Социальные изменения как фактор синкретизма религий
Автор: Гаврилова Юлия Викторовна
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 11, 2017 года.
Бесплатный доступ
Синкретизм сопровождает эволюцию религий на протяжении всей многовековой истории их существования. Зарождение религий, их гибель либо трансформации во многом объясняются синкретизмом. Под синкретизмом религий в статье понимается объективный процесс слияния элементов различных религий и религиозных систем в целостную, единую, активно функционирующую культовую систему. Отмечая ведущую роль синкретизма в процессах эволюции религий, необходимо исследовать особенности синкретизма, закономерности его возникновения и протекания. Это возможно в ходе изучения факторов и причин синкретизации религий. В системе факторов синкретизма религий особое место принадлежит социокультурным факторам, среди которых важнейшими являются социальные изменения. Для определенного исторического периода характерно наличие своеобразного спектра социальных отношений, которые находятся в постоянной динамике и накладывают отпечаток на формирование особого рода религиозных идей, учений, ритуалов, лежащих в основе различных форм и видов религий. Однако синкретизм религий не только зависит от социальных условий, но также способен приводить к возникновению некоторых социальных практик и влиять на их изменение. Поэтому участие индивидов в социальных практиках, формируемых синкретическими религиями, вызывает трансформации некоторых компонентов социальной реальности.
Синкретизм, религия, религиозное сознание, общество, социальные изменения, трансформация, факторы
Короткий адрес: https://sciup.org/14941126
IDR: 14941126 | DOI: 10.24158/fik.2017.11.6
Список литературы Социальные изменения как фактор синкретизма религий
- Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество). М., 1983. 368 с.
- Капустин Н.С. Особенности эволюции религии (на материалах древних верований и христианства). М., 1984. 222 с.
- Бернюкевич Т.В. Рецепция буддизма в России и вопросы становления российской культуры//Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Социологические науки. 2016. Т. 11, № 3. С. 56-61.
- Gavrilova Y.V., Privalova M.V. Tanatophobia: Systemic Analysis//International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 18. P. 11505-11514.
- Johnstone R.L. Religion in Society: A Sociology of Religion. N. Y., 2015. 448 p.
- Richard H.L. Religious Syncretism as a Syncretistic Concept: The Inadequacy of the "World Religions" Paradigm in Cross-Cultural Encounter//International Journal of Frontier Missiology. 2014. Vol. 31, no. 4. P. 209-215.
- Sanderson S.K. Religious Evolution and the Axial Age: From Shamans to Priests to Prophets. L., 2017.
- Spica M.A. Language, Belief and Plurality: A Contribution to Understanding Religious Diversity//International Journal for Philosophy of Religion. 2017. P. 1-13. https://doi.org/10.1007/s11153-017-9626-1.
- Бурдьё П. Практический смысл/пер. с фр. А.Т. Бикбов, К.Д. Вознесенская, С.Н. Зенкин, Н.А. Шматко; отв. ред. пер. и послесл. Н.А. Шматко. СПб., 2001. 562 с.
- Christiano K.J., Swatos W.H. Jr., Kivisto P. Sociology of Religion: Contemporary Developments. 3rd ed. L., 2015. 410 p.
- McCauley J.F. The Logic of Ethnic and Religious Conflict in Africa. N. Y., 2017.
- Социология: энциклопедия/сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Минск, 2003. 1312 с.
- Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971. 176 с.
- Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977. 208 с.
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма//Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 805 с.