной социальной группы и собственной шкалы нравственных ценностей.
Таким образом, вопрос о приобщении несовершеннолетнего к дея‐ тельности преступной группы обусловлен двумя взаимосвязанными факто‐ рами: отчуждением от позитивных социальных групп и стремлением в груп‐ пы с антисоциальной или криминальной ориентацией.
Предметные факторы стремления несовершеннолетнего к группам с антиобщественной ориентацией представляют собой выгоды, которые он планирует извлечь из групповой преступной деятельности. Эти выгоды могут носить как материальный (корыстный), так и нематериальный характер, на‐ пример, могут быть обусловлены стремлением подростка к острым ощуще‐ ниям, приключениям или желанием добиться признания среди сверстников.
Таким образом, социально-психологические детерминанты групповой преступности несовершеннолетних многочисленны и разнообразны, пере‐ плетены и имеют ярко выраженные возрастные особенности. Несовершен‐ нолетние, становясь участниками малых неформальных социальных групп, ищут не только возможности для совершения преступлений, но и создают среду для общения, полагая членство в преступной группе престижным и создавая для себя наиболее комфортные психологические условия.
В заключение отметим, что формирование в подростковой среде не‐ формальных малых социальных групп для досуга и общения – процесс пси‐ хологически закономерный и соответствующий возрастным потребностям несовершеннолетних. Важно не удерживать подростка от общения со свер‐ стниками, а контролировать направленность группы, которую избирает под‐ росток. При этом следует учитывать, что стремятся к антисоциальным или криминогенным группам те подростки, которые в силу определенных нрав‐ ственно-психологических особенностей способны в них «включиться» и ус‐ тановить необходимые психологические контакты.
Поскольку подросткам свойственно объединяться в группы, в особен‐ ности для проведения досуга, важно не то, удастся ли удержать подростка дома, а то, в какую группу он попадет, будет ли это группа с позитивной, нейтральной или с отрицательной направленностью.
Список литературы Социально-психологические детерминанты групповой преступности несовершеннолетних: криминологический анализ
- Карчаева К.А. Некоторые размышления о преступности несовершеннолетних: особенности и детерминанты / К.А. Карчаева // Образование и право. - 2022. - № 1. - С. 224-226.
- Галлямов Р.Р. Понятие "социальная группа" в современной науке: основные теоретические подходы (зарубежные трактовки) / Р.Р. Галлямов, Л.И. Горемыкина // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2017. - № 3 (21). - С. 133-139.
- Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - Москва: Политиздат, 1990. - 494 с.
- Шляпникова О.В. Детерминанты групповой подростковой - молодежной - преступности / О.В. Шляпникова, В.А. Барышникова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2012. - № 6 (89). - С. 166-172.
- Лифанова М.В. Семья как объект криминологического исследования / М.В. Лифанова // Вестник Института права Башкирского государственного университета. - 2022. - № 3. - С. 55-60.
- Лекомцева Е.Н. Неформальные объединения молодежи как социальное явление / Е.Н. Лекомцева // Ярославский педагогический вестник. - 2007. - № 2. - С. 51-55.
- Мавренкова Е.А. Криминолого-психологические характеристики преступных групп несовершеннолетних, совершающих половые преступления / Е.А. Мавренкова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2013. - № 2 (174). - С. 91-98.
- Папышева Е.С. Проблема дискриминации при подмене трудовых отношений гражданско-правовыми / Е.С. Папышева // Пробелы в российском законодательстве. - 2019. - № 5. - С. 61-64.