Социокультурные взаимодействия в прошлом и настоящем: уровни и практики

Автор: Коваленко Т.В.

Журнал: Наследие веков @heritage-magazine

Рубрика: От редакционного совета

Статья в выпуске: 3 (39), 2024 года.

Бесплатный доступ

ID: 170207631 Короткий адрес: https://sciup.org/170207631

Текст ред. заметки Социокультурные взаимодействия в прошлом и настоящем: уровни и практики

Историю человечества безо всякого преувеличения можно считать историей социокультурных взаимодействий, которые являются одним из ключевых факторов общественного и индивидуального развития. На начальных этапах становления культуры именно взаимные контакты людей и человеческих сообществ являлись мощнейшим движущим фактором эволюции первичных трудовых навыков, социального опыта и знаний о природе – всего того, что впоследствии составило фундамент общественно-экономической жизни, науки, культуры и искусства.

Социокультурное взаимодействие как явление можно описать через его существенные признаки. Во-первых, данный процесс предполагает обоюдный характер (действию одного субъекта соответствует ответное действие другого). Во-вторых, такое взаимодействие может иметь продолжение, превращаясь, по сути, в своеобразную цепь из действий и реакций на них. В-третьих, взаимный контакт невозможен без средств, обеспечивающих понимание его участ- никами друг друга. Наконец, в-четвертых, участники социокультурного взаимодействия должны преследовать общие цели, и, что немаловажно, разделять общие ценности.

Идеальная модель социокультурного взаимодействия функционирует в условиях равноправия субъектов, однако часто они обладают различным набором средств и методов, поэтому на практике межкультурная коммуникация приводит к более выраженному воздействию одного ее участника на другого.

Социокультурные взаимодействия могут происходить на разных уровнях: индивидуальном (межличностные контакты), групповом (контакты различных культурных сообществ – от древних племен до современных субкультур) и межнациональном (взаимоотношения между государствами). Многоуровневость обусловливает всеобъемлющий характер социокультурной коммуникации, буквально пронизывающей все сферы жизнедеятельности индивидуумов, человеческих сообществ и человечества в целом.

Из этого наблюдения следует, что социокультурные взаимодействия напрямую относятся к сфере государственной культурной политики. В наше сложное время, когда глобализационные новации бросают вызов традиционным ценностям, веками обеспечивавшим выживание культур, именно взвешенное регулирование государством различных аспектов межкультурной коммуникации поможет обеспечить сохранение культурного разнообразия в каждой отдельно взятой стране, противостоять размыванию устоявшейся системы ценностей, сформировать положительный образ национальной культуры в сознании представителей других культур.

Начало исследованию социокультурных коммуникаций как отдельного явления было положено еще в XIX в. трудами Ф. Ратцеля, Л. Фробениуса и Ф. Гребнера, в рамках теории культурного диффузионизма изучавших проблемы распространения различных культур, возникновения и развития исторических связей между ними. В отечественной науке к данной теме впервые обратился П. Сорокин, рассматривавший личность, общество и культуру в качестве отдельных аспектов социокультурного взаимодействия. В последние несколько десятилетий российские исследователи (В. М. Межуев, В. С. Степин, А. Я Гуревич и др.) существенно углубили представления об отдельных аспектах межкультурной коммуникации, детально проанализировав такие понятия, как «целостное поле культуры», «межкультурный диалог», «глобализация культуры» и др.

Изучение сложного комплекса явлений, относящихся к практическим аспектам социокультурных взаимодействий, продолжается, и редакционная коллегия нашего журнала рада внести свою скромную лепту в освоение этой темы. Публикации специальной рубрики посвящены, в частности, одному из аспектов истории налаживания межкультурного диалога России и Китая (Д. В. Цветков), анализу значения регионального радиовещания как одного из инструментов межкультурного взаимодействия (В. Ш. Жачемук) и культурным практикам курдов Республики Адыгея, формирующих общероссийскую и региональную идентичности в том числе в процессе контактов с представителями иных этнических культур.

Редактор специальной рубрики

Наследие Веков

2024 № 3

Ред. заметка