Социальное действие, как форма социальной коммуникации информационного общества

Автор: Мищериков Андрей Александрович

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 1-2, 2011 года.

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты изучения становления и развития специфической формы социального взаимодействия - виртуального социального действия. Ставится вопрос определения его как формы социальной коммуникации. Анализируются принципы функционирования данного явления, а также возможность актуализации виртуального социального действия в реальной социальной действительности.

Виртуальное социальное действие, коммуникация, информационное общество, виртуальная личность, актуализация виртуального социального действия

Короткий адрес: https://sciup.org/14940449

IDR: 14940449

Текст научной статьи Социальное действие, как форма социальной коммуникации информационного общества

В процессе развития общества меняются и системообразующие связи, меняются и формы социального взаимодействия. Одной из важнейших функций социального взаимодействия людей можно считать коммуникативную функцию. Сейчас с развитием новых современных технологий мы можем говорить о том, что современное общество основывается на информационном взаимодействии, или же коммуникации, что в свою очередь формирует специфическую систему социального действия – «виртуальное социальное действие».

Виртуальное социальное действие является ключевым понятием для объяснения социальной структуры информационного общества, но оно практически не разработано. А именно в недостаточной мере изучены онтологические основания виртуального социального действия, его структура и специфика. Определение функциональных оснований виртуального социального действия позволит более четко определить процессы формирования и функционирования социальных институтов информационного общества. Вот почему необходимо более тщательно изучить механизмы виртуального социального действия, его роль в социальных явлениях и процессах.

К признакам виртуально социального действия можно отнести:

  • –    отсутствие времени и пространства;

  • –    увеличение объема и качественного наполнения информационных потоков;

  • –    дигитализация коммуникации;

  • –    отсутствие социальной дифференциации;

  • –    конвергенция общественных отношений.

Разделение мира на реальный и виртуальный несет в себе новый вид социальных отношений – виртуального действия, т. е. тех событий, «…которые имеют место в Сети, не происходят ни в каком определенном месте, однако следствия этих событий имеют место в реальном, материальном пространстве <…> имеют место серьезные общественные и правовые последствия» [1]. Отсутствие времени и пространства – один из ключевых признаков виртуального социального действия, определяющего его сущность. Вследствие чего меняются и сами цели, ценности и мотивы социального действия, увеличивается количественное и качественное наполнение коммуникаций, цитатность становится одной из форм дискурса.

Появилась и еще одна дополнительная возможность: тексты, изображения, музыка и информация теперь могут быть интегрированы в само действие. В результате изменяется не только восприятие социального действия (в ходе применения техник, связанных с гиперреальностью и виртуальной реальностью) – коренным образом изменяется представление о понятиях «текст», «изображение», «читатель», «наблюдатель» [2]. Здесь просматривается схема социального действия, где сама коммуникация представлена в виде обмена образами, будь то текст или медиа. Сама коммуникация порождает новую личность, точнее, образ личности, своего рода «виртуальную личность» – аватар.

Биологические факторы, например раса, пол и возраст, а также общественное положение или профессия потеряли свою приоритетную позицию в определении, кем мы являемся на самом деле [1]. Главным становится информационное представление о нас.

В настоящее время виртуальный мир – это важная составляющая социальной действительности. Представленный в виде симуляции реальной общественной жизни, он стал больше, чем отражение социальной действительности, – ее элементом. Сейчас мы все чаще можем говорить об интернет-образовании, интернет-работе, интернет-счете, интернет-покупке. То есть виртуальное социальное действие сейчас уже становится аналогом реального социального действия, что является обширным предметом для социально-философского дискурса.

В общефилософском смысле виртуальное социальное действие трактуется как любое создаваемое действие, отличное от объективного, где субъект взаимодействует с представлениями об объективной реальности, нежели с ней самой, – «это такие образы действия и взаимодействия, которые отдельными индивидами свободно либо извлекаются из арсенала «неактуальных» (недействующих) образцов, либо вначале конституируются на уровне воображения, а не интеракции, а затем вводятся ими по их воле в интеракцию. Это образцы взаимодействия, в котором один субъект – реален, а другой – воображаем» [3].

Одно из важных свойств виртуального социального действия его непосредственная связь с реальным социальным действием. Вот как говорит об этой связи Ж. Делез: «Отношение актуального и виртуального все время образует круговращение, но двумя способами: то актуальное отсылает к виртуальному как к другой вещи в широком кругообороте, где виртуальное актуализуется; то актуальное отсылает к виртуальному как к своему собственному виртуальному в самых маленьких кругооборотах, где виртуальное кристаллизуется наряду с актуальным» [4]. Эта связь определяет переход актуального в виртуальное и наоборот. Актуальный объект становиться виртуальным образом, так же, как и образ, становится актуальным.

Здесь мы можем выделить некие свойства виртуального социального действия. Так, например, Н.А. Носов выделяет четыре основных свойства, присущих виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность [5], те же свойства характерны и для виртуального социального действия как ее элемента.

Под порожденностью понимается зависимость виртуального социального действия от его источника. Существование виртуального социального действия определяет его актуальность, то есть оно существует, пока существует источник, его породивший. Характеристика автономности предполагает наличие у виртуального социального действия своего пространства, в котором оно существует, времени и законов существования. Свойство интерактивности определяет возможность обратной связи, то есть взаимодействия с объектом, на которое направленно его влияние.

Основанием для вывода о том, что виртуальное социальное действие является формой коммуникации в информационном обществе, может служить взаимодействие человека с какой-либо другой, внешней по отношению к нему реальностью, возникающее благодаря виртуальному социальному действию. Оно имеет процессуальный характер, который заключается в симуляции реальности, замещении ее образами и символами. Причинами порождения виртуального социального действия является возникновение нового уровня информационного взаимодействия и обмена. И, наконец, виртуальное социальное действие может актуализироваться, вызывая реальные социальные последствия.

Ссылки:

  • 1.    Худа-Гранат М. Феномен сетевой коммуникации – новый вид человеческих отношений или иллюзия интерперсональной связи? // История и современность. 2010. № 2.

  • 2.    Жубинский А. Социальные функции информации в современном обществе: ценностный аспект // Власть. 2010. № 1.

  • 3.    Игнатьев В.И. Виртуальное социальное действие: единство актуального и символического // Материалы III Всероссийского социологического конгресса «Социология и общество: пути взаимодействия» / Институт социологии РАН ; Российское общество социологов. М., 2008.

  • 4.    Делез Ж. Актуальное и виртуальное [Электронный            ресурс].            URL:

  • 5.    Носов Н.А. Манифест виртуалистики // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 15. М., 2001.

   (дата обращения 10.04.2011).

Статья научная