Социально-психологические механизмы моды в распространении интернет-рисков среди подростков
Автор: Калинина Наталья Валентиновна
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: Психология и педагогика
Статья в выпуске: 2 (28), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируются риски Интернета и их воздействие на социализацию подростков. На примере рисков вовлечения школьников в деструктивные группы в социальных сетях предпринята попытка анализа действия интернет-рисков с позиций социально-психологических механизмов моды. Представлены результаты исследования, направленного на выявление значения моды как регулятора поведения для подростков, включая поведение пользователя Интернета, наиболее значимых мотивов следования моде, отношения подростков к различным модным объектам, включая объекты, несущие на себе интернет-риски. Полученные результаты позволили зафиксировать тенденции значимого влияния моды на социализацию, при этом участие в группах, создаваемых в социальных сетях, входит в ряд ведущих модных объектов. В качестве движущих сил привлекательности групп организаторами используются наиболее значимые для подростков ценности современности, демонстративности и игры. Для вовлечения в группы искусно эксплуатируются социально-психологические механизмы моды: эмоционального заражения, внушения, подражания, идентификации...
Интернет-риски и угрозы, деструктивные группы, социализация, подростки, мода, социально-психологические механизмы моды
Короткий адрес: https://sciup.org/14114419
IDR: 14114419
Текст научной статьи Социально-психологические механизмы моды в распространении интернет-рисков среди подростков
* Публикация подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей» на 2017 год.
Широкое распространение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека оказывает существенное влияние на его социальную адаптацию. Современную жизнь человека в обществе практически невозможно представить без Интернета. Интернет становится все более значимым фактором социализации и социальной адаптации детей и подростков. Наряду с представляющимися возможностями использования Интернета как инструмента социализации, благодаря которому раздвигаются границы познания, возрастают возможности удовлетворения потребностей, расширяются рамки общения и взаимодействия, многократно возрастают и риски негативного влияния на психологическое самочувствие, эмоциональное благополучие, здоровье и даже жизнь ребенка.
Риски, с которыми сталкивается пользователь Интернета, многообразны. Их несет на себе разнообразная информация, размещаемая в сети. Как указывают исследователи, «само по- нятие риска является субъектно-отнесенным: риск связан с ситуацией, в которой возможен неблагополучный исход, с ситуацией опасности; но исход зависит от выбора и действий человека» [8, с. 65].
В ряду актуальных для сегодняшней интер-нет-среды рисков, связанных с использованием Интернета детьми и подростками, специалисты [7] выделяют следующие:
-
— контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио-, видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т. д.;
-
— коммуникационные риски — связаны с межличностными отношениями интернет-поль-зователей и включают в себя риск подвергнуться оскорблениям и нападкам со стороны других. Примерами таких рисков могут быть: незаконные контакты (например, груминг), киберпреследова-
- ние, кибербуллинг и др. Для подобных целей используются различные чаты, онлайн-мессенд-жеры (ICQ, Google talk, Skype и др.), социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги и т. д.;
— электронные (кибер-) риски — это возможность столкнуться с хищением персональной информации, риск подвергнуться вирусной атаке, онлайн-мошенничеству, спам-атаке, шпионским программам и т. д.;
— потребительские риски — злоупотребление в Интернете правами потребителя. Включают в себя: риск приобретения товара низкого качества, различные подделки, контрафактную и фальсифицированную продукцию, потерю денежных средств без приобретения товара или услуги, хищение персональной информации с целью кибермошенничества и др.;
— интернет-зависимость, навязчивое желание войти в Интернет и невозможность выйти из Интернета, патологическая, непреодолимая тяга к Интернету, «оказывающая пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности» [12].
Каждый из этих видов рисков способен нанести непоправимый ущерб эмоциональному благополучию и психологическому здоровью ребенка, поэтому требует тщательного анализа и нивелирования. В психологической литературе наиболее представлены исследования интер-нет-аддикций, факторов и причин, влияющих на их распространение, подходы к коррекции (например, [1, 2, 5, 11]). Относительно недавно появились исследования, посвященные другим интернет-рискам, в частности, анализу представлений детей и подростков, их родителей и педагогов об интернет-рисках, их осведомленности об интернет-опасностях и угрозах, об ин-тернет-безопасности, предлагающие типологию интернет-рисков и угроз, анализ особенностей восприятия интернет-рисков пользователями, характера их воздействия, факторов и причин их распространения [6, 8—10]. Однако степень внимания науки к проблеме, степень ее разработанности пока остается несоразмерной скорости распространения рисков, их многообразию и тяжести наносимого вреда.
В последнее время в обществе активно обсуждается проблема вовлечения школьников в деструктивные группы в социальных сетях, нацеленные на пропаганду среди детей аутоагрессивного поведения и подготовку их к добровольному уходу из жизни. Широта распространения данного явления и тяжесть последствий актуализирует задачу изучения механизмов, лежащих в основе действия этих рисков, и поиска способов управления ими.
Мы предприняли попытку анализа действия интернет-рисков с позиций социально-психологических механизмов моды. Отправной точкой для выбора данного подхода стало утверждение родителей, пострадавших от действия деструктивных групп и потерявших своего ребенка, о том, что участвовать в таких группах модно среди подростков и что нередко в таких группах дети состоят целыми классами.
Мода оказывает существенное влияние на процессы адаптации личности [3, 4]. Она способствует приобщению молодежи к социальным нормам в привлекательной для них форме и выступает регулятором поведения. Имеют ли значение социально-психологические механизмы моды для распространения интернет-рисков?
Мы решили проверить это утверждение и провели опрос среди подростков — обучающихся общеобразовательных школ Москвы и Ульяновска, направленный на выявление значения моды как регулятора поведения для подростков, включая поведение пользователя Интернета, наиболее значимых мотивов следования моде, отношения подростков к различным модным объектам, включая объекты, несущие на себе интернет-риски. В опросе приняли участие 185 школьников от 12 до 15 лет.
Результаты опроса показали, что мода действительно является значимым регулятором поведения подростков, подавляющее большинство опрошенных (более 75 %) считают для себя значимым следование моде. Среди самых модных занятий 53 % подростков отмечают общение в социальных сетях, более 30 % считают модным состоять в группах социальных сетей и 28 % — размещать в сети фото- и видеоматериалы для получения «лайков». Тревожная информация была получена и по факторам, регулирующим модное поведение подростков. Так, на желание следовать моде в наибольшей степени оказывают влияние друзья и одноклассники для 35 % школьников, «виртуальные» друзья — для 39 %, материалы и сообщения в социальных сетях — для 28 % опрошенных. Полученные результаты позволяют зафиксировать тенденции значимого влияния моды на социализацию, при этом участие в группах, создаваемых в социальных сетях, входит в ряд ведущих модных объектов. Результаты подтверждают значимость механизмов моды в распространении указанных интернет-рис-ков. Как реализуются эти механизмы?
Они основываются на способности моды «отражать объективные потребности человека и определять характер действий человека по их удовлетворению» [4, с. 50]. Создаваемые злоумышленниками группы закрытые. Членство в таких группах подростки «зарабатывают», выполняя задания, связанные с самоповреждаю-щими или агрессивными действиями, отчеты о которых выкладываются в сеть и оцениваются «лайками». Дети поэтапно вовлекаются в опасные для жизни игры. Организаторы таких групп искусно эксплуатируют все социально-психологические механизмы моды. Так, группа создается с использованием современных технологий, что отражает такую ценность моды, как современность. Принадлежность к такой группе демонстрируется через выкладывание в сеть отчетов о выполнении заданий, что опирается на использование ценности демонстративности моды. Эксплуатируется и такая ценность моды, как игра. Участники групп вовлекаются в опасную игру, предусматривающую выполнение эвристических, поисковых сложных заданий, связанных с риском. Получение «лайков» за отчеты о выполненных заданиях создают у подростка чувство радости «победы», сопряженное с самоудовлетворенностью.
Организаторы в качестве ведущего механизма моды для вовлечения в группы используют эмоциональное заражение, проявляемое через передачу определенного эмоционального состояния на фоне возбуждения. Благодаря поддержке переживания «тайны», скрытого обсуждения этой «тайны» со многими участниками группы, получая свидетельства «восхищения», человек подсознательно усваивает образцы диктуемого модой поведения. Активно эксплуатируется механизм внушения. Используются различные способы вербального и невербального воздействия на подростков с целью создания у них определенного эмоционального состояния, побуждения к определенным действиям. Эмоциональная насыщенность информации, ее постоян- ная пополняемость создает эффект «эмоционального заражения» и стимулирует желание следовать навязываемым образцам. Подростки, в силу малого жизненного опыта и незначительного социального статуса, более подвержены внушающему воздействию моды. Большое значение играет и механизм подражания. У подростков всячески поддерживается чувство принадлежности к «особой касте», закрытой, тайной группе, принадлежать к которой престижно, что создает основу для действия механизма подражания. «Подвиги» участников группы (часто совершивших непоправимое) обсуждаются и героизируются членами группы, отдельные участники возводятся в ранг «звезд». «Звезды» усиливают привлекательность поступков, что создает базу для действия механизма идентификации — отождествления себя со значимым другим. Все указанные механизмы моды достаточно эффективны и, накладываясь на возрастные особенности подростков, приводят к интенсивному распространению среди них модного поведения и вовлечению в группы все большего их числа.
Знание данных механизмов может составить основания и для их регулирования. Важно подчеркнуть, что действие всех механизмов моды находится под влиянием как общественных, так и личностных факторов, а значит, может быть поставлено под контроль.
С позиций общества речь может идти о регулировании распространения модных объектов в сети Интернет, о целенаправленной пропаганде конструктивных (альтернативных деструктивным) модных ценностей. С позиций личности регулирование может осуществляться на основе развития адаптационных ресурсов личности [3], рефлексивных механизмов следования моде, устойчивости личности к негативным воздействиям, основанным на эмоциональном заражении, внушении и конформизме.
Список литературы Социально-психологические механизмы моды в распространении интернет-рисков среди подростков
- Войскунский А. Е. Психология и Интернет/А. Е. Войскунский. -М.: Акрополь, 2010. -439 с.
- Войскунский А. Е. Феномен зависимости от Интернета/А. Е. Войскунский//Гуманитарные исследования в Интер нете/под ред. А. Е. Войскунского. -М., 2006. -С. 100-131.
- Калинина Н. В. Мода в контексте адаптационных ресурсов личности современной молодежи/Н. В. Калинина//Наука. Мысль. -2017. -№ 2. -URL: wwenews.esrae.ru/53-687.
- Килишенко М. И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты/М. И. Килишенко. -СПб.: Речь, 2001. -192 с.
- Менделевич В. Д. Зависимость как психологический и сихопатологический феномен (проблемы диагностики и дифференциации)/В. Д. Менделевич, Р. Г. Садыкова//Вестн. клинической психологии. -2003. -Т. 1, № 2. -С. 153-158.
- Соболева А. Н. Риски интернет-пространства для здоровья подростков: возрастной и гендерный анализ/А. Н. Соболева//Образование личности. -М.: АНО «ЦнПРО», 2016. -№ 1. -С. 60-66.
- Солдатова Г. Интернет-риски/Г. Солдатова, Е. Рассказова, Е. Зотова. -URL: http://detionline.com/helpline/risks.
- Солдатова Г. Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России/Г. Солдатова, Е. Рассказова, Е. Зотова, М. Лебешева, П. Роггендорф. -URL: http://detionline.com/assets/files/helpline/RussianKidsOnline_Final%20ReportRussian.pdf.
- Солдатова Г. В. Как им помочь. Ребенок в Интернете: запрещать, наблюдать или объяснять?/Г. В. Солдатова, Е. И. Рассказова//Дети в информационном обществе. -2012. -№ 10. -С. 26-33.
- Солдатова Г. В. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете/Г. В. Солдатова, Е. Ю. Зотова, А. И. Чекалина, О. С. Гостимская; под ред. Г. В. Солдатовой. -М., 2011. -176 с. -URL: http://detionline.com/assets/files/research/caught_by_net.pdf.
- Юрьева Л. Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика/Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. -Днепропетровск: Пороги, 2006. -196 с.
- Young K. S. Caught in the net: how to recognize the signs of Internet addiction -and a winning strategy for recovery/by Kimberly S. Young. -Canada, 1998. -248 p.