Социальное манипулирование молодежью в интернет-пространстве: сравнение России и США
Автор: Крупенко М.А.
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 2, 2024 года.
Бесплатный доступ
Вступление человечества в цифровую эпоху привело к трансформациям общественного сознания и социокультурного пространства, что обусловило актуальность изучения проблем социального взаимодействия в виртуальной реальности. Сообразно повсеместной цифровизации феномен социального манипулирования также приобрел тотальный характер, особенно в отношении представителей молодого поколения, у которых жизненные установки и ценности находятся только в процессе формирования. В статье проводится социологический анализ концепта «молодежь в интернет-пространстве» как объекта социального манипулирования. Обозначаются характеристики интернет-пространства, которые способствуют распространению в виртуальной реальности практик скрытого управления. Автором разрабатывается теоретико-концептуальная модель социального манипулирования в интернет-пространстве, на основе которой описываются его субъекты, цели, каналы и способы. Выявляются отличительные черты применения современных технологий социального манипулирования молодежью в России и США.
Социальное манипулирование, молодежь, интернет-пространство, манипулятивное воздействие, управление поведением, манипулятивные технологии, общественное мнение, скрытое управление
Короткий адрес: https://sciup.org/149144920
IDR: 149144920 | DOI: 10.24158/tipor.2024.2.8
Текст научной статьи Социальное манипулирование молодежью в интернет-пространстве: сравнение России и США
В социологии управления под социальным манипулированием понимается «особый вид социального управления человеческим поведением, целью которого является изменение некоторых установок или ценностей человека, без применения открытого насилия»1. Американский ученый Р. Чалдини выделяет многообразие целей социального манипулирования, среди которых политическая пропаганда, получение помощи, стимулирование продаж, повышение образованности и интереса к какому-либо объекту (Чалдини, 2020).
Манипулирование по своей сущности можно считать и одним из способов несимметричного коммуникативного взаимодействия, где один участник стремится контролировать поведение и мысли другого без учета интересов последнего.
Цель данного исследования – выявление особенностей социального манипулирования молодежью в интернет-пространстве в России и США. Выбор страны для сравнения был обусловлен тем, что концепция «манипулирования» считается своеобразной «визитной карточкой» для западных практик управления и к настоящему моменту достаточно глубоко проработана в рамках бихевиоризма и необихевиоризма. Американский психолог Б.Ф. Скиннер писал о необходимости разработки технологий манипулирования социальным поведением молодежи в целях сдерживания темпов роста народонаселения и бунтарства (Скиннер, 2015: 4). Немецко-американский философ Г. Макрузе утверждал, что манипуляции являются распространенной практикой для западных «демократий», где они мимикрируют под методы «научного управления» (Маркузе, 1995: 294–295).
В 1940-е гг. в США был создан институт Дихтера как первый исследовательский центр в мире, где изучались возможности использования психоанализа для манипуляции сознанием. Изначально результаты исследований применялись при разработке коммерческих рекламных кампаний, а затем были перенесены в политическую сферу и стали использоваться в рамках предвыборных агитаций. В отличие от США того времени, в СССР как таковой коммерческой рекламы, характерной для капиталистических стран, не было, поэтому возможности манипулирования сознанием были предметом преимущественно политических исследований.
К настоящему времени способы и возможности социального манипулирования молодежью значительно увеличились в обеих странах. Глобальным полем применения манипулятивных технологий разными субъектами стал Интернет, который на фоне развития сетевых технологий постепенно трансформировался в самостоятельный вид социальной реальности. По данным Mediascope, в 2023 г. около 80 % россиян ежедневно пользовались Интернетом. Больше всего времени в Глобальной сети проводила молодая аудитория в возрасте от 12 до 24 лет2, которая признается большинством ученых наиболее удобной для манипулирования возрастной категорией3. Учитывая статистику, можно говорить о том, что социально-психологические особенности развития молодежи опосредованы влиянием виртуального сетевого пространства.
Социальное манипулирование молодежью в интернет-пространстве можно определить как способ скрытого информационного воздействия на сознание представителей молодого поколения с использованием сетевых технологий для достижения личных целей. Особенностью манипулирования молодежью как социальной группой, обладающей неустойчивым статусом в обществе, является ее преимущественная направленность на изменение ценностных суждений, мнений и установок. Представители молодого поколения в большинстве своем не имеют твердо устоявшихся жизненных принципов, и, следовательно, их мнением легче управлять.
К очевидным достоинствам интернет-пространства с точки зрения реализации манипулятивного воздействия на представителей молодого поколения можно отнести:
-
– всеобщий условно бесплатный доступ, благодаря которому можно одновременно манипулировать целыми сообществами пользователей без больших затрат;
-
– преодоление территориальных ограничений;
-
– возможность начала и прекращения взаимодействия в любой момент. Процесс манипулирования состоит из мелких беспорядочных интеракций субъектов, во время которых объект скрытого управления не успевает осознать манипулятивное воздействие;
-
– анонимность – мошенники, имеющие возможность скрыть свою реальную личность, в социальных сетях или на сайтах знакомств могут создать «цифрового двойника», вызывающего доверие у объектов манипуляций, которыми в большинстве случаев оказываются одинокие молодые люди. Им в силу небольшого положительного социального опыта трудно прервать общение с человеком, который их понимает;
-
– использование современных технологий (искусственный интеллект, автоматизированные учетные записи, таргетированные рассылки). Сама механика распространения информации в социальных сетях и интернет-сообществах обеспечивает многообразие способов применения этих инструментов.
Для систематического освещения темы и проведения сравнительного анализа социального манипулирования молодежью в интернет-пространстве в России и США была разработана концептуальная модель предмета исследования, включающая следующие элементы: субъект манипуляции, объект манипуляции, цели, способы (средства, технологии), каналы манипуляции и показатели оценки эффективности латентного воздействия. В ее основу была положена одна из базовых моделей коммуникаций, предложенная американским ученым Д. Берло в 1960 г. Особенность данной модели заключается в акцентировании внимания на деталях системы коммуникаций: характеристиках коммуникантов, передаваемых сообщениях и каналах коммуникации. Это делает ее наиболее подходящей с точки зрения охвата всего многообразия каналов виртуального пространства и сетевых технологий, используемых при манипулировании.
В теории манипуляций любой человек, играющий различные социальные роли, может являться как объектом, так и субъектом манипулятивных воздействий. Однако в данном исследовании молодежь рассматривается исключительно в качестве объекта социального манипулирования.
Субъектами скрытого управления в Интернете могут выступать как отдельные индивиды, так и целые организации. Например, с точки зрения масштаба влияния, главными субъектами социального манипулирования в интернет-пространстве считаются такие американские компании, как Meta Platforms, Inc.1, Google (владеет видеохостингом YouTube), Twitter, которые обвиняются в стимулировании роста интернет-зависимости у подростков. В октябре 2023 г. генеральный прокурор Флориды Э. Муди подала федеральный иск, в котором утверждается, что компания Meta Platforms, Inc. умышленно использует специальные манипулятивные алгоритмы (функции «бесконечной прокрутки» контента и автовоспроизведения) для того, чтобы удерживать несовершеннолетних пользователей в социальных сетях. В своем иске она ссылалась на Закон штата Флорида (Deceptive and Unfair Trade Practices Act), в соответствии с которым запрещаются недобросовестные или обманные действия при ведении любой коммерческой деятельности2.
Алгоритмы цифровых продуктов настроены таким образом, чтобы собирать данные о пользователях, анализировать их предпочтения и «цифровые следы» (взаимодействие с контентом, время просмотра страницы), а затем формировать предпочтительное потребительское поведение. Такие алгоритмы учитывают особенности работы психики человека и даже его гормональной системы. Побочным эффектом таргетированной доставки информации является поляризация ценностей молодежи в интернет-сообществе, порождающая социальное напряжение. Пользователи вступают в интернет-сообщества с релевантной для них выборкой тем и источников информации, ограничивают сообщения от интересующих их собеседников, что в итоге приводит к некоторой изолированности групп пользователей друг от друга, объединенных общими установками. Сложившаяся фрагментарность может использоваться для скрытого управления определенными социальными группами.
Более того, технологические гиганты используют так называемые «темные пятна», включающие нативную рекламу и запутанные настройки конфиденциальности, благодаря которым пользователи совершают больше кликов. Цифровая платформа с развлекательным видеоконтентом TikTok делает акцент на игровых технологиях и социотехниках. За счет максимизации времени, которое пользователи проводят на площадке социальной сети, а также совершения последними определенных целевых действий, IT-гиганты увеличивают собственную прибыль.
Социальное манипулирование в теории принято считать успешным, когда объект воздействия совершил необходимые действия, но при этом все происходящее счел естественным и закономерным. В противном случае, если индивид замечает внешнее влияние, велика вероятность, что он не будет совершать необходимое субъекту манипуляции действие. Однако на фоне растущей интернет-зависимости исследователи выявили парадокс: около 70 % представителей молодого поколения чувствуют манипулятивное воздействие со стороны IT-гигантов, но при этом воспринимают его как неизбежность, поскольку не могут отказаться от использования мобильных устройств с выходом в Глобальную сеть, социальных сетей и других цифровых платформ3.
Таким образом, в США и других западных странах социальное манипулирование направлено на привлечение внимания и стимулирование потребительского поведения. Также в экспертном сообществе популярно мнение, что социальные сети, созданные в западных странах, – это площадки двойного назначения, и создавались они в качестве канала влияния на целевые группы. Сейчас алгоритмы функционирования социальных сетей позволяют подросткам эффективно определять и соотносить свою идентичность с закрытым интернет-сообществом по интересам. Поэтому именно социальная, а не техническая составляющая является в них первостепенной.
Социальные сети позиционируются как бесплатные цифровые площадки для общения и обмена контентом, но скрытая плата за их использование все равно есть. Пользователи фактически оплачивают доступ своими персональными данными, которые IT-гиганты впоследствии перепродают.
В России возможности подобного манипулятивного воздействия со стороны IT-гигантов несколько ограничены ввиду признания экстремистскими таких социальных сетей, как Instagram и Facebook, а также их блокировки Роскомнадзором. Китайская платформа TikTok в 2022 г. объявила о прекращении распространения нового контента в РФ. На фоне таких ограничений разработчики российской кроссплатформенной системы мгновенного обмена сообщениями Telegram стали вводить новый функционал, аналогичный тому, который предоставляется пользователям в социальных сетях, что привело к увеличению среднего времени посещения с 28 минут до 53 минут в день.
Особенностью отечественной практики социального манипулирования в интернет-про-странстве является фальсификация информации. В отличие от прямых методов цензуры (блокировка социальных сетей), манипулирование онлайн-контентом достаточно трудно обнаружить. Согласно результатам исследования китайско-американской группы ученых Россия и Китай стали странами-пионерами в использовании скрытых методов искажения онлайн-дискуссий (например, путем создания автоматизированных учетных записей «ботов» в социальных сетях, оставляющих запрограммированные комментарии) и создании ложных новостей.
Такие приемы используются политическими партиями (феномен «вычислительной пропаганды»), политической оппозицией, СМИ и другими субъектами в целях формирования общественного мнения, мошенники могут использовать их в целях хищения средств1.
Несмотря на осознание большинством людей того факта, что в сетевом пространстве много недостоверной информации, все больше доказательств указывают на то, что принятие решений о покупках основывается на мнениях, высказанных на интернет-форумах или в группах по интересам.
Такой парадокс обусловлен тем, что пользователи Интернета не верят различным новостным статьям, но доверяют коллективному мнению реальных, как им кажется, интернет-собесед-ников. Поэтому многие российские бренды, стремясь повысить свою популярность, манипулируют потребительским восприятием путем приобретения дорогостоящих комментариев от «ботов», которые оставляют положительные рекомендации на товары и даже могут вступить в переписку с потенциальным клиентом (Dellarocas, 2006).
Частой практикой в российской социальной сети «ВКонтакте» является создание фейковых профилей для растления молодых девушек. Злоумышленники создают фальшивый аккаунт, используя фотографии друга или знакомого объекта манипулирования, и отправляют сообщения от его имени с целью выполнения определенного действия, а в случае отказа начинают публично унижать девушку или угрожать распространением компромата.
Сами разработчики социальных сетей пытаются бороться с фейковыми аккаунтами и распространителями ложной информации, но чем масштабнее цифровая площадка, тем больше на ней неконтролируемого деструктивного контента.
Показатели оценки эффективности социального манипулирования молодежью в интернет-пространстве непосредственно связаны с определением количества совершенных целевых действий: количество скачиваний и переходов на страницу, число покупок, выбор которых определяется целью социального манипулирования.
Поскольку в исследовании было выявлено, что американские IT-компании, как главные субъекты социального манипулирования молодежью в сетевом пространстве, стремятся к развитию интернет-зависимости у пользователей, для анализа эффективности скрытого управления были использованы показатели времени, которое молодые люди ежедневно тратят в Глобальной сети (таблица 1).
Таблица 1 – Показатели экранного времени российской и американской молодежи в Интернете 1
Table 1 – Indicators of Screen Time of Russian and American Youth on the Internet
Россия |
США |
|
Время в Интернете, в день |
6 часов |
7 часов 22 минуты |
Время в социальных сетях, в день |
1 час |
1 час 27 минут |
Время просмотра видео в интернете, в день |
1–2 часа |
3 часа 16 минут |
Время, проводимое в интернет-играх, в день |
3 часа |
1 час 46 минут |
Просмотр веб-сайтов, в день |
1 час |
51 минута |
Наиболее посещаемые интернет-площадки |
Яндекс, Google, YouTube, WhatsApp, ВКонтакте, Сбербанк, Telegram, TikTok, Авито, Wildberries, сайт «Госуслуги» |
TikTok, Snapchat, Instagram и Facebook (запрещены в РФ), Pinterest, Amazon, Twitter |
По показателям в таблице можно сделать вывод, что американская молодежь проводит в сетевом пространстве на 5 % дневного времени больше (относительно 24 часов), чем российская. Россияне тратят в среднем по три часа в день на интернет-игры, тогда как американцы – на просмотр интернет-видео. В целом можно отметить, что и российской, и американской молодежи больше нравятся визуальные образы, поэтому сейчас широкое распространение получила интеграция рекламных роликов в фильмы на видеохостингах или продакт-плейсменте.
Таким образом, в обеих странах инструменты социального манипулирования молодежью в интернет-пространстве используются в таких целях, как стимулирование продаж, создание социальных ожиданий, управление имиджем, мошенничество и вымогательство денег. Однако в США манипулирование в большей степени направлено на максимизацию времени проведения и совершение целевых действий на цифровых платформах, тогда как в России – на формирование необходимых ценностных установок и псевдореальности.
В этой связи наблюдаются различия и в используемых технологиях воздействия. Американские технологические компании, которые считаются главными субъектами манипулирования молодежью, применяют анализ предпочтений аудитории на основе больших данных и алгоритмы таргетированной доставки сообщений.
Для отечественной практики характерно использование автоматизированных учетных записей «ботов», комментарии которых способствуют быстрой мобилизации пользователей социальных сетей к выражению собственной позиции и формированию необходимого популярного мнения. При этом псевдореальность, сформированная в сетевом пространстве таким образом, транслируется за его пределы.
Манипулятивное воздействие обращается к эмоциональной составляющей аудитории (страх, радость) преимущественно через визуальные образы.
Список литературы Социальное манипулирование молодежью в интернет-пространстве: сравнение России и США
- Денисов М.А., Хорошева Н.В. Проблема определения термина "Манипулирование" в работах российских исследователей // Политическая лингвистика. 2015. № 2 (52). С. 94-101. EDN: UCRJHT
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация / пер. с англ. А. Юдина. Киев, 1995. 352 c.
- Скиннер Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства / пер. с англ. А.А. Федорова. М., 2015. 189 c.
- Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся / пер. Е. Бугаевой, Е. Волкова, О. Пузыревой О. СПб., 2020. 464 с.
- Dellarocas C. Strategic Manipulation of Internet Opinion Forums: Implications for Consumers and Firms // Management Science. 2006. Vol. 52, no. 10. Pp. 1577-1593. DOI: 10.1287/mnsc.1060.0567