Социальный портрет неформального волонтера Республики Саха (Якутия)

Автор: Петрова Елизавета Германовна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 12, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается проблема слабой развитости в России волонтерства, а именно его формального сегмента. Наблюдается превалирование неформального волонтерства над формальным. Неформальные добровольцы не вступают в волонтерские организации, хотя их деятельность выступает отражением самой сути явления. В связи с этим необходимы изучение содержания работы неформальных волонтеров, а также поиск способов развития формального волонтерства. На примере Республики Саха (Якутии) проведено онлайн-исследование с использованием программы Google Forms, целью которого послужило создание социального портрета неформального волонтера региона. Его результаты показали, что такими волонтерами являются в большинстве своем женщины якутской национальности в возрасте от 26 до 30 лет, учащиеся и студенты, которые не состоят в официальном браке и не имеют детей. Добровольческой деятельностью занимаются раз в месяц и не идентифицируют себя с неформальным волонтером. Придерживаются мнения о том, что волонтерство в России в целом набирает популярность, а также предлагают государству в качестве способа его популяризации и поддержки ввести метод поощрения добровольцев. Итоги исследования могут помочь в дальнейшем глубоком анализе причин слабой развитости формального волонтерства и превалирования его неформальной формы.

Еще

Социальный портрет, волонтер, волонтерство, доброволец, популяризация волонтерского движения, неформальный волонтер, неформальный сегмент, самоидентификация

Короткий адрес: https://sciup.org/149133445

IDR: 149133445   |   DOI: 10.24158/spp.2020.12.22

Текст научной статьи Социальный портрет неформального волонтера Республики Саха (Якутия)

магистрант Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова

Волонтерство в России слабо развито и отстает от соответствующей сети большинства развитых стран. Данный факт подтверждают авторы статьи «Развитие ценности волонтерства в России», в которой отмечают большое отставание от ведущих государств по количеству волонтеров, т. е. добровольцев, состоящих в официальных волонтерских организациях. При этом отмечается широкое распространение неформального волонтерства, которое не распознается даже его участниками: помощь в рамках семьи и родственных, дружеских связей, а также за их пределами [1]. Целесообразно подробнее остановиться на разделении волонтерской деятельности на формальный и неформальный виды, а также на широком распространении последнего в России.

Существует множество форм волонтерства, среди которых А.Н. Дутов и Е.А. Слинько выделяют официальное и неофициальное. Последнее в большей степени коррелирует с сущностью гражданского общества, так как предполагает самоорганизацию граждан, совершаемую без инициативы со стороны государства, но преследующую общественно значимые цели [2]. Как отмечают другие авторы, оказание поддержки нуждающимся вне рамок добровольческой организации часто имеет ситуативный и спонтанный характер, встраивается в повседневные практики жизни людей [3].

В более ранних работах, посвященных волонтерской деятельности, мы разбирали понятие волонтерства у других исследователей и приводили собственную трактовку данной категории как результата свободного выбора и бескорыстных действий, направленных на улучшение общества или отдельных его частей [4]. Также целесообразно привести собственное определение термина «неформальный волонтер»: это человек, который не состоит в формальных волонтерских организациях, его действия являются результатом свободного выбора и бескорыстных побуждений и направлены на улучшение общества или отдельных его частей.

Как упоминалось ранее, в России неформальный сегмент волонтерства превалирует над формальным. Так, А.А. Кузьминчук и Д.Ф. Телепаева подтверждают факт, что в нашей стране в целом практики неформального волонтерства более распространены, чем организованные его виды, приводя данные мирового рейтинга благотворительности, ежегодно рассчитываемые Фондом поддержки и развития филантропии «КАФ» [5]. О более широкой востребованности неформального волонтерства в России говорит и автор работы «Волонтерство как ресурс для решения социальных и экологических проблем России» И.Ю. Жилина [6].

Исходя из изложенного, мы ставим целью определить понятие сущности неформальных волонтеров для дальнейшего глубокого изучения причин слабой развитости формального волонтерства и превалирования его неформального варианта. Для ее достижения проведено исследование, по итогам которого составлен социальный портрет неформальных волонтеров Республики Саха (Якутия).

Сначала необходимо рассмотреть категорию «социальный портрет» в работах других исследователей. Так, А.А. Мустафаева и Б.Ж. Актаулова отмечают, что в социологии понятие портрета применяется для изучения поведения и (или) характера портретируемой группы людей. Особенность социального портрета определяется в первую очередь коллективностью, т. е. коллективным характером. Указанные авторы подчеркивают и то, что с практической стороны невозможно создать социальный портрет, способный охватить все аспекты [7].

Таким образом, социальный портрет позволяет определить поведение и характер неформальных волонтеров Республики Саха (Якутия). Поэтому далее проанализированы данные, полученные в ходе онлайн-исследования, проведенного с 13 апреля по 6 мая 2020 г. Всего было опрошено 384 жителя Республики Саха (Якутии), из которых 242 женщины и 142 мужчины. Распределение респондентов по возрасту отображено в таблице 1.

Таблица 1 – Распределение респондентов по возрасту и полу

Возраст, лет

Общее количество респондентов

В том числе

женщин

мужчин

Младше 20

60

17

42

От 21 до 25

74

59

15

От 26 до 30

82

20

62

От 31 до 35

38

30

9

От 36 до 40

37

32

5

От 41 до 45

36

32

4

От 46 до 50

30

28

1

Старше 51

27

24

4

Итого

384

242

142

Онлайн-опрос создан и проведен с помощью программы Google Forms. Респонденты отбирались по двум основным критериям: наличие личного опыта осуществления добровольческой деятельности и отсутствие членства в волонтерских организациях. В программе Google Forms использовался фильтр по двум обозначенным критериям, поэтому для тех откликнувшихся, которые не занимались подобной деятельностью или состояли в соответствующих объединениях, опрос заканчивался, а их ответы не учитывались в общем итоге.

Набор респондентов для онлайн-исследования не носил адресный характер и осуществлялся с помощью рассылки по группам в таких социальных сетях, как WhatsApp и «ВКонтакте». Поскольку в Республике Саха (Якутия) более активными пользователями WhatsApp являются люди старшего и пожилого возраста, то рассылка производилась через представителей разных районов региона в группы своих улусов. Для молодых людей опрос публиковался в сообществах социальной сети «ВКонтакте». Такой способ помог охватить больше людей разного возраста.

Сначала было важно выяснить общую характеристику неформальных добровольцев. Обработка данных показала, что это главным образом женщины якутской национальности в возрасте от 26 до 30 лет, учащиеся и студенты, они не состоят в официальном браке и не имеют детей. Преобладание женщин с долей 63 % можно объяснить тем, что практика пользования ресурсами социальных сетей различается у респондентов разного пола. Исследователи утверждают, что мужчины проводят сравнительно меньшее время на подобных площадках [8].

Далее рассмотрены данные о добровольческой деятельности респондентов. Как видно из рисунка 1, волонтеры ее осуществляют в основном один (27,0 %) или несколько (23,0 %) раз в месяц. При этом четверть всех опрошенных (27,0 %) занимается сбором мусора, пятая часть (20,5 %) оказывает материальную помощь малоимущим семьям, каждый шестой (17,0 %) помогает пожилым людям. Стоит отметить, что большинство участников исследования занимаются сразу несколькими видами добровольческой деятельности.

Каждый день

Несколько раз в год

Несколько раз в месяц

Несколько раз в неделю

Несколько раз в полгода Раз в год

Раз в месяц

Раз в неделю

Раз в полгода

Рисунок 1 – Частота осуществления добровольческой деятельности

Несмотря на то что опрошенные регулярно осуществляют добровольческую деятельность, большинство из них не идентифицируют себя с неформальными волонтерами (58 %), примерно четверть лишь частично относят себя к ним (29 %). Только у 13 % имеется самоидентификация с волонтерами неформального сегмента. Подобные данные можно объяснить тем, что неформальные добровольцы чаще не считают свою деятельность волонтерской, хотя по содержанию и характеристикам она таковой является [9].

Не менее важно выявить мотивы, побудившие на добровольческую деятельность. Так, по итогам анализа выяснилось, что почти для каждого третьего респондента (31 %) основным мотивирующим фактором стало желание принести людям пользу, а для каждого четвертого (25 %) -сделать мир лучше. Однако главным фактором в принятии решения стать добровольцем для каждого второго респондента (56 %) выступала заинтересованность в соответствующей деятельности.

При осуществлении волонтерской работы большинство респондентов (67 %) не встречали негативной реакции по отношению к себе или другим добровольцам. Однако существуют и те, кто сталкивался с отрицательным восприятием. Более трети опрошенных (40 %) считают, что вокруг много тех, кто наживается на чужих проблемах, из-за чего люди боятся и тех, кто действительно хочет помочь. Еще значительная доля участников исследования (39 %) убеждены, что в современном обществе эгоизм - частое явление, потому альтруизм или добровольчество трактуется обществом негативно. Пятая часть (21 %) полагает, что люди недостаточно осведомлены о феномене волонтерства, а незнание, в свою очередь, порождает недоверие.

Далее следует рассмотреть, каково определение понятия «волонтер» в сознании респондентов. Более трети опрошенных (42 %) отождествляют волонтера с человеком, которому небезразличны проблемы других. Чуть менее трети (31 %) считают, что это человек, готовый безвозмездно помогать людям. Почти для каждого четвертого (24 %) это тот, кто периодически участвует в проведении каких-либо акций, мероприятий.

Кроме того, важно узнать, как участники исследования определяют понятие «волонтерский труд». Чуть больше трети всех добровольцев (38 %) идентифицируют его с возможностью бороться с определенной проблемой, для четверти (25) - это проявление альтруизма, для каждого шестого (16) -достойная цель жизни, для каждого десятого (10 %) - общественный статус.

Далее рассмотрены качества, которыми, по мнению респондентов, должен обладать волонтер. Основными из них являются доброжелательность (19,5 %), трудолюбие (16,0), добросовестность (15,0), альтруизм (15,0) и ответственность (12,0 %).

По мнению трети респондентов (37 %), главной функцией волонтеров является нравственное воспитание общества. Еще для 36 % - это улучшение окружающего мира или отдельных его частей. Для большинства опрошенных (71 %) наиболее значимым видом добровольческой деятельности выступает социальное волонтерство. Данный вид ценится больше, поскольку социальные проблемы обостряются постоянно и повсеместно.

Большинство участников исследования (67 %) придерживаются мнения, что волонтерство в России только начинает набирать обороты, тогда как почти четверть респондентов (24 %) утверждают, что это явление уже имеет широкое распространение. Половина опрошенных (51 %) убеждены, что необходимо поощрять добровольцев, чтобы популяризировать волонтерское движение в России. Более трети (41 %) считают, что для этого нужно приучать к добровольчеству с юных лет. Почти каждый третий доброволец (32 %) в качестве государственных методов поддержки волонтерской деятельности предлагает ввести меры поощрения (бесплатные билеты в театры, концерты, путевки в дом отдыха и т. д.). Около трети (30 %) считают важным давать премию, каждый пятый (22) – присваивать звания, каждый седьмой (14 %) – предоставлять льготы.

Таким образом, общий социальный портрет неформального волонтера Республики Саха выглядит следующим образом: это, как правило, женщины якутской национальности в возрасте от 26 до 30 лет, учащиеся, студенты, не состоящие в официальном браке и не имеющие детей. Они занимаются добровольческой деятельностью раз в месяц (в основном собирают мусор) и не идентифицируют себя с неформальным волонтером. Фактором, побуждающим их к подобной работе, является желание принести людям пользу, а решающим мотивом в принятии решения стать добровольцем – заинтересованность в данной деятельности. Они не встречали негативной реакции по отношению к добровольцам. Для них волонтер – это человек, которому небезразличны проблемы других, а волонтерский труд представляет собой возможность бороться с определенной проблемой. По их мнению, волонтер должен обладать такими качествами, как доброжелательность, трудолюбие и добросовестность, а нравственное воспитание общества – это главная функция, которую выполняют волонтеры. Наиболее значимым видом добровольческой деятельности для них выступает социальное волонтерство. Они считают, что подобное движение в России в целом набирает популярность, и предлагают поощрять его участников, чтобы популяризировать данное явление. В качестве метода поддержки волонтерской деятельности государству предлагается ввести поощрения для добровольцев, например организовывать бесплатные посещения театров, концертов, поездки в дом отдыха и т. д.

В результате анализа образа неформальных волонтеров на примере Республики Саха (Якутия) можно прийти к выводу, что государству необходимо оказывать им поддержку, а институтам семьи и образования – приучать новые поколения к добровольчеству с юных лет. Неформальные добровольцы не стремятся вступать в официальные волонтерские организации, хотя их деятельность отражает сущность данного феномена. Однако, несмотря на большое внимание со стороны власти к формальному сегменту волонтерства, нельзя игнорировать деятельность его неформальных представителей.

Ссылки:

(дата обращения: 24.12.2020).

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна

Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

Список литературы Социальный портрет неформального волонтера Республики Саха (Якутия)

  • Сазонова Е.С., Кывыржик М.В., Гуцу О.С. Развитие ценности волонтерства в России // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: материалы VII Международной научно-практической конференции. Белгород, 2015. С. 373-378
  • Дутов А.Н., Слинько Е.А. Место неформального волонтерства в государственной и общественной системах // Государство и общество в современной политике: сборник научных статей материалов VI Международной научно-практической конференции. Воронеж, 2019. С. 75-80
  • Саблина С.Г., Трусевич А.В. Формальное и неформальное добровольчество в локальном сообществе // Новые тенденции в деятельности социозащитных институтов: материалы всероссийской конференции / под науч. ред. А.П. Суходолова, И.С. Карпиковой. Иркутск, 2019. С. 94-99
  • Борисова У.С., Петрова Е.Г. Образ волонтера в представлениях студентов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (на примере добровольческой деятельности А. Васильева) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 2. С. 14-18. DOI: 10.24158/spp.2020.2.1
  • Кузьминчук А.А., Телепаева Д.Ф. Неформальный волонтер: наброски к портрету героя // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XX Международной конференции памяти Л.Н. Когана. Екатеринбург, 2017. С. 443-449
  • Жилина И.Ю. Волонтерство как ресурс для решения социальных и экологических проблем России // Экономические и социальные проблемы России. 2019. № 1. С. 119-140. DOI: 10.31249/espr/2019.01.06
  • Мустафаева А.А., Актаулова Б.Ж. Термин "социальный портрет": понятие, значимость и его особенность в проведении исследования [Электронный ресурс] // Pridneprovskiy Scientific Bulletin. 2014. URL: http://www.rusnauka.com/35_FPN_2014/Psihologia/13_178538.doc.htm (дата обращения: 24.12.2020)
  • Ефимова Г.З., Зюбан Е.В. Влияние социальных сетей на личность [Электронный ресурс] // Мир науки: научный интернет-журнал. 2016. Т. 4, № 5. С. 20. URL: http://mir-nauki.com/PDF/20PSMN516.pdf (дата обращения: 24.12.2020)
  • Кузьминчук А.А., Телепаева Д.Ф. Неформальный волонтер: наброски к портрету героя // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: материалы XX Международной конференции памяти Л.Н. Когана. Екатеринбург, 2017. С. 443-449
Еще
Статья научная