Социологические аспекты изучения музыкальных инструментов

Автор: Огородова Татьяна Владимировна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 6, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен социологический подход к исследованию музыкальных инструментов. Согласно теории Бруно Латура, материальная вещь в социальном мире одновременно выступает в роли инструмента, детерминирующей инфраструктуры и социального маркера. Соответственно, музыкальный инструмент есть простое орудие труда, предназначенное для исполнения музыки, материальное условие для производства музыки как формы социальной коммуникации и показатель социальной принадлежности и статуса (обладает набором социально-статусных характеристик: определенный ареал распространения, репертуар определенной идеологии и стилистики). Пространственные и временные вариации музыкальных инструментов есть одновременно и отражение таких общественных процессов, как изменение общественного сознания, формирование общностей, коммуникация, и условие их возникновения и осуществления. Изучение музыкальных инструментов в социологическом ключе - один из источников для понимания самих этих процессов.

Еще

Музыкальный инструмент, орудие символического производства, социология музыки, средство коммуникации, социальный маркер, бруно латур

Короткий адрес: https://sciup.org/14940341

IDR: 14940341   |   DOI: 10.24158/spp.2018.6.5

Список литературы Социологические аспекты изучения музыкальных инструментов

  • Адорно T.В. Избранное: Социология музыки/пер. с англ. М.И. Левиной, А.В. Михайлова. М.; СПб., 1999. 445 с.
  • Лукьянов В.Г. Проблемы социологии музыки в контексте теории интонации Б.В. Асафьева//Социс. 2012. № 10. С. 60-69.
  • Вахштайн В. Социология вещей и «поворот к материальному» в социальной теории//Социология вещей: сборник статей/под ред. В. Вахштайна. М., 2006. С. 7-39.
  • Латур Б. Об интеробъективности//Социология вещей: сборник статей/под ред. В. Вахштайна. М., 2006. С. 169-198.
  • Latur B. Trains of Thought -Piaget, Formalism and the Fifth Dimension//Common Knowledge. 1997. Vol. 6, no. 3. P. 170-191.
  • Князева Н.А. Инструментоведение: учеб. пособие. Кемерово, 2015. 148 с.
  • Чебыкина Т.И. История исполнительства на русских народных инструментах: учебник. Пермь, 2011. 390 с.
  • Книга новосибирских археологов о музыкальных инструментах каменного века //Новости сибирской науки. URL: http://www.sib-science.info/ru/heis/musical-instruments-archeology-nsu-11022017 (дата обращения: 10.05.2018).
  • Торопова А.В. Генез музыкального сознания//Развитие личности. 2010. № 2. С. 65-75.
  • Хорнбостель Э.М. фон, Закс К. Систематика музыкальных инструментов/пер. И.З. Алендера//Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. Ч. 1. М., 1987. С. 229-261.
  • Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Л., 1971. 376 с.
  • Хобсбаум Э. Век революции. 1789-1848/пер. с англ. Л.Д. Якуниной. Ростов н/Д., 1999. 480 с.
  • Лазько А.А. Музыкальные инструменты. Виолончель. 2-е изд., доп. М., 1981. 62 с.
  • Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. 345 с.
  • Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М., 1977. 147 с.
  • Аракелова А.О. О некоторых особенностях возникновения и развития системы профессионального музыкального образования в России//Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 19. С. 45-54.
  • Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. 367 с.
Еще
Статья научная