Социальные идеи В.И. Гриневецкого и их воплощение в плане ГОЭЛРО

Бесплатный доступ

В статье анализируется Государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО). Данный исторический источник представляет интерес в контексте советской экономической политики 1920-х годов, поскольку позволяет понять наличие альтернативных подходов к преобразованиям в стране. Авторы прослеживают взаимодействие коммунистической власти и буржуазных специалистов, влияние взглядов профессора В.И. Гриневецкого на содержание плана. Оценивают вклад идей ректора МВТУ в разработку социальной составляющей проекта ГОЭЛРО. Приходят к выводу, что документ, наряду с технико-экономическими разработками, содержал предложения о необходимости социальных изменений в стране и оказал влияние на подготовку и осуществление Нэпа.

Еще

Государственный план электрификации рсфср (план гоэлро), в.и. ленин, комиссия гоэлро, г.м. кржижановский, буржуазные специалисты, в.и. гриневецкий, экономика, техника, социальные преобразования, "военный коммунизм", нэп

Короткий адрес: https://sciup.org/170190596

IDR: 170190596   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11000

Текст научной статьи Социальные идеи В.И. Гриневецкого и их воплощение в плане ГОЭЛРО

В 2019 г. исполняется сто лет тому замыслу, который вошел в историю как Государственный план электрификации РСФСР (план ГОЭЛРО). 26 декабря 1919 года состоялась беседа председателя Совета Народных Комиссаров В.И. Ленина с Г.М. Кржижановским, давним партийным товарищем и блестящим специалистом-энергетиком. Речь шла о восстановлении экономики, о преображении ее на основе передовой науки и техники, о том, чтобы в 10-20 лет всю Россию, и промышленную и земледельческую, сделать электриче-ской[1, c. 62]. А также о своевременности перехода к разработке плана развития народного хозяйства страны.

Опыт первого советского планирования не раз становился темой исследования. В 1920–1940-х гг. ему посвящались популярные статьи, которые писали сотрудники комиссии ГОЭЛРО. Их публиковали не только в специально подготовленных сборниках, но и на страницах журналов и газет. Таким образом, этот начальный этап носил пропагандистский и мемуарный характер. Из публикации в публикацию перетекали клише о мудром решении партии

Ленина-Сталина приступить к электрификации страны [2, c. 405].

Подлинный научный интерес к плану ГОЭЛРО возник после окончания Великой Отечественной войны в связи с 30-летним юбилеем пролетарской революции. Начиная с 1947 г. вплоть до 1991 г. вышли работы историков Э.Б. Генкиной, П.Б. Жибарева, И.М. Некрасовой, Е.Д. Козочкиной, В.С. Лельчука, А.А. Матюгина, З.К. Звездина, И.Г. Гришкова. Именно в тот период сло- жилась традиция трактовать источник как технико-экономический замысел Председателя СНК В.И. Ленина [3, c. 29].

В постсоветский период темой заинтересовались экономисты. Ю.М. Коган, А.С. Козенко, П.С. Лемещенко, А.А. Мальцев, О.А. Ушакова, А.А. Яковлев сходились во мнении, что комиссия ГОЭЛРО заложила основы программно-целевого планирования [4, c. 148151].

Современные авторы подчеркивают, что созданный в 1920-м году труд стал серьезным развитием экономической мысли и оказал влияние не только на совет- скую Россию, но и на страны Запада [5, c. 178].

Однако и сегодня в большинстве исследований план рассматривается главным образом как технический документ. Исключением стали две работы. Одна из них написана к.т.н. В. Л. Гвоздецким «План ГОЭЛРО – стратегическая программа социально-экономического развития Советского государства» [6].

Другая – «План ГОЭЛРО – программа революционной России» – историками О.Ю. Отроковой и О.М. Щербаковой. Соавторы полагают, что полагают «социально-политическая проблематика, исследование ее взаимосвязи с техникоэкономическими наработками позволяют прийти к более объемному восприятию большевистского этапа Русской революции и того периода, на котором стала осуществляться новая общественно модель…» [6, с. 130].

Сегодня возрастает научный интерес к периоду 1920-х гг. Наступило время новых исторических изысканий по данной проблематике.

Напомним, что вскоре после знаменательной беседы соратников, 21 февраля 1920 г. была учреждена комиссия ГОЭЛ-РО под председательством Г.М. Кржижановского. К работе было привлечено 240 специалистов. Костяк составляли энергетики. Среди них И.Г. Александров, Е.В. Близняк, А.А. Горев, К.А. Круг, Г.К. Ризенкампф, П.А. Флоренский, М.А. Шателен. Были задействованы известные аграрники – В.Р. Вильямс, Л.Н. Литошенко, А.Е. Лосицкий, Н.С. Синельников, С.Л. Соболев, А.И. Угримов, А.В. Чаянов, М.М. Щепкин, специалист по городскому планированию Г.Д. Дубелир, инженер-торфяник И.И. Вихляев и многие другие.

«Государственный План электрификации РСФСР» был создан российской интеллигенцией и был результатом сотрудничества российских инженеров, специалистов – аграрников и ученых с Советской властью. Они предложили перевести народное хозяйство страны на новый прогрессивный вид энергии – электричество, что способствовало бы качественному по- вышению производительности труда. План был научно-техническим, но содержал в себе социальную составляющую, и в совокупности это позволяло изменить не только индустрию, но и весь облик страны.

Над составлением документа работали буржуазные инженеры и профессора. Безусловно, они внесли большой вклад не только в техническую, но и в социальную часть плана. При написании данной статьи авторы видели свою цель в том, чтобы показать, какой вклад в разработку социальной составляющей плана ГОЭЛРО внесла монография выдающегося русского ученого В.И. Гриневецкого «Послевоенные перспективы русской промышленности». Источниковедческий анализ плана и книги, позволяет выявить те рекомендации, которые были предложены советскому руководству специалистами и на чем они основывались. Определить, насколько результат деятельности комиссии ГОЭЛРО повлиял на переход от «военного коммунизма» к Новой экономической политике.

Прежде всего, необходимо показать значение работы В.И. Гриневецкого «Послевоенные перспективы русской промышленности». Она была написана ректором МВТУ, инженером и экономистом, ученым и гражданином. Книга была замечена и изучена В.И. Лениным [8, с. 266]. Не вызывает сомнения, что монография заинтересовала и тех, кто стремился к участию в восстановлении страны после долгого и трудного периода революции и гражданской войны. Вот почему академик Вернадский назвал В.И. Гриневецкого «идейным инициатором» отечественного возрождения [9].

Именно В.И. Гриневецкий обосновал тезис о том, что подъем страны может осуществиться, если одномоментно начнется воссоздание промышленности, сельского хозяйства и финансов, начнутся социальные перемены [10, с. 81].

В контексте данного исследования необходимо подчеркнуть, что концепция ученого не была сугубо технической. В ней была сильна социальная составляющая. Стоит отметить, что В.И. Гриневецкий резко высказался против постулата о превращении рабочего в процессе механизации производства в придаток автоматической машины. Напротив, он подробно остановился на острой необходимости постоянного повышения культурного и профессионального уровня рабочих. Будучи инженером, хорошо знавшим условия труда на российских фабриках и заводах, ученый писал, что следует изменить саму обстановку производства, постепенно снижать физическую напряженность и расширять сферу умственного труда [10, с. 155].

Отдельно отметим, что, профессор одного из лучших технических вузов страны, последовательный приверженец политехнического образования, Гриневецкий видел в нем одно из звеньев промышленного производства. Он был убежден, что необходимо открывать, как учебные заведения низшего и среднего звена для рабочих и административно-технического персонала, так и совершенствовать обучение в технических вузах [10, с. 152-156]. Отметим, В.И. Ленин, внимательно прочитавший монографию, обращает внимание на задачу последовательного введения политехнического образования и напрямую связывает ее с осуществлением плана ГОЭЛРО [11, c. 228–230].

К сожалению, к моменту появления комиссии ГОЭЛРО, В.И. Гриневецкий (2.06.1871–31.03.1919) уже погиб в Харькове от тифа. Но его монография произвела огромное впечатление на сотрудников комиссии. Бесспорно, они опирались на технические размышления своего коллеги, ссылались на полученные цифры и факты. Авторы плана никогда этого и не скрывали, называя Гриневецкого «одним из лучших знатоков нашей русской промышленности» [12, c. 94].

Совпадали составители плана с автором и в подходах к социальным вопросам. Анализ текста плана ГОЭЛРО позволяет прийти к выводу, что ряд социальных аспектов документа был прямым продолжением и развитием взглядов В.И. Гриневецкого. Так сотрудники комиссии ГОЭЛРО, вслед за ученым, заявляли о необходимости интенсивности, повышения качества труда за счет его технической оснащенности и, тем самым, со- кращения излишней личной напряженности каждого конкретного рабочего [12, c. 34-35]. По их мнению, электрификация должна была способствовать сокращению тяжелых, монотонных работ, снижению доли ручного, малоквалифицированного труда, увеличению творческих трудовых задач [12, с. 34-38, 43]. Текст, написанный В.И. Гриневецким, стал той интеллектуальной платформой, на которой зиждился план ГОЭЛРО. «Особенно хорошо его концепция ложилась в русло Новой экономической политики, которую в 1921 г. провозгласил Х съезд РКП (б)» [13, c. 121].

Сотрудники ГОЭЛРО закладывали идею преодоления различий между городом и деревней. Они стремились изменить социальную структуру населения, связав его с современным машинным производством [12, c. 138].

Большую роль в такой постановке проблемы сыграли ученые-аграрники, принимавшие участие в подготовке Плана электрификации, главным образом, раздела «Электрификация и сельское хозяйство». Специалисты исходили из того, что Россия – страна земледельческая. И они понимали, что ситуация сложилась катастрофическая, поскольку деревня работала только на себя, почти ничего не предоставляла ни городу, ни промышленности, где существовал острейший продовольственный и сырьевой дефицит [12, с. 113-114]. Сотрудники комиссии ГОЭЛРО разделяли опасения Гриневецкого, что страна, лишившись значительной части промышленности, станет легкой добычей западных государств, мечтавших о приращении колоний [10, с. 202]. Комиссия рассматривала возможность выхода из кризиса в механизации и интенсификации сельского хозяйства на базе электрификации. Составители плана полагали, что электрификация должна осуществляться в целях обработки почвы и уборки урожаев, семенного и животноводческого дела, осуществления мелиорации [14, c. 10-11]. Профессионалы не сомневались, что электрификация принесет селу колоссальные выгоды, освободит от примитивного и отупляющего труда [12, с. 116-117, 119]. Вместе с тем, развернулась дискуссия, по поводу актуальности применения электричества в деревне в существующих условиях. Профессионалы пришли к выводу, что пока такие предпосылок для этого нет. Важно, что эту мысль они сумели донести до сведения Председателя СНК. Г.М. Кржижановский общался с В.И. Лениным в начале марта 1920 г. [15]. И довел до его сведения, что «комиссию чрезвычайно затрудняет вопрос электрификации земледелия». По свидетельству Кржижановского, глава правительства согласился с тем, что это очень трудная задача [16, с. 199].

План был нацелен на комплексную, последовательную индустриализацию Советской России. Речь шла о переводе на промышленную основу фабрично-заводской промышленности, всех видов транспорта, строительства, сельского хозяйства, сферы быта, создания развитой инфраструктуры. Тем самым индустриализация производства мыслилась неразрывно в связи с индустриализацией населения. План предусматривал кардинально изменить и производство, что привело бы к глубоким социальным изменениям.

Его составители задумывались и о повседневных проблемах [12, с. 174-175]. Весьма важной была мысль о демократи- зации производства и демократизации населения [12, с. 40]. Специалисты были уверены, что все трудности, которые встретятся на пути изменений, можно преодолеть, если задействовать творчество трудящихся города и деревни [12, c. 139]. По замыслу создателей, по мере реализации плана ГОЭЛРО, развития электроэнергетики должна была измениться и материальная основа, и социальная сфера, и духовный облик России [12, с. 34-38, 43].

Комиссия ГОЭЛРО работала четко и слаженно. Проект был составлен к декаб- рю 1920 г. и заслушан на VIII Всероссийском съезде Советов. Затем, в октябре 1921 г., профессиональное сообщество обсудило документ на VIII электротехническом съезде. И, наконец, в декабре IX Всероссийский съезд Советов утвердил его окончательно. Содержавшиеся в нем идеи позволяли приступить к развернутой, полномасштабной индустриализации, преобразованиям сельского хозяйства на основе его кооперирования, осуществлению соци- альных программ.

Подводя итоги своего исследования, авторы приходят к следующим выводам: в начале 1920-х годов у советского руководства возобладал прагматический подход к возрождению экономики; буржуазные специалисты рассматривали научнотехнические задачи в совокупности с задачами социальными; деятельность комиссия ГОЭЛРО способствовала переходу от «военного коммунизма» к новой экономической политике. Объявленный советской властью Нэп вполне соответствовал тем смыслам, которые были заложены учеными в План электрификации. Не вызывает сомнения факт, что идеи профессора В.И. Гриневецкого о возрождении России были весьма значи- тельными и касались не только промышленной сферы, но и сферы социальной. Русская техническая интеллигенция восприняла подходы ученого к преобразованиям, уточнила и расширила их, воплотив в Плане электрификации РСФСР. Однако план ГОЭЛРО не был реализован в полном объеме. Сталинская модернизация осуществила в СССР масштабные промышленные преобразования [17]. Но следует знать, что задуманная в плане ГОЭЛРО развернутая индустриализации и социальные программы были остановлены.

Список литературы Социальные идеи В.И. Гриневецкого и их воплощение в плане ГОЭЛРО

  • Ленин В. И. Письмо Г. М. Кржижановскому // Ленин В. И. Полное собрание сочинений: в 55-ти т. М., 1977. Т. 40. С. 62-63.
  • Сталин И. В. Письмо В. И. Ленину // Сталин И. В. Собрание сочинений: в 13-ти т. М.: Географгиз; Госполитиздат, 1952. Т. 5. 1921-1923.
  • Симонов Н.С. Энергетическая статистика дореволюционной России // Статистика и экономика.2017. Т.14. №4. С. 22-32.
  • Козенко А.С. План ГОЭЛРО: актуальный опыт советской индустриализации//Новая индустриализация России: стратегические приоритеты страны и возможности Урала. Екатеринбург, Издательство: Уральский государственный экономический университет. 2018. С. 148-162.
  • Буранок С.О. План ГОЭЛРО в оценке прессы США и Великобритании 1920-1929 год // Самарский научный вестник. 2018. Т. 7, №1 (22). С. 171-179.
Статья научная