Социальный состав участников битвы при Сент-Олбансе 22 мая 1455 года
Автор: Праздников А.Г.
Журнал: Вестник Пермского университета. История @histvestnik
Рубрика: История Европы
Статья в выпуске: 2 (37), 2017 года.
Бесплатный доступ
Битва при Сент-Олбансе 1455 г. считается многими историками началом социально-политического конфликта в Англии второй половины XV в., условно называемого Войнами Роз. На основании содержащейся в различных источниках (письменных отчетах очевидцев, хрониках, свитках парламента и канцелярии) информации личного характера был проанализирован социальный состав участников сражения (97 чел.): их сословная принадлежность, приверженность той или династии, связь с графствами. Особенностью битвы при Сент-Олбансе является присутствие значительного числа лордов и придворных. Это связано с тем, что Генрих VI, покидая Лондон, отправлялся не на битву, а на совет, который должен был состояться в Лестере, а его окружение помимо представительских выполняло и военную функцию. Почти половину участников битвы (43 чел.) составляют представители мелкого и среднего дворянства: рыцари и сквайры, что будет характерно и для других битв в ходе Войн Роз. Между многими участниками битвы существовали родственные, матримониальные или личные связи, что также является одной из характерных черт социально-политической борьбы в позднесредневековом обществе. Территориальный состав участников битвы показал, что северяне не были самой значительной частью сторонников герцога Йорка, сражаясь вместе с выходцами из центральных и юго-восточных графств, что расходится с существующей точкой зрения. В целом предложенная методика может использоваться для изучения социального состава участников других событий Войн Роз и проведения сравнительных исследований.
Войны роз, первая битва при сент-олбансе, ланкастеры и йорки, социальный состав участников
Короткий адрес: https://sciup.org/147203791
IDR: 147203791 | DOI: 10.17072/2219-3111-2017-2-132-137
Текст научной статьи Социальный состав участников битвы при Сент-Олбансе 22 мая 1455 года
Хотя в среде историков отсутствует единое мнение о времени возникновения социальнополитического конфликта, известного под названием Войн Роз, часто его началом считают первое вооруженное столкновение между сторонниками Ланкастеров и Йорков – битву при Сент-Олбансе 22 мая 1455 г. События, развернувшиеся в тот день на улицах небольшого английского города, в значительной степени определили ход развития событий в течение нескольких последующих лет, а многие люди, принявшие в них участие, стали их активными действующими лицами.
По этим причинам битва при Сент-Олбансе 1455 г. рассматривается в качестве важнейшего события начальной стадии Войн во всех посвященных им работах, написанных с XIX в. Однако первое самостоятельное исследование собственно битвы и связанных с ней событий было опубликовано Джоном Армстронгом в 1960 г. [ Armstrong , 1960]. У профессора Майкла Хикса в 2000 г. также появилась работа об интересующем нас событии [ Hicks , 2000]. В обеих статьях битва рассматривается в контексте политических событий эпохи и представлен подробный (особенно в статье Армстронга) фактический материал. В начале XXI в. появилась монография Эндрю Боардмэна, полностью посвященная этой битве [ Boardman , 2006]. В ней изложение материала построено в соответствии с каноном: подробно рассматриваются причины, ход событий и их последствия. В книге П. Барли, М. Эллиотта и Х. Уэтсона [ Burley, Elliott, Watson , 2007] уделено внимание политическому аспекту двух битв (1455 и 1461 гг.), а также стратегии, тактике и даже вооружению. Благодаря данным исследованиям мы имеем достаточно подробную информацию о фактической стороне событий и месте битвы в политическом контексте эпохи.
Однако актуальной проблемой является изучение степени влияния Войн Роз на английское общество и вовлеченности в них представителей конкретных социальных групп. Данная проблема не подверглась обстоятельному рассмотрению в указанных трудах. В то же время имеющиеся ис-
точники содержат ряд имен непосредственных участников битвы. Их комплексный анализ позволит выявить основные социальные группы и модели социального поведения среди активных участников сражения.
Самые ранние сведения о битве мы находим в письмах участников, свидетелей, современников битвы. Все они были написаны с целью информирования об этом важном событии значительных лиц – обычная практика в период позднего Средневековья. «Отчет Стоу» (Stow Relation) впервые был опубликован антикваром Джоном Стоу в его «Истории Англии» между 1592 и 1631 гг. ( Stow , 1603, p. 658–662), а в дальнейшем в других изданиях (Paston Letters, 1910, vol. 3, p. 25–29). «Отчет Филлиппса» (Phillipps Relation) – письмо, посланное одному из представителей влиятельной норфолкской фамилии Пастонов или их родственнику сэру Джону Фастольфу после битвы (Paston Letters, 1910, vol. 3, p. 29–30). Еще два отчета (Dijon Relation, Fastolf Relation) на французском языке были изданы Армстронгом в 1960 г. [ Armstrong , 1960, p. 63–67]. Большинство имен участников битвы содержится именно в них и заслуживает наибольшего доверия из-за близости авторов к ее месту и времени.
Описание битвы сохранилось во многих хрониках, хотя составлены они часто лишь по прошествии нескольких лет после нее. Кроме того, существенно различается степень подробности изложения сведений. Среди почти двух десятков исторических произведений особой ценностью для нашего исследования обладают несколько. Это хроника Джона Уэтэмстеда, аббата Сент-Олбанса в 1420–1440 и 1451–1465 гг., а значит не только свидетеля битвы, но и пэра Англии (Registra quorun-dam abbatum…, 1872, vol. 1, р. 166–171); анонимная хроника правлений Ричарда II, Генриха IV, Генриха V и Генриха VI, известная по имени ее издателя Д. Дэвиса (An English Chronicle…, 1856, р.71–72); «Хроника Грегори», составленная до 1452 г. бывшим мэром Лондона Уильямом Грегори и продолженная до 1469 г. анонимным автором (The Historical Collections…, 1876, p. 198–199); краткая хроника (Brief Notes), написанная в Илийском монастыре и отражающая события с 1422 до весны 1462 г. (Three Fifteenth century Chronicles, 1880, р. 151–152); и хроника Джона Бенета, приходского священника из Харлингтона в Бэдфордшире (John Benets chronicle…, 1972, р. 213–214). В этих документах не только содержатся детали произошедшего сражения, но и названы имена некоторых его участников. Конечно, речь в хрониках идет главным образом о лордах или командирах отрядов ланкастерцев и йоркистов.
Из официальных источников наиболее важными являются «Парламентские Свитки» 1455 г., в которых вина за произошедшие события возложена на советников Генриха VI: Эдмунда Бофора, герцога Сомерсета; Томаса Торпа и Уильяма Джозефа (Rotuli Parliamentorum, 1832, vol. 5, р. 280– 282). Имена трех сторонников герцога Йорка (сэр Джон Невилль, сэр Джеймс Пикеринг и Томас Колт) также упомянуты в лицензии, предоставленной сэру Уильяму Скипвиту на ряд должностей и пожалований, которых он был лишен по воле герцога и по совету этих людей за отказ от участия в битве на его стороне (Calendar of the Patent Rolls…, 1971, vol. 6, p.552–553).
Данные источников о численности армий имеют существенные расхождения. Армию Ланкастеров определяют в более чем 2 тыс. чел. (Paston Letters, 1904, vol.3, p.25), 3 тыс. чел. (Paston Letters, 1904, vol.3, p.29) или 3,5 тыс. ( Armstrong , 1960, p.63); армия герцога Йорка и его союзников составляла 3 тыс. чел. (Registra quorundam abbatum..., 1872, vol.1, р.167), 5 тыс. чел. (Paston Letters, 1904, vol.3, p.30) [ Armstrong , 1960, p.63] и даже 7 тыс. чел. (John Benets Chronicle, 1972, р.213–214). Так как авторы средневековых хроник обычно не были точны в оценках численности армий, как правило, завышая их, современные исследовали склоняются к меньшим из указанных цифр [ Burley, Elliott, Watson, 2007, р.22].
Бой продолжался около одного или двух часов и привел к гибели 60 чел. (An English Chronicle, 1856, р.72), 120 чел. (Paston Letters, 1904, vol.3, p.31) или 200 чел. [ Armstrong , 1960, p.64], причем в «Отчете Стоу» называются имена 50 из них. И, хотя данное столкновение ни по количеству участников, ни по числу жертв не было эпохальной битвой, для позднего Средневековья оно все же являлось довольно крупным сражением. Однако самым главным были его последствия.
Поражение ланкастерцев и пленение Генриха VI кардинально изменило политическую ситуацию, так как теперь реальная власть и инициатива перешла к йоркистам. Это также привело к обострению борьбы в последующие годы, поскольку теперь у проигравшей стороны не было иного пути для возвращения власти, кроме как с помощью силы. Первое вооруженное столкновение враждующих группировок стало важным рубежом и с психологической точки зрения, своеобраз- ным прохождением «точки невозврата», так как теперь использование оружия не было сдерживающим фактором, даже его применение против священной особы короля – в ходе боев на улицах Сент-Олбанса Генрих VI получил ранение. В дополнение ко всем этим последствиям именно с 1455 г. в Войнах Роз начал использоваться мотив мести. Наследники погибших герцога Сомерсета, графа Нортамберленда и лорда Клиффорда жаждали смерти лидеров победившей стороны – герцога Йорка, графов Солсбери и Уорика. Таким образом, события в Сент-Олбансе являются битвой не столько по своему масштабу, сколько по социальным последствиям.
По данным источников был список из 97 имен участников первой битвы при Сент-Олбансе. Из них 84 чел. – ланкастерцы и 13 – йоркисты. Такое различие связано с тем, что основную группу упомянутых в источниках людей составляли те, кто погиб в сражении (56 чел.), а это в основном защитники Генриха VI.
Среди сторонников Генриха VI выделяется большая группа людей из королевского домохозяйства (19 чел.). Вошли в список шесть слуг герцога Бакингема, графа Нортамберленда, герцога Экзетера и лорда Бонвиля (причем два последних сами не принимали участия в битве). По всей видимости, это можно объяснить тем, что королевское домохозяйство выполняло не только хозяйственно-бытовую и представительскую, но и военную функцию: в его штате были только мужчины, которые везде сопровождали монарха и в случае необходимости должны были его защищать, что и произошло 22 мая 1455 г. [ Бакалдина , 2012, с. 61, 96, 108–110].
Королевский двор оказался в Сент-Олбансе в тот день не случайно: Генрих VI в сопровождении лордов направлялся на великий совет в Лестер. Среди сопровождающих Генриха VI лордов были герцоги Сомерсет, Бакингем, графы Пемброк, Нортамберленд, Девон, Стаффорд (сын герцога Бакингема), Дорсет, Уилтшир, лорды Клиффорд, Рус, Садели, Дадли, Бернерс, Факонберг (Paston Letters, 1904, vol.3, p.25; Stow, 1603, p.658) [ Armstrong , 1960, p.65], из духовных лордов – только Уильям Перси, епископ Карлайлский (Three Fifteenth century…, 1880, р.152). Однако не все они были приверженцами Ланкастеров: Томас Кортни, граф Девон, еще три года назад был одним из двух магнатов (наряду с лордом Кобэмом), открыто поддержавших притязания герцога Йорка (An English Chronicle, 1856, p.69); Джон Буршье, лорд Бернерс, был родным братом виконта Генри Буршье, сражавшегося в тот день на противоположной стороне; лорд Факонберг являлся родным братом графа Солсбери и дядей графа Уорика – главных союзников Ричарда Йорка. Это свидетельствует о том, что окружение Генриха VI в день битвы было не армией, собранной для битвы, а торжественной процессией, сопровождавшей короля на совет.
Среди названных в источниках сторонников герцога Йорка лорды также составляют значительную часть. Кроме отца и сына Невиллей (графов Солсбери и Уорика) это были сын герцога Эдуард, граф Марч, виконт Генри Буршье (женатый на сестре герцога Йорка), лорды Ричард Грей Поуис, Джон Клинтон и Эдуард Брук, лорд Кобэм.
На следующий день к месту битвы прибыли герцог Норфолк, граф Оксфорд, граф Шрусбери, лорд Кромвель и сэр Томас Стэнли (вскоре получивший титул лорда) (Paston Letters, 1904, vol.3, p.30), однако неизвестно, чью сторону они приняли бы накануне.
Помимо светской знати заметную роль в сражении сыграли представители местного дворянства, за которыми в более позднее время закрепится социальный термин «джентри». Причем данная группа также не была однородна: включала рыцарей, сквайров и джентльменов. Так как в средневековом обществе дворянство играло прежде всего роль военного сословия, именно его представители составляли костяк армий, выполняя обязанности младшего и среднего офицерского состава. Не случайно большинство их было известно по источникам как участники Войн Роз. Первая битва при Сент-Олбансе не является исключением: были установлены имена 43 дворян (13 рыцарей и 30 сквайров) – самой большой группы среди установленных участников битвы. В большинстве случаев это имена из перечней погибших, однако некоторые рыцари и сквайры, как покажет будущее, действительно играли активную роль в разворачивающемся конфликте вокруг английского престола. Их поведение в известной мере иллюстрирует модели социального поведения.
Победу йоркистов обеспечили действия графа Уорика, прорвавшегося через сады за городскими зданиями в тыл ланкастерцев, что укрепило его авторитет как отличного полководца. Однако существует мнение, согласно которому 27-летнему графу помогал опытный ветеран шотландских войн 49-летний сэр Роберт Огль, пробившийся со своими 600 лучниками на рыночную площадь [ Burley, Elliott, Watson , 2007, р.29]. За свою преданность Невиллям и Йоркам сэр Роберт в
1461 г. получил титул лорда Огля и продолжал верно им служить во время Нортамберлендских войн. Не менее преданным был другой йоркист – сэр Джеймс Пикеринг, также связанный с Невил-лями [ Griffiths , 1991, p.328]. В 1460 г. он погиб в битве при Уэйкфилде. Такую же верность, но только Ланкастерам, проявил Томас Трешэм, несмотря на то, что его отец был убит в 1450 г. лордом Греем Ратином, когда хотел присоединиться к высадившемуся в Англии герцогу Ричарду Йорку (Rotuli Parliamentorum, 1832, vol. 5, р. 211). За свою преданность сэр Томас дважды был объявлен изменником и лишен прав, причем вторично это произошло уже после его казни в числе пленных ланкастерцев в ходе битвы при Тьюксбери в 1471 г. Обращаясь в парламент с петицией о восстановлении в правах после первого лишения их, он объяснял свои поступки тем, что с детства был слугой Генриха VI, «чьему приказу не смел не повиноваться» (Rotuli Parliamentorum, 1832, vol. 5, р. 617).
Иначе сложилась судьба сэра Джона Уэнлока. При Сент-Олбансе в 1455 г. он сражался на стороне Генриха VI и даже был ранен ( Stow , 1603, p.661). Но в 1459 г. он уже был в числе йорки-стов, объявленных государственными изменниками. В 1461 г., после прихода к власти Эдуарда IV, сэр Джон стал членом ордена Подвязки и лордом Уэнлоком. Он поддерживал режим Йорков до 1471 гг., когда высадился в Англии с войсками Маргариты Анжуйской и затем погиб в битве при Тьюксбери, от руки герцога Сомерсета, заподозрившего его в предательстве. Впрочем, Джон Уэн-лок, возможно, все-таки не был беспринципным изменником: Филипп де Коммин отзывается о нем как о человеке «великой верности» [Филипп де Коммин, 1986, с.97], которую он сохранил по отношению к своему покровителю – графу Уорику; именно вслед за графом он перешел на сторону Ланкастеров.
Помимо социального можно частично восстановить территориальный состав участников битвы. Дело в том, что с 1413 г. в Англии требовалось при составлении официальных документов обязательно указывать графство, из которого происходили или в котором проживали лица. Анализ этих документов показывает ошибочность мнения Армстронга [ Armstrong , 1960, p. 15, 27, 43], основанное на словах аббата Уэтемстеда и маршруте движения йоркистов к месту битвы, согласно которым в их рядах были в основном представители северных графств. Среди них установлены только пять северян, включая графа Солсбери и графа Уорика, а также выходцы из Эссекса, Саффолка и Уорикшира.
Несмотря на то что после битвы при Сент-Олбансе прошло еще четыре года, прежде чем конфликт между враждующими династиями перешел в очередную острую фазу, эту битву во многом действительно можно считать началом Войн Роз. Это было не только первое сражение между Ланкастерами и Йорками. Многие особенности противостояния будут сохраняться в последующих битвах. Если претенденты на престол старались прежде всего заручиться поддержкой знати, то дворянство, как и в 1455 г., будет составлять ядро враждующих армий. Социальный анализ участников сражений не позволяет видеть ни классового, ни географического противостояния (между экономически развитым Югом и патриархальным Севером). Раскол проходил в самих социальных группах, что (правда, в терминологии более позднего времени) характерно именно для гражданских войн.
Список литературы Социальный состав участников битвы при Сент-Олбансе 22 мая 1455 года
- Armstrong C.A.J. Politics and the Battle of St. Albans, 1455//Bulletin of the Institute of Historical Research. 1960. Vol. 33. P.l-72
- Boardman A. The First Battle of St. Albans. Tempus, 2006. 190 p
- Burley P., Elliott M., Watson H. The Battles of St Albans. Pen & Sword, 2007. 180 p
- Griffiths R.A. King and Country: England and Wales in the Fifteenth Century. London: The Hambleton Press, 1991.408 р
- Hicks M.A. Propaganda and the first battle of St Albans, 1455//Nottingham Medieval Studies. 2000. Vol. 44. P. 167-183
- Бакалдина E.B. Английский королевский двор при Эдуарде IV. Институты, слуги, церемониал: Дис.... канд. ист. наук. СПб., 2012. 337 с
- Филипп де Коммин. Мемуары/пер. Ю.П. Малинина. М.: Наука, 1986. 496 с