Социокультурный кризис и механизмы саморегуляции общества

Бесплатный доступ

В статье рассматривается социокультурный кризис как имманентный признак современности, для которой характерны масштабные трансформации и деконструкции сформированных ранее онтологических, аксиологических и гносеологических основ цивилизации.

Культурология, социокультурный кризис, саморегуляция общества, кризисное сознание

Короткий адрес: https://sciup.org/14489474

IDR: 14489474

Текст научной статьи Социокультурный кризис и механизмы саморегуляции общества

Социокультурный кризис является имманентным признаком современности, для которой характерны масштабные трансформации и деконструкции сформированных ранее онтологических, аксиологических и гносеологических основ цивилизации.

Развернувшийся кризис носит универсальный характер, поскольку проявляется в различных областях социокультурной

1997–0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март–апрель 2013 95–98

жизни: социальной, политической, духовнонравственной, национальной, экологической и др. Сложившаяся ситуация свидетельствует о неблагополучии общества, о том, что прежние социокультурные регуляторы перестают работать, так как исчерпаны прежние ресурсы развития и общество в его качественно неизменном виде обречено на гибель.

Исследования социокультурной динамики показывают, что обострение противоречий, кризис — явление вполне закономерное и неизбежное в социальной, биологической и космофизической истории. Слово «кризис» использовали уже древние греки для обозначения переломного момента в ходе некой борьбы. В такой момент система утрачивает былое равновесие и одновременно переходит к новому равновесию.

В синергетике под кризисами понимаются закономерные фазы развития общества и природы, которые наблюдаются в истории человечества. Кризис — это такое состояние системы, которое характеризуется стабильным понижением ее устойчивости, что связано с изменением внешних или внутренних параметров и условий ее существования. Он приводит к тому, что невозможно использовать прежние модели преодоления проблемных ситуаций и имеющиеся стереотипы, поэтому необходимо существенно преобразовать внутренние и внешние отношения в целях предотвращения катастрофических последствий. Кризисное состояние системы нельзя оценивать как отрицательное явление, именно кризис, в случае его правильного прохождения, может обеспечить дальнейшее продуктивное развитие данной системы, будь то общество, культура или отдельный человек.

Последствиями кризиса для биологической системы могут быть катастрофическая фаза — разрушение системы, либо смена среды обитания, либо создание новых механизмов, стереотипов жизнедеятельности. Что касается общества, то разрешение кризиса, во-первых, может привести к дезинтеграции и распаду общества, причем элементы будут захвачены другими системами. Второй исход кризиса — это реформа общества, связанная с перестройкой ее ядра, ее генотипа, в результате чего появятся качественно новые элементы, а затем обновится и сама система. Третий вариант развития кризиса может привести к революции — скачкообразному изменению ядра системы, катастрофическому переходу. Кризис системы наблюдается, если воздействия на данную систему становятся слишком сильными, либо если изменения происходят под воздействием внутренних факторов, и в том, и другом случае система меняет свои структурные и функциональные характеристики.

В синергетике особое внимание уделяется эволюционным кризисам, которые имеют эндо-экзогенный характер, они спровоцированы активностью неравновесной системы и становятся глубже при внешне благоприятных обстоятельствах.

Существует своеобразный парадокс в развитии физических и социокультурных систем, поскольку они подчиняются, с одной стороны, второму принципу термодинамики, или закону возрастанию энтропии, который и служит обеспечению необратимости физических процессов во времени, а с другой — практика показывает, что в окружающем мире происходят эволюционные процессы от простого к сложному, от гомогенного к гетерогенному. Наука убедительно доказывает, что процессы энтропии во Вселенной неизбежны, то есть уровень организации должен постоянно снижаться. И все-таки мы видим существенный рост организации в социальной, биологической жизни, поскольку в работу вступают механизмы самоорганизации систем, которые универсальны и действуют в самых разных сферах жизни — духовных, социальных, биологических и физических.

Механизмы самоорганизации исследуются современными учеными. Видимо, именно они позволяют понять творческую деятельность человека, то, каким образом хаотические импульсы превращаются в организованное мышление и поведение человека. Процессы самоорганизации, противодействующие закону энтропии, можно проследить и на примере общества, в котором наблюдается усложнение социальных структур, институтов, усиливается дифференциация и возрастает количество социальных связей. В биологии на примере процессов, происходящих в природной среде, также наблюдается усложнение биоценозов. В космологии ученые показали, что из однородного вещества постепенно происходит образование различных звездных систем.

Эволюционными процессами наполнен весь Универсум, для которого характерны неравновесие и устойчивость. Человечество постепенно приходит к пониманию того, что изучать необходимо не только то, что мы имеем в наличии, но и едва ощутимые и, казалось бы, не имеющие значения потенции. Сценарный тип мышления утверждается на Западе постепенно в русле прогнозирования или футурологии, без которых сегодня сложно представить науку и современное западное общество.

Углубление сырьевого, экономического, экологического и антропологического кризиса, все углубляющийся разрыв в экономическом уровне жизни богатых и бедных стран, снижение качества образования, засилье массовой культуры и другие проблемы современности ставят серьезные вопросы перед человечеством. Кризисное состояние общества делает будущее непредсказуемым. Чем глубже кризис, тем менее солидарно общество, оно дифференцируется, атомизируется и интегрируется в новые объединения — этниче- ские, культурные, религиозные, сословные и т.п. Волна социального кризиса провоцирует обострение кризисного сознания, которое отражает противоречия переходного периода. Эпоха перемен еще в Древнем Китае трактовалась как кризисная. Характерной чертой кризисного сознания является иррационализм. Кризисное сознание не поддается доводам разума, рациональным объяснениям. Кризисное сознание уходит своими корнями в бессознательное индивида и общества и функционирует по законам массовой психологии, его отличительными чертами являются нега- тивизм и пессимизм.

Наряду с кризисным сознанием выделяется сознание стабилизационное, которое пытается укрепить существующий социальный порядок, духовно-нравственные основания культуры. В основе этого сознания лежит вера в разум человека и общественный прогресс, вера в науку, сциентизм, то есть это тип прогрессистского сознания, предусма- тривающий оптимистический сценарий эволюции человека и общества. Эти два типа сознания, кризисное и стабилизационное, выражают специфику общественного сознания и вслед за ускорением социальных изменений в ХХ веке сменяют друг друга с небывалой быстротой в зависимости от общественной жизни, усложнения общественных институтов и межкультурных взаимодействий.

Интересно и то, каким образом человечество выходило из кризисов, как они преодолевались. Так, сельскохозяйственный кризис позднего Средневековья был преодолен распространением гуманистического миропонимания, в котором по-новому оценивались творческая активность и роль инноваций, что дало импульс техническому и гуманитарному расцвету Западной Европы [1].

Исследователи психологии не раз подмечали свойство обыденного сознания и памяти, которое они обозначили как феномен ретроспективной аберрации [1]. Согласно ему растущие ожидания приводят к искажению оценки динамики социокультурных процессов, что приводит к тому, что появляется неудовлетворенность настоящим, а прошлое вос- принимается в ностальгических тонах — как безусловно позитивное время, некий «золотой век». Обыденному сознанию в силу его эмоциональной природы кажется, что самый жестокий век — век нынешний и никогда не было таких кризисов в духовной, экономической, социальной, политической сферах, как сегодня, что именно наше время — время худшее, безнравственное и бесчеловечное. Однако ученые утверждают, что процент насилия в ХХ веке был не выше, а видимо, даже ниже, чем в предыдущие эпохи.

В то же время в ХХ веке уже было очевид- но, что сложилось нечто целое — человечество, и тогда впервые заговорили об этом, поскольку до этого времени человечество не воспринималось как нечто единое. В исторической перспективе стало очевидно, что происходит неуклонное улучшение материального благосостояния людей, медицинской помощи и социальной защиты, преодоление антисанитарии, невежества и неграмотно-

сти. Стал очевиден переход из деревенской в городскую среду обитания, рост продолжительности жизни, увеличение информационных возможностей. В целом, в общественном сознании утвердилась идея ценности человеческой жизни вне зависимости от социальной классовой принадлежности, национальной и этнической идентичности, возраста и пола. Беспрецедентное развитие науки и техники изменили образ жизни современных людей, расширили их возможности в сфере образования, получения информации, медицинской помощи. Ни в одну предшествующую эпоху наука и знания не оценивались столь высоко. Немецкий социолог и этнолог А. Фиркандт в работе «Механизм культурных изменений» (1908) отмечает: «В популярном мнении развитие культуры носит характер непрерывных катастроф: с помощью неожиданных всплесков и гениального вдохновения где-то воз- никают — но нельзя понять, почему именно здесь и сейчас, — новые образования... Изучение исторической или общественной жизни имеет основой мысль, что все большее основывается на накоплении малого... Этот закон постоянства позволяет нам... создать четкое представление о возникновении и изменении культурных ценностей» [2].

Кризисные проблемы современного общества во многом связаны с потребительской ориентацией высокоразвитых стран и аксиологическим поворотом к материалистическим ценностям, что ведет к кризису в идеа-циональной сфере. В западной модели развития материальное производство довлеет над гуманитарным, что имеет крайне негативные последствия. В связи с этим проблематика будущего цивилизации и человека как субъекта культуры становится все более актуальной и животрепещущей.

Статья научная