Социологический подход к оценке качества жизни населения городских агломераций
Автор: Шкарлет Александр Анатольевич
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 3, 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье с учетом вектора, заданного Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., дается обоснование важности реализации социологического подхода для получения интегральной оценки качества жизни населения городской агломерации. Представлен краткий обзор исследований, предмет внимания которых - различные характеристики состояния городских агломераций. Выстроен алгоритм исследования городских агломераций, включающий шесть блоков, в том числе: выявление стихийных процессов на территории города-ядра и периферии, изучение социальных практик использующихся для удовлетворения повседневных потребностей жителей территории, анализ количественных и качественных показателей по результатам социологических опросов и интервью, а также учет результатов социологических исследований для разработки нормативно-правовых актов, формирование стратегии развития городской агломерации и ее практическая реализация.
Городские агломерации, пространственное развитие, субъективные факторы, качество жизни, социологический опрос, стратегия развития территории
Короткий адрес: https://sciup.org/149134546
IDR: 149134546 | DOI: 10.24158/spp.2020.3.9
Текст научной статьи Социологический подход к оценке качества жизни населения городских агломераций
В соответствии с распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» от 13.02.2019 № 207-р, на территории страны предполагается формирование каркасной пространственной структуры, узлами которой станут городские агломерации [1]. Агломерации включают город-ядро (или несколько таких городов) и иные очаги городской среды, объединенные с городом-центром и между собой общностью связей [2].
Целью развития городских агломераций является повышение качества жизни населения как итог «выравнивания условий» социально-экономического развития [3]. Под качеством жизни предлагается понимать «интегральную характеристику развитости социальной сферы на некоторой территории, включающую как объективные условия жизнедеятельности, так и субъективную реакцию - удовлетворенность данными условиями» [4].
Уровень развития городских агломераций является предметом внимания целого ряда исследователей. Так, Н.Р. Ижгузина предлагает оценивать синергетический эффект городских агломераций региона по величине условно вычисленного валового агломерационного продукта [5]. В свою очередь М.В. Удальцова для характеристики состояния агломерации использует комплекс функциональных и социально-территориальных признаков. Оценка агломерационного эффекта регионов Российской Федерации выполнена на основе сравнения значений индекса развития человеческого потенциала [6].
Исследователи Б.М. Гринчель и А.А. Антонова применяют в основном относительные значения показателей, характеризующих экономическую и социальную стороны развития городской агломерации [7]. Н.А. Трунова характеризует экономическое развитие и зрелость агломераций по пяти факторам: экономическому, финансовому, территориально-демографическому, научноинновационному, социально-инфраструктурному [8]. По мнению О.В. Туцкой и Ю.А. Аникиной, для характеристики качества жизни следует использовать не самооценки в рамках социологических опросов, а статистические данные, отражающие благосостояние, социальную структуру и безопасность, а также экологию [9]. Следует отметить, что предлагаемые экономические и финансовые показатели характеризуют только уровень жизни населения агломераций, а социально-инфраструктурные показатели не в полной мере отражают удовлетворенность жителей условиями жизнедеятельности.
Очевидно, что для получения корректной оценки качества жизни населения следует рассматривать процесс развития территории с позиции создания равенства возможностей всех социальных групп. Отсюда следует, что вектор развития городской агломерации в значительной мере определяется субъективными факторами, оказывающими большое влияние на качество жизни населения данной агломерации.
Для обоснования высказанного предложения рассмотрим алгоритм исследования городских агломераций, предполагающий учет объективных и субъективных факторов, влияющих на процесс их формирования и развития. Алгоритм включает шесть блоков:
-
1) выявление объективных предпосылок, стимулирующих развитие городской агломерации;
-
2) наблюдение за стихийным развитием территории;
-
3) изучение социальных практик, процессов и отношений путем проведения опросов целевых групп с целью учета влияния субъективных факторов на функционирование городской агломерации;
-
4) анализ количественных и качественных показателей по результатам опросов;
-
5) учет результатов социологических исследований для разработки нормативно-правовых актов;
-
6) формирование стратегии развития агломерации и ее практическая реализация.
Блок 1 . Выявление объективных предпосылок, стимулирующих развитие городских агломераций. Такими предпосылками могут быть: необходимость перехода к инновационной социальноориентированной модели экономического развития страны [10]; высокая плотность населения и застройки в городе-центре; отсутствие свободной территории для строительства жилья и предприятий; формирование единого рынка недвижимости и рынка труда; высокая стоимость земли в центральном городе по сравнению с периферией; создание единого экономического пространства; ухудшение экологической обстановки в пределах города-ядра, в связи с чем возникает целесообразность выноса предприятий за его пределы или создания технопарков. Также предпосылками могут стать следующие факторы: рост сферы услуг; развитие транспортной инфраструктуры; повышение мобильности населения, гарантирующее возможность суточной и недельной (рекреационной) миграции; открытие и разработка месторождений полезных ископаемых, размещение добывающей промышленности вблизи городов-спутников; создание благоустроенных рекреационных зон в поселениях; формирование общей культурной инфраструктуры.
В результате действия перечисленных объективных обстоятельств осуществляется формирование городской агломерации, которое, по определению Г.М. Лаппо, происходит «от города» или «от района» [11].
Блок 2 . Наблюдение за стихийным развитием территории. Многие исследователи полагают, что в развитие городских агломераций значительный вклад вносят стихийные процессы [12]. При этом основополагающими выступают субъективные факторы: совокупность индивидуальных решений жителей поселков работать, учиться и проводить досуг в городе-ядре либо в иных населенных пунктах в пределах транспортной доступности на основании личных причин.
Блок 3 . Социологическая трактовка агломерационных отношений. В силу значительного влияния субъективных факторов на функционирование городской агломерации представляется целесообразным изучение агломерационных отношений путем проведения социологических опросов. Последние относятся к универсальным методам исследования, поскольку дают возможность создать модель любой ситуации (в том числе гипотетической) с целью выявления мнений групп населения [13].
В качестве параметров исследования могут быть выбраны следующие.
-
1. Причины проживания за пределами города-центра (вынужденность - покупка жилья по причине более низкой стоимости или наличие жилья, доставшегося по наследству; сознательный выбор - покупка жилья с целью проживания за городом или переезд после заключения брака).
-
2. Комфортность проживания в периферийной зоне агломерации, которая определяется тем, есть ли желание переезжать в город-ядро, другой населенный пункт той же агломерации, иной региональный центр или столицу при наличии условной возможности.
-
3. Общая удовлетворенность жизнью, роль семейных обстоятельств и условий среды в оценке удовлетворенности. Динамика жизненных условий.
-
4. Отношение к возможному строительству на территории поселения торговых, развлекательных, спортивных и культурных объектов, а также промышленных предприятий.
-
5. Выраженность территориальной идентичности: субъективная значимость проживания в поселении, чувство родины, представление о жителях данной местности и т. д.
-
6. Удовлетворенность отдельными аспектами жизни (благоустройство, ЖКХ, безопасность, экология, доступность товаров и услуг и т. д.).
-
7. Оценка деятельности региональной и местной администрации.
-
8. Удовлетворенность сферами образования и здравоохранения (измеряется, в том числе, через выявление фактов потребления в городе-центре услуг, которые можно получить по месту жительства).
-
9. Частота и цели поездок в город-ядро и в периферийные населенные пункты.
-
10. Желание и готовность сменить место работы, чтобы не совершать регулярные поездки в город-центр.
-
11. Интенсивность и характер социальных связей (контактов с родственниками, друзьями, деловыми партнерами) между местом проживания респондента, городом-ядром и иными поселениями в рамках агломерации.
-
12. Удовлетворенность качеством дорог и обслуживанием автомобиля на территории поселения (для подвыборки автовладельцев).
-
13. Удовлетворенность работой общественного транспорта: удобство маршрутов, регулярность движения, комфортность поездки.
-
14. Обеспокоенность «оторванностью от цивилизации» (предполагается, это чувство снизит развитие коммуникаций: транспорта, телефонной связи, Интернета). Ожидания от включения территории в состав города-центра.
Комплексную оценку агломерационных отношений можно получить путем проведения опросов среди сформированных целевых групп: жителей периферийных населенных пунктов, служащих муниципальных администраций и экспертов различных категорий (государственные гражданские служащие регионального уровня, преподаватели вузов, руководители и сотрудники государственных и муниципальных учреждений, представители бизнеса, менеджеры коммерческих структур, лидеры общественных организаций).
Сформированные выборочные совокупности всех трех групп должны обладать свойством репрезентативности, т. е. способностью отражать характеристики соответствующих генеральных совокупностей.
Блок 4 . Обработка и анализ социологических данных. При обработке результатов опроса целесообразно производить квантификацию, при которой каждому качественному признаку ставится в соответствие количественная характеристика. Ответы на идентичные вопросы для всех трех целевых групп сравниваются. По результатам опросов выполняется количественный и качественный анализ, на основании которого можно оценить качество жизни на территории агломерации, обозначить вектор ее дальнейшего развития.
Блок 5 . Применение результатов социологических опросов для разработки и совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих жизнедеятельность агломерации.
Блок 6 . Разработка стратегий социально-экономического развития городских агломераций, муниципальных программ, управленческих проектов и текущей документации. Разработанные нормативно-правовые акты и документы стратегического планирования будут способствовать изменению объективных обстоятельств и уровня жизни на данной территории. Это приведет к возникновению новых социальных практик, а также к формированию субъективных факторов развития городской агломерации, которые могут создавать предпосылки для дальнейшего повышения качества жизни.
Таким образом, действие субъективных факторов оказывает существенное влияние на формирование и развитие городской агломерации. Объективная оценка качества жизни населения возможна на основе выявления социальных практик и оценочных суждений жителей периферии, мнений служащих муниципальных администраций о перспективах развития агломерации, научных представлений экспертов о характере агломерационных процессов в своем регионе. Результаты анализа опросов позволяют оценивать качество жизни населения городской агломерации.
Ссылки:
-
1. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 31.08.2019). Доступ из справ.-прав. системы
-
2. Харченко К.В. Муниципальное стратегическое планирование: от теории к технологии. Белгород, 2009. 304 с.
-
3. Шодоев И.Н. Повышение качества жизни населения – стратегическая цель развития региона // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 9. С. 10–16.
-
4. Харченко К.В. Там же.
-
5. Ижгузина Н.Р. Расчет условно исчисленного валового агломерационного продукта (на примере крупных агломераций Свердловской области) // Журнал экономической теории. 2015. № 2. С. 59–65.
-
6. Удальцова М.В. Специфика модернизации российского пространства // Идеи и идеалы. 2013. № 4. С. 13–18.
-
7. Гринчель Б.М. Измерение динамики агломерационных процессов в региональной экономике // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 5. С. 79–90.
-
8. Трунова Н.А. Совершенствование методических подходов к анализу и оценке факторов, влияющих на развитие городских агломераций // Экономические науки. 2011. № 3. С. 205–208.
-
9. Туцкая О.В. Система показателей оценки социально-экономического развития в городской агломерации // Современные проблемы экономического и социального развития. 2010. № 6. С. 194–200.
-
10. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018). Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
-
11. Лаппо Г.М. Развитие городских агломераций в СССР. М., 1978. 152 с.
-
12. Мосиенко Н.Л. Городская агломерация как объект социологического исследования // Регион: экономика и социология. 2010. № 1. С. 163–178 ; Харченко К.В. Там же.
-
13. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М., 2011. 245 с.
«КонсультантПлюс».
Редактор: Шитикова Ольга Сергеевна Переводчик: Бирюкова Полина Сергеевна
Список литературы Социологический подход к оценке качества жизни населения городских агломераций
- Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 31.08.2019). Доступ из справ.-прав. системы "КонсультантПлюс"
- Харченко К.В. Муниципальное стратегическое планирование: от теории к технологии. Белгород, 2009. 304 с
- Шодоев И.Н. Повышение качества жизни населения - стратегическая цель развития региона // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 9. С. 10-16
- Харченко К.В. Муниципальное стратегическое планирование: от теории к технологии. Белгород, 2009. 304 с
- Ижгузина Н.Р. Расчет условно исчисленного валового агломерационного продукта (на примере крупных агломераций Свердловской области) // Журнал экономической теории. 2015. № 2. С. 59-65