Социальные условия формирования гражданско-культурной идентичности населения на приграничных территориях России и Украины

Автор: Шульгина Татьяна Александровна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Научные сообщения

Статья в выпуске: 5 (25), 2014 года.

Бесплатный доступ

Эта статья касается изучения гражданско-культурной идентичности жителей приграничных территорий России и Украины. Согласно названию, в ней описываются социальные условия, которые формируют идентичность жителей Белгородской и Харьковской области. Следует подчеркнуть различие между терминами гражданская идентичность и культурная идентичность. Кратко описывается специфика приграничных территорий Белгородской и Харьковской областей, а также исторические предпосылки их формирования. Большое внимание уделяется сравнительному анализу ответов респондентов, участвующих в исследовании, которое проведено в 2013 и 2014 годах. Показано, что мнения респондентов, проживающих в Харьковской области, меняется из-за сложившейся политической ситуации. Делаются попытки проанализировать и дать рекомендации в области сотрудничества приграничных территорий России и Украины.

Еще

Идентичность, приграничный регион, гражданская идентичность, культурная идентичность, Россия, украина

Короткий адрес: https://sciup.org/14974678

IDR: 14974678

Текст научной статьи Социальные условия формирования гражданско-культурной идентичности населения на приграничных территориях России и Украины

Гражданско-культурная идентичность приграничных регионов формировалась в сложных условиях распада СССР и продолжает формироваться в настоящее время. Гражданская и культурная идентичности всегда считались отражением социальных изменений в обществе. Гражданская идентичность – показатель сплоченности общества, солидарности общественных сил, определенное условие целостности государства, поэтому данная тема будет актуальна еще долгое время.

Не только социальные, но и политические реалии современного мира оказывают колоссальное влияние на формирование гражданско-культурной идентичности на приграничных территориях. Политический кризис на Украине в 2013–2014 гг. привел к всплеску миграции украинского населения на территорию Российской Федерации. Приграничные территории России оказались в трудной ситуации, когда новые переселенцы из соседних областей Украины переезжали целыми семьями.

Под идентичностью в широком смысле слова понимается чувство тождественности и преемственности, сохраняющееся несмотря на окружающие изменения и индивидуальные особенности. А гражданскую идентичность следует рассматривать как структурный компонент социальной идентичности и определять как результат процесса самоотождествления субъекта с соответствующими социальными группами на когнитивном и эмоциональном уровнях личности. В структуру гражданской идентичности входят: государственная идентичность – соотнесение себя с определенным государством, восприятие своих конституционных прав и обязанностей; патриотизм – наполнение государственной идентичности ценностным содержанием; гражданственность – качество гражданина, характеризующее его как активного члена государства, не только следующего своим правам и обязанностям, но и реально участвующего в его жизни [4, с. 295].

Гражданская идентичность основывается на потребности общества в объединении, с помощью приобщения к единым ценностям и идеалам, которые выражаются с помощью таких символов, как Родина, государство, страна. И также стоит отметить, что модернизация ценностной системы в обществе всегда требует большего времени, чем изменения политических институтов.

Мы разделяем точку зрения, согласно которой гражданская идентичность является основанием современной политической нации и национального государства. Она связывает индивида и государство путем закрепления правового статуса гражданина – члена национально-государственной общности и вытекающих из такого статуса свобод, прав и обязанностей. Гражданская идентичность маркирует членство в макрополитическом сообществе и предполагает самоидентификацию индивида с политической (гражданской) нацией на основании соотнесения с ее политической культурой и институтами [5, с. 77].

Культурная идентичность – принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом [6, с. 56].

Культурная идентичность в более широком смысле слова понимается как самоопределение с культурой данного общества, принятие существующих культурных норм и традиций, ценностей и языка. Благодаря культурной идентичности формируются особенности поведения, благодаря которым те или иные культурные процессы и люди вызывают положительные или отрицательные эмоции, и в соответствии с этим, индивид выбирает форму и манеру общения.

Человек всегда является носителем культуры того места, где он родился и вы- рос, но в бытовой жизни, как правило, это проходит неосознанно, не замечая особенностей своей культуры. Но при знакомстве с представителями других культур, эти особенности становятся явно заметными, контрастируя с иными формами поведения и общения.

Российско-украинское пограничье – отличный пример взаимосвязи между внешними и внутренними границами. Харьков и Белгород – два исторических центра Слобожанщи-ны, где оседало беглое крестьянство, селившееся в слободах – селах, свободных от крепостного права и помещичьего землевладения. Несмотря на близость Слобожанщины к Дикому полю – зоне кочевых набегов, сюда бежали как из Центральной России, так и с украинских территорий. В результате сложилось смешанное русско-украинское население. Отличительной чертой «слобожан» были чрезвычайно крепкие родственные связи. Семья была главной опорой благополучия на протяжении нескольких столетий. Не утратила она своей роли и в эпоху индустриализации, смешавшей социальные слои и образы жизни [2, с. 32].

Среди приграничных жителей Харьковской и Белгородской области всегда преобладал русский язык. Украинский национализм никогда не доминировал в политическом мире харьковчан. И хотя в Белгородской области украинцы не составляют даже четвертой части населения, в области и по сей день существую украинские поселения.

Этническая идентичность жителей многих населенных пунктов в ХХ в. была крайне изменчива, о чем свидетельствуют резкие изменения в переписных данных о численности украинцев во многих районах нынешней Белгородской области, которые нельзя объяснить только миграционными движениями. По переписи 1897 г., в Грайворонском, Новооскольском, Старооскольком и Белгородском уездах бывшей Курской губернии насчитывалось 483 тыс. украинцев (к украинцам относили членов крестьянских хозяйств, глава которых говорил по-украински), а по оценке 1920 г. – 526 тыс. Так, в 1920 г. доля украинцев в Новооскольском районе колебалась по волостям от 60 до 80 %, в Валуйском их насчитывалось около 60 % [2, с. 34].

В мае 1924 г. украинские власти обратились во ВЦИК СССР с просьбой о передаче этих территорий Украине, мотивируя тем, что подавляющее большинство жителей районов – украинцы. Некоторые территории отошли Украине в период 1925–1928 годов. Но все же, были и села, которые остались в ведении РСФСР. Украинское население в последствии смешалось с русским, постепенно ассимилируясь и меняя свою идентичность. Жители приграничных территорий и по сей день сохраняют добрососедские отношения, имея родственников, друзей и знакомых в соседнем государстве. Это подтверждают и результаты нашего исследования.

Ситуация, которая сложилась на Украине во время политического кризиса 2013– 2014 гг., в значительной степени повлияла на гражданско-культурную идентичность населения. Приграничные территории становятся все более привлекательными для жителей соседнего государства [1, с. 154].

Для того чтобы выяснить степень и уровень гражданско-культуной идентичности в сентябре-октябре 2013 г. был проведен онлайн опрос жителей приграничных областей России и Украины – Белгородской и Харьковской. Повторное исследование было проведено в 2014 году. Анкета составлена на основе гугл-фор-мы, отправлена респондентам в рамках социальной сети «ВКонтакте». Объем выборочной совокупности составил 532 человека, выборка случайная. Социально-демографические характеристики выборочной совокупности выглядят следующим образом: 66 % женщин и 34 % мужчин в возрасте от 17 до 51 года.

Если сравнить степень гражданской идентичности жителей приграничных регионов, то можно отметить, что на главные места выходит единение со сверстниками (27 %), людьми одного и того же рода занятий (23 %) и национальности (19 %). То есть уровень сплочения по этим показателям значительно выше, нежели чем по территориальному принципу – единение с жителями одного и того же поселения, области и всей страны (7 %) отходит на последние места. Чаще респонденты чувствуют единение с людьми одного и того же достатка (10 %), чем одной веры (5 %). Реже всего респондентов объединяют политические взгляды (2 %).

По данным исследования 2013 г. респонденты солидарны в ответе на вопрос: «Чтобы считаться настоящим русским/украинцем», отвечают, что нужно быть патриотом своей страны и любить ее (72 % от общего числа опрошенных Белгородской и Харьковской областей). Стоит отметить, что по итогам исследования 2014 г., в ответах на этот вопрос много респондентов из Харьковской области воздержались от ответа (21 %). Это может быть связано с тем, что среди украинского населения в сложной политической обстановке наблюдается «кризис идентичности».

Специфику приграничных регионов определяют заметные родственные и дружественные связи местных жителей с населением соседнего государства. Так, например, 85 % харьковчан и 63 % белгородцев имеют родственников в соседнем государстве. Также большинство респондентов имеют друзей и знакомых в соседних приграничных государствах.

Подавляющее большинство респондентов сожалеют о том, что возникла государственная граница между Россией и Украиной (Белгородская – 77 %, Харьковская – 79 %).

В 2013 г. мы наблюдали высокую частоту поездок в соседнее государство. Так, чаще других в соседнюю приграничную область выезжали белгородцы (несколько раз в год и чаще выезжают в Харьковскую область 66 % опрошенных). В 2014 г. ситуация изменилась – всего 12 % белгородцев выехали в Харьковскую область 1 раз и более. Это обусловлено тем, что несколько раз украинская сторона закрывала таможенные пункты между Украиной и Россией. А 3 сентября 2014 г. премьер-министр Украины А. Яценюк заявил о начале проекта «Стена», который предусматривает строительство заградительных сооружений на границе с Россией «в связи с угрозами национальной безопасности». По настоящее время пересечь границу проблематично мужчинам в возрасте от 18 до 60 лет. Для приезда в Украину необходимо иметь веские основания – вызов, заверенный нотариусом или свидетельство о браке с украинским гражданином. По неподтвержденным сведениям, гражданам России необходимо теперь иметь при себе загранпаспорт (ранее достаточно было общегражданского паспорта и заполнения таможенной декларации на границе).

Что касается поездок украинского населения, то мнения разделились – респонден- ты либо не покидали страну в течение года (42 %), либо уехали на время к родственникам и друзьям на территорию Белгородской области (39 %).

Стоит также отметить, что на конец июля 2014 г. по заявлению Губернатора Белгородской области Е.С. Савченко, более 60 тыс. граждан Украины находятся на территории Белгородской области, при этом 88 % это жители Донецкой и Луганской областей. При таком большом потоке беженцев из Украины социальная политика в России, а в частности, в Белгородской области должна строиться определенным образом [3, с. 102].

Разные мнения респондентов из Харьковской области были также в ответах на вопрос «Гордитесь ли Вы своей страной?» – в 2013 г. 48 % отвечали утвердительно, а в ответах на этот же вопрос уже в 2014 г. – 33 % респондентов не испытывают гордости за свое государство. В ответах жителей Белгородской области разница незначительна – гордятся Россией 72 и 83 % респондентов (2013 и 2014 гг. соответственно).

В вопросах оценочных сравнительных суждений о соседних государствах также прослеживаются изменения: по данным 2013 г. жители Харьковской области определяют Украину как более миролюбивую (57 %) и духовную (63 %), а белгородцы находят Россию более сильной (72 %), независимой (51 %) и развитой (69 %). В 2014 г. упаднические настроения отразились на респондентах из Харьковской области, и они все реже отдают в сравнительных оценках первое место Украине по всем показателям, говоря о том, что в России спокойнее и надежнее (63 %).

Но многие ответы на вопросы в области культуры объединили харьковчан и белгородцев. Большинство респондентов солидарно в ответах на вопросы «Какие фильмы Вам нравятся» – 38 % белгородцев и 48 % харьковчан предпочитают советский кинематограф. Что касается музыкальных предпочтений, то жителям Харькова и Белгорода по душе зарубежная музыка (27 % и 31 % соответственно).

Но есть и различия, в ответе на вопрос «Говорите ли Вы по-русски/по-украински», 99 % жителей Харьковской области говорят и знают русский язык. Белгородцы же, в свою очередь, понимают украинскую речь, но не говорят на украинском языке (62 %), либо не знают украинский язык вовсе (25 %).

В сложившейся политической ситуации сложно говорить о сотрудничестве между Россией и Украиной. Политический переворот, быстрая смена власти, новые люди в правительстве – все это заработает в Украине как слаженный механизм только через некоторое время. В настоящее время нужно помнить, что социальные особенности в международных отношениях на приграничных территориях России и Украины, определяющие особенности культуры, здравоохранения, туризма, образования и миграции, всегда являлись важными условиями, которые оказывали влияние на доверительные отношения между народами.

Сотрудничество России и Украины по решению возникающих проблем в области приграничного сотрудничества будет способствовать укреплению взаимопонимания между славянскими народами и формированию гражданско-культурной идентичности.

Список литературы Социальные условия формирования гражданско-культурной идентичности населения на приграничных территориях России и Украины

  • Бабенко, И. А. Человеческий капитал в представлениях различных категорий населения/И. А. Бабенко, О. А. Волкова, А. О. Егоренко//Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». -2011. -№ 4 (88). -С. 149-155.
  • Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России/под ред. Л. Б. Вардомского, С. В. Голунова. -М.: Волгоград: НОФМО, 2002. -572 с.
  • Волкова, О. А. Приднестровская трудовая миграция: штрихи к потенциальной социальной политике/О. А. Волкова, А. Н. Оставная//Актуальные проблемы экономики и менеджмента. -2014. -№ 1. -С. 96-103.
  • Жаде, З. А. Особенности формирования гражданской идентичности в образовательном процессе (на примере курдов Адыгеи)/З. А. Жаде//Россия: тенденции и перспективы развития. -2013. -№ 8. -С. 294-298.
  • Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т./под. ред. И. С. Семененко. -М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. -Т. 1: Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий. -208 с.
  • Садохин, А. П. Межкультурная коммуникация/А. П. Садохин. -М.: ИНФРА-М, 2004. -288 с.
Еще
Статья научная