Социокультурные рамки и организационные формы единства русского средневекового искусства: размышления о новом выпуске многотомника "Древнерусское искусство"

Автор: Марков Александр Викторович

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: У книжной полки

Статья в выпуске: 70, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается последний, изданный в 2017 г., том продолжающегося издания «Древнерусское искусство» как наиболее репрезентативного для русской историографии средневекового искусства православной восточной Европы. Включенные в этот том статьи показывают, что сохраняются лучшие свойства искусствоведческой школы, стоящей за этим проектом: учет богословского и культурного контекста, наличие социологической рефлексии, исследование самостоятельного развития форм и формальных решений, причем исходя не из идеологического предположения о «самобытности», но из семантической избыточности иконописи и храмовой архитектуры. Однако узость социальной коммуникации искусствоведов, а именно ограничение ежегодной конференцией, мешает некоторым авторам осуществлять социальную рефлексию последовательно, из-за чего в редких случаях появляются эклектизм в терминологии и упрощенные аргументы. Эти недостатки маргинальны по отношению к предложенным убедительным реконструкциям целых эпох развития искусства в восточнохристианском ареале. Авторы статей, включенных в новый том, показывают, как воспроизводство иконографических программ, развитие новых средств выразительности и конфликты сюжетных или декоративных традиций были неотъемлемой частью становления церковного искусства с собственным самосознанием мастеров. Иногда терминологические недоразумения мешают в полную силу применять семиотические и историко-культурные методы, разработанные основателями этого широко известного и авторитетного издания. Указано, какие слова, выражения или способы умозаключения нуждаются в корректировке, чтобы данный том был воспринят мировой медиевистикой как фактологически и методологически ценный.

Еще

Древняя русь, византия, древнерусское искусство, иконопись, средневековая архитектура, восточнохристианский мир, медиевистика

Короткий адрес: https://sciup.org/149139218

IDR: 149139218   |   DOI: 10.54770/20729286_2021_4_138

Список литературы Социокультурные рамки и организационные формы единства русского средневекового искусства: размышления о новом выпуске многотомника "Древнерусское искусство"

  • Chuvorkina, O.A. “Ieroglificheskaya” ikonografiya E. Malya [“Hieroglyphic” Iconography of E. Mahl.]. Artikult [Digital Journal], 2016, mo. 2 (22), pp. 100–109. (In Russian).
  • Krishtaleva, L.G. Stradanie kak dukhovnaya praktika v pravoslavnoy traditsii [Suffering as A Spiritual Practice in the Orthodox Tradition.]. Artikult [Digital Journal], 2016, no. 3 (23), pp. 104–118. (In Russian).
  • Levina, T.V. Abstraktsiya i ikona: Metafizicheskiy realizm v russkom iskusstve [Abstraction and Icon: Metaphysical Realism in Russian Art.]. Artikult [Digital Journal], 2011, no. 1 (1), pp. 141–187. (In Russian).
  • Levina, T.V. “Za bortom absolyuta”: Kritika Kanta v epokhu avangarda [“Overboard of the Absolute”: Criticism of Kant in the Era of the Avant-Garde.]. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie, 2021, no. 1 (24), pp. 36–53. (In Russian).
  • Lifshits, L.I. and Orlova, M.A. Opyt raboty nad novoy “Istoriyey russkogo iskusstva” [The Experience of Working on a New “History of Russian Art”.]. Khudozhestvennaya kultura [Digital Journal], 2019, no. 4 (31), pp. 400–409. (In Russian).
  • Lozovaya, L.Ya. Prostranstvo Vladimira Sterligova: ot suprematizma k chashe-kupolu [The Space of Vladimir Sterligov: From Suprematism to the Bowl-Dome.]. Artikult [Digital Journal], 2013, no. 2 (10), pp. 4–18. (In Russian).
  • Malinina, T.G. Kulturnye palimpsesty: ikh proyavlenie i prochtenie v arkhitekturno-khudozhestvennykh tekstakh sovetskogo vremeni [Cultural Palimpsests: Their Manifestation and Reading in the Architectural and Artistic Texts of the Soviet Era.]. Artikult [Digital Journal], 2018, no. 1 (29), pp. 75–96. (In Russian).
  • Markov, A.V. Iskusstvovedcheskie predposylki filosofii istorii episkopa Porfiriya Uspenskogo [Art Historical Preconditions for the Philosophy of History of Bishop Porfiry Uspensky.]. Artikult [Digital Journal], 2015, no. 4 (20), pp. 17–21. (In Russian).
  • Markov, A.V. Sovetskoe bogomyslie [Soviet God-Thinking.]. Neprikosnovennyy zapas. Debaty o politike i kulture, 2014, no. 1 (93), pp. 24-40. (In Russian).
  • Markov, A.V. and Martyanova, S.A. Upadok zhizni kak kanon iskusstva: “Sredniy uroven” russkoy idealisticheskoy filosofii [Decline of Life as a Canon of Art: “Average level” of Russian Idealistic Philosophy.]. Artikult [Digital Journal], 2017, no. 3 (27), pp. 123–133. (In Russian).
  • Orlova, M.A. Ob odnom iz motivov rezby Georgiyevskogo sobora v Yuryeve-Polskom [On One of the Motifs of the Carvings of St. George’s Cathedral in Yuriev-Polsky.]. Vestnik Sektora drevnerusskogo iskusstva, 2019, no. 1-1, pp. 30–42. (In Russian).
  • Orlova, M.A. Ob ornamentalnykh kompozitsiyakh v rospisi Rozhdestvenskogo sobora v Suzdale 1230 – 1233 godov [On the Ornamental Compositions in the Wall Paintings of the Cathedral of the Nativity in Suzdal, 1230 – 1233.]. Iskusstvoznaniye, 2019, no. 3, pp. 62–79. (In Russian).
  • Orlova, M.A. Ob ornamente na svode galerei Uspenskogo sobora vo Vladimire [On the Ornamentation on the Arched Vault of the Gallery of the Dormition Cathedral in Vladimir.]. Khudozhestvennaya kultura [Digital Journal], 2019, no. 3 (30), vol. 2, pp. 224–239. (In Russian).
  • Orlova, M.A. Ornamentalnyy dekor drevnerusskikh rukopisey pervoy treti XIII veka i balkanskiye khudozhestvennyye traditsii: Nekotoryye zamechaniya [The Ornamental Decoration of Ancient Russian Manuscripts of the First Third of the 18th Century and Balkan Artistic Traditions: Some Remarks.]. Iskusstvoznaniye, 2020, no. 4, pp. 10–25. (In Russian).
  • Plankina, T.Yu. Suprematizm Malevicha i mistitsizm Ekkharta [Malevich’s Suprematism and Eckhart’s Mysticism.]. Articult [Digital Journal], 2017, no. 2 (26), pp. 27–39. (In Russian).
  • Dvorak, M. Istoriya iskusstva kak istoriya dukha [The History of Art as the History of Ideas.]. St. Petersburg, 2001, 331 p. (In Russian). = Dvorak, M. Kunstgeschichte als Geistesgeschichte: Studien zur abendlandischen Kunstentwicklung. Munchen: R. Piper, 1924, 275 p. (In German). = Dvorak, M. The History of Art as the History of Ideas. London; Boston: Routledge & Kegan Paul, 1984, 114 p. (In English).
  • Latour, B. Peresborka sotsialnogo: Vvedeniye v aktarno-setevuyu teoriyu [Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory.]. Moscow, 2014, 381 p. (In Russian). = Latour, B. Reassembling the Social: An Introduction to Actor-Network-Theory. Oxford: Oxford University Press, 2005, 301 p. (In English).
  • Likhachev, D.S. Poetika drevnerusskoy literatury [The Poetics of Ancient Russian Literature.]. 2nd ed. Leningrag, 1971, 413 p. (In Russian).
  • Wolfflin, H. Osnovnye ponyatiya istorii iskusstv [Principles of Art History.]. St. Petersburg, 2020, 244 p. (In Russian). = Wolfflin, H. Kunstgeschichtliche Grundbegriffe: Das Problem der Stilentwicklung in der neueren Kunst. Munchen: F. Bruckmann, 1915, 255 p. (In German). = Wolfflin, H. Principles of Art History: The Problem of the Development of Style in Later Art. New York: Dover Publications, 1929, 237 p. (In English).
  • Wolff, L. Izobretaya Vostochnuyu Evropu: Karta tsivilizatsii v soznanii epokhi Prosveshcheniya [Inventing Eastern Europe: The Map of Civilization on the Mind of the Enlightenment.]. Moscow, 2003, 548 p. (In Russian). = Wolff, L. Inventing Eastern Europe: The Map of Civilization on the Mind of the Enlightenment. Stanford (CA): Stanford University Press, 1994, 419 p. (In English).
Еще
Статья научная