Социальный риск и право социального обеспечения

Бесплатный доступ

Анализ развития научных представлений об основаниях социального обеспечения позволил сделать вывод о том, что социальный риск является базовой категорией права социального обеспечения. Концепция социального риска может способствовать более глубокому уяснению сущности этой отрасли права, его структуры, механизма правового регулирования отношений в этой сфере, поэтому нуждается в дальнейшем научном осмыслении и обосновании.

Социальный риск, концепция, право социального обеспечения

Короткий адрес: https://sciup.org/147231416

IDR: 147231416   |   DOI: 10.14529/law180405

Текст научной статьи Социальный риск и право социального обеспечения

Любая отрасль права развивается вокруг базовой, «стержневой» категории. Такая категория, осмысленная наукой, может считаться концепцией, лежащей в основе данной отрасли. Под концепцией принято понимать ведущий замысел, определенный способ понимания, трактовки какого-либо явления; внезапное рождение идеи, основной мысли [16, с. 222]. Концепция необходима для выработки новых подходов к изучению тех или иных явлений, построению теории в определенной отрасли знания [12, c. 224–228].

Концепции безусловно востребованы правом. В нормативном поле действует значительное число концепций, определяющих основные направления развития Российского государства: Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351, и др.

Большой юридической энциклопедией концепция определяется как замысел, определяющий стратегию действий, реформ; система взглядов на процессы и явления в природе и обществе [4, с. 356]. В юридической науке концепции также рассматриваются как основания наиболее значимых теорий. К примеру, М. Ф. Казанцев, предложивший развернутую концепцию гражданско-правового договорного регулирования, подчеркнул, что она обусловлена юридической природой гражданско- правового договора как правового акта, основанного на гражданском праве [9, c. 5–6].

А. Ю. Царев в своем исследовании, посвященном концепции закона в законотворчестве Российской Федерации, вступает в полемику с Ю. А. Тихомировым в том, что концепция закона – это «аналитическая нормативная модель с вариантами правового поведения, с примерной структурой акта, его связями с другими актами, возможными последствиями и оценкой эффективности действия». Ученый называет более приемлемым определение концепции, в котором ключевым словом является «замысел» [17, с. 33, 43].

Уже первые научные представления о социальном страховании и социальном обеспечении, или «замыслы», развивались вокруг категории социального риска. В 1912 году Н. А. Вигдорчик писал о том, что риск, который «играет доминирующую роль в жизни каждого человека – это риск потери заработка… Для современного человека это то же, что для живущего в естественном состоянии животного потеря средств нападения и защиты… Потеря его ведет за собою общественную деградацию, за которой неизбежно следует физиологическая деградация до голодной смерти включительно» [5, с. 2].

В период существования СССР названный термин был изъят из научного употребления. В отличие от гражданского и уголовного права, где термин «риск» хотя бы упоминался, проводились соответствующие исследования, считалось, что в сфере социального обеспечения не существует риска, а на- ступление старости, инвалидности, временной нетрудоспособности, семейные обязанности (беременность и роды, воспитание детей, уход за престарелыми и пожилыми родственниками) – суть основания «заботы» государства о своих гражданах [3, c. 12, 26]. И если Н. А. Вигдорчик говорил в своих трудах о риске, характеризуя страхование как «особую форму взаимопомощи, при которой риск известного несчастья учитывается заранее, и заранее же распределяется между всеми участниками организации связанная с этим риском материальная тяжесть» [6, c. 12], то иные ученые названного термина не использовали вообще.

Наиболее ярко об этом написал Л. В. Забелин, указавший, что при капитализме рабочий класс, вынужденно живущий в условиях недостаточного питания, невозможности пользоваться современной и хорошей медицинской помощью, духовно совершенствоваться, при отсутствии иных средств существования, кроме совершенно недостаточного заработка, идет навстречу новому риску, связанному с его классовым положением в обществе, такому же «социальному риску», как и опасности производства [7, c. 30–31]. Однако при социалистическом строе, по самой его сущности, отмечал ученый, в нем «нет места ни для одного из видов социального риска, которые так угнетают трудящихся в современном обществе» [7, c. 156].

  • Н.    А. Семашко термин «риск» не упоминал вообще, указывая, что социальное страхование рабочих должно обеспечить их во всех случаях утраты трудоспособности (увечье, болезнь, старость; у работниц – беременность и роды; вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка из-за безработицы [14, c. 14–15].

Основоположник отечественного права социального обеспечения В. С. Андреев в своих работах также подчеркивал, что при социализме, положившем конец эксплуатации человека человеком, исчезли «причины, порождающие экономическую необеспеченность и неуверенность трудящихся в завтрашнем дне. Отпала и необходимость в социальном обеспечении как системе мер противодействия экономической необеспеченности» [1, c. 37].

Тем не менее, будучи закреплеными в действующих в тот период нормах законодательства, основания социального обеспечения были объектом пристального внимания зарождавшейся науки права социального обеспечения. Многие авторы подчеркивали существование гарантированного ст. 120 Конституции (Основного Закона) СССР права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, потери трудоспособности, рождения ребенка [3, c. 5–6]. В. С. Андреев указывал, что, прежде чем характеризовать право на социальное обеспечение, необходимо исследовать случаи, в которых оно предоставляется [1, c. 178]. Р. И. Иванова и В. А. Тарасова отмечали, что особые распределительные отношения социального обеспечения вызываются потребностями граждан, которые направлены на сохранение жизнеспособности человека, обеспечение его материальных и социальных нужд, признаваемых обществом уважительными. Природа таких нужд объективна: достижение определенного возраста, болезнь, потеря кормильца, многодетность и др. [8, с. 105–106].

Возрождение представлений о социальном риске как основании социального обеспечения пришлось на конец ХХ века. В 1997 году Т. К. Миронова в своей диссертации указала, что основанием материального обеспечения граждан в рамках обязательного пенсионного страхования должны быть пенсионные риски – старость, инвалидность, потеря кормильца [11, c. 10]. В 2000 году Е. Е. Мачульская обосновала общее определение социального риска как вероятности наступления материальной необеспеченности из-за утраты заработка, дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания по экономическим, физиологическим или демографическим причинам [10, c. 27].

Представляется, что о социальном риске можно говорить как о категории, обуславливающий основные институты Общей части отрасли права социального обеспечения.

Ядром предмета отрасли являются материальные отношения, возникающие при наступлении для граждан неблагоприятных материальных последствий в виде утраты или снижения заработка либо увеличения расходов [18, c. 48].

В науке также подчеркивается специфика социальных рисков как юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение отношений, входящих в предмет права социального обеспечения [15, c. 74].

Одним из основополагающих признаков метода права социального обеспечения как особой, неповторимой трансформации общего метода правового регулирования, состоящей в специфическом комплексе основных и дополнительных способов правового регулирования, который существует только в системе конкретных отраслевых правовых норм и неразрывно связан с предметом отрасли права, также называется ключевой юридический факт – социальный риск [13, c. 7–8].

Социальные риски как основания социального обеспечения предопределяют и многие отраслевые принципы. Можно назвать принципы многообразия оснований и видов социального обеспечения; дифференциации условий и норм обеспечения, выражающейся как в особенностях предоставления гражданам общих видов социального обеспечения, так и в установлении специальных предоставлений, направленных на наиболее эффективную защиту от социальных рисков, которым граждане подвержены в силу особенностей профессиональной деятельности, состояния здоровья, уровня дохода и т.д. [15, c. 147].

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что социальный риск, получивший признание современной отраслевой науки, может быть признан основополагающей категорией права социального обеспечения. Концепция социального риска как целостное научное представление может способствовать более глубокому уяснению сущности права социального обеспечения, структуры, механизма правового регулирования отношений в этой сфере, поэтому нуждается в дальнейшем научном осмыслении и обосновании.

Список литературы Социальный риск и право социального обеспечения

  • Андреев, В. С. Научные труды / В. С. Андреев. - М.: Изд. центр Университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), 2013. - Т. 2. - 528 с.
  • Аралов, В. А. Социальное обеспечение в СССР / В. А. Аралов, А. В. Левшин. - М., 1959. - 96 с.
  • Батыгин, К. С. Пособия по государственному социальному страхованию / К. С. Батыгин, М. И. Лирцман, И. М. Трефилов. - М.: Профиздат, 1972. - 336 с.
  • Большая юридическая энциклопедия (Серия «Профессиональные справочники и энциклопедии»). - М.: Книжный мир, 2010. - 960 с.
  • Вигдорчик, Н. А. Социальное страхование. Систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования / Н. А. Вигдорчик. - СПб.: Изд. «Практическая медицина», 1912. - 295 с.
  • Вигдорчик, Н. А. Теория и практика социального страхования. Вып. 1. Теоретические основы социального страхования / Н. А. Вигдорчик. - Петроград, Москва: Книгоиздательское товарищество «Книга», 1923. - 151 c.
  • Забелин, Л. В. Теория социального обеспечения / Л. В. Забелин. - М.: Изд. ВЦСПС, 1924. - 203 с.
  • Иванова, Р. И. Предмет и метод советского права социального обеспечения / Р. И. Иванова, В. А. Тарасова. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1983. - 168 с.
  • Казанцев, М. Ф. Концепция гражданско-правового договорного регулирования: автореферат дис. … д-ра юрид. наук / М. Ф. Казанцев. - Екатеринбург, 2008. - 43 с.
  • Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: дис. … д-ра юрид. наук / Е. Е. Мачульская. - М., 2000. - 349 с.
  • Миронова, Т. К. Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования в России и перспективы его развития: автореферат дис. … канд. юрид. наук / Т. К. Миронова. - М., 1997. - 29 с.
  • Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. - М.: Норма - Инфра* - М., 1998. - 672 с.
  • Рогачев, Д. И. Метод права социального обеспечения: автореферат дис. … канд. юрид. наук / Д. И. Рогачев. - М., 2002. - 26 с.
  • Семашко, Н. А. Право на социальное обеспечение / Н. А. Семашко. - М.: Юрид. изд. 17 я ф-ка нац. книги, 1938. - 48 с.
  • Проблемы общей части права социального обеспечения / под ред. Э. Г. Тучковой. - М.: Проспект, 2017. - 416 с.
  • Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 576 с.
  • Царев, А. Ю. Концепция закона в законотворчестве Российской Федерации: дис.... канд. юрид. наук / А. Ю. Царев. - М., 2006. - 145 с.
  • Право социального обеспечения: учебник / под ред. В. Ш. Шайхатдинова. - М.: Юрайт, 2014. - 717 с.
Еще
Статья научная