Социономический подход в изучении основных типов жизнеспособности менеджеров
Автор: Ощепков Алексей Александрович, Салахова Валентина Борисовна
Журнал: Симбирский научный Вестник @snv-ulsu
Рубрика: Психология и педагогика
Статья в выпуске: 2 (28), 2017 года.
Бесплатный доступ
В статье поднимается актуальная проблема жизнеспособности менеджеров как специалистов, работающих в стрессовых условиях. С этой целью в работе исследуются взаимосвязи компонентов структуры жизнеспособности человека и психотипов восприятия, обработки информации и принятия решения. Эмпирическое исследование проведено с использованием психологических тестов жизнеспособности и психотипов личности, а обработка и интерпретация результатов проводится на основе корреляционного анализа. На основании полученных данных сделаны выводы о взаимосвязях жизнеспособности личности менеджера и способов восприятия, обработки информации и принятия решения, на основе которых выделены основные типы личности менеджеров.
Типология, соционика, жизнеспособность, личность менеджера, экстраверсия, интроверсия, восприятие информации, способ принятия решения
Короткий адрес: https://sciup.org/14114252
IDR: 14114252
Текст научной статьи Социономический подход в изучении основных типов жизнеспособности менеджеров
Проблемы любой организации тесно связаны с проблемами управления людьми с целью достижения поставленных целей. Руководителям необходимо правильно строить взаимоотношения в коллективе, чтобы эффективно решать задачи, продиктованные жизнью. В качестве построения эффективной организации в теории менеджмента выделяются два основных подхода — человек для организации или организация для человека, или, иными словами, можно подобрать сотрудников, подходящих для определенной должности, а можно развивать сотрудников, чтобы они могли соответствовать той или иной позиции. Конечно, у обоих подходов есть свои преимущества и недостатки, и, несомненно, наиболее оптимальным с позиции менеджмента будет комплексное применение на практике названных подходов.
Однако нас в данном исследовании будет интересовать в первую очередь возможность выделения определенных типов, что выражает один из фундаментальных подходов психологии — типология. Типология позволяет получить обоснованную классификацию предмета исследования на множества, описать особенности каждого множества, что позволяет в прикладном аспекте получить возможность более точной диагностики объекта и построения прогноза. Кроме этого, типологический подход можно использовать как при подборе персонала, так и при развитии сотрудников для прогноза и учета их индивидуальных особенностей.
Идея типологического подхода в менеджменте прекрасно выражена в работах Аушры Аугустинавичуте, которая соединила две разные области знания — теорию психотипов и информатику, и в результате появилась новая наука — соционика [1]. Безусловной заслугой А. Аугусти-навичуте является описание информационной структуры психики человека, а также изучение информационных взаимодействий между психотипами. И хотя открытия, сделанные А. Аугусти-навичуте, не бесспорны с точки зрения психологии, учитывая относительно низкую частоту встречаемости ярких психотипов, с точки зрения практической реализации позволяют получить очень удобный и эффективный инструмент, который обозначается как социономичес-кий подход.
Социономическое выделение психотипов в большей части основано на типологии личности, созданной К. Г. Юнгом [7], которая в современной интерпретации в общем представлена следующим образом. Человек, взаимодействуя с другими людьми, задействует такие присущие организму функции, как усвоение информации и способ принятия решения. Согласно этому всех людей по способу восприятия информации можно разделить на воспринимающих практическую, конкретную информацию (обозначается S от англ. «сенсорика») и воспринимающих понятийную, невербальную информацию (обозначается N от англ. «интуиция»). По способу принятия решения выделяются люди, объективно, логически оценивающие информацию и аналогично принимающие решения (обозначается T от англ. «думать») и субъективно, с этической точки зрения, оценивающие информацию и также принимающие решения (обозначается F от англ. «чувствовать»). Кроме названных, К. Г. Юнг ввел еще два общеизвестных параметра: экстраверсия (E) и интроверсия (I). На основании приведенных параметров выделяются восемь базовых типов.
С другой стороны, многие известные ученые связывают проблемы управления организацией с личностным потенциалом сотрудников, выражающиеся в профессиональном развитии, профессиональном самосовершенствовании. Так, Р. А. Березовская, рассматривая профессиональное благополучие личности, отмечает, что наличие у специалиста таких личностных качеств, как жизнестойкость, карьерная устойчивость, уверенность в себе, низкая внутренняя конфликтность, определяет направленность его активности на длительное эффективное функционирование в профессии [2]. Вместе с тем отмечается, что профессиональное развитие — это не только позитивный процесс — развитие профессионала сопровождается возникновением кризисов и возможных профессионально негативных изменений, которые формируют нега- тивные тенденции в профессиональном развитии. В этом плане Э. Э. Сыманюк и А. А. Печер-кина предлагают прогнозировать стратегии профессионального развития благодаря определению психологических предикторов, рассматриваемых как «совокупность личностных характеристик, установок и ценностей, формирующих готовность к преодолению профессиональных кризисов и обусловливающих его устойчивость и конструктивность» [5, с. 525]. А в качестве психологического предиктора конструктивного профессионального развития предлагается выделение категории «жизнеспособность».
Учитывая, что профессионалы в нашей стране трудятся в условиях нестабильности и значительных организационных изменений, Т. Ю. Лотарева считает актуальной задачей современных исследований выделение и изучение факторов жизнеспособности специалиста [3]. В этом плане наиболее релевантной является структура жизнеспособности человека, разработанная А. В. Махнач [4], включающая компоненты самоэффективности, настойчивости, интер-нального локуса контроля, совладания, социальной поддержки, духовности/нравственности.
Представления о структуре жизнеспособности и социономический, типологический подход позволили выдвинуть гипотезу — различные психотипы, выделенные по экстравертирован-ности — интровертированности и способу восприятия и анализа информации, образуют группы, различающиеся по особенностям структуры жизнеспособности у специалистов.
С учетом вышесказанного перед нашим исследованием были поставлены следующие задачи:
-
1. Изучить основные психотипы менеджеров согласно типологии личности К. Г. Юнга (по параметрам сенсорика, интуиция, логика, чувства, экстраверсия, интроверсия).
-
2. Исследовать структуру жизнеспособности менеджеров с применением разработки А. В. Махнач (параметры самоэффективность, настойчивость, интернальный локус контроля, совладание, социальная поддержка, духов-ность/нравственность).
-
3. Провести анализ данных с целью выделения различных групп психотипов с учетом особенности структуры жизнеспособности.
МЕТОДИКА
Эмпирическая часть исследования была выполнена на базе Димитровградского инженерно-технологического института — филиала НИЯУ МИФИ (г. Димитровград Ульяновской об- ласти). В качестве респондентов выступали студенты 2 курса заочного отделения экономического факультета, работающие менеджерами, 19—25 лет, всего 31 человек.
В исследовании использовался тест «Жизнеспособность взрослого человека» А. В. Мах-нача [4] и Типологический опросник И. И. Кар-науха, определяющий базовые психотипы личности согласно классификации К. Г. Юнга [6].
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
С целью анализа взаимосвязи жизнеспособности и базовых психотипов был проведен корреляционный анализ по Спирмену компонентов жизнеспособности и психотипов менеджеров. В результате были выявлены значимые корреляционные связи между самоэффективностью, совладанием и способом анализа данных; настойчивостью, интернальным локусом контроля и экстраверсией — интроверсией; духовностью, семейными и социальными взаимосвязями и способом восприятия информации (табл. 1).
Высокая корреляция между компонентом жизнеспособности «самоэффективность» и способом принятия решения у менеджеров свидетельствует о том, что такое личное качество, как самоэффективность, связано со способностью обрабатывать информацию и принимать решение. При этом высокие показатели самоэффективности положительно связаны с логическим типом и отрицательно с этическим типом. Человек логического типа оценивает поступки с точки зрения «правильно — неправильно», «разумно — глупо», он ориентирован на систему, закон и порядок, любит все анализировать и устанавливать логические связи, ради дела может игнорировать чувства людей.
Характеристики логического типа и самоэффективности хорошо согласуются. Так, шкала самоэффективности оценивает понимание своих возможностей, способности ставить перед собой амбициозные цели и преодолевать препятствия при столкновении с трудностями, способности осуществлять контроль над стрессом и действовать уверенно. В то же время этический тип пользуется критериями «гуманно — негуманно», «порядочно — непорядочно», принимает решения под влиянием симпатий и антипатий, он способен влиять на окружающих и сам подвержен влиянию других, ради хороших отношений готов идти на компромиссы. Получается, что логик более эффективен там, где требуется анализ и жесткость, а этик более эффективен там, где нужно чувствовать людей и строить с ними отношения.
Компонент жизнеспособности «совладание и адаптация» также положительно связан с логическим типом обработки и принятия решений и отрицательно с этическим типом. В этом плане названные выше характеристики логического и этического типов также соотносятся с такими личностными качествами, как совладание и адаптация. Это объясняется тем, что совладание связано с когнитивными и поведенческими стратегиями, используемыми индивидом в неблагоприятных условиях. И успешная адаптация зависит о того, какие стратегии совладания используются индивидом. Поэтому успешная адаптация, зависящая от поиска и решения проблем, более эффективна в случае использования логического типа принятия решения, в отличие от чувственного, то есть холодный расчет преобладает в данном случае над эмоциями.
Таблица 1
Результаты корреляционного анализа компонентов жизнеспособности и базовых психотипов менеджеров
Компоненты жизнеспо-собности/психотипов |
Экстра-, интроверсия |
Способ восприятия информации |
Способ принятия решения |
|||
E |
I |
S |
N |
T |
F |
|
Самоэффективность |
0,0903 |
-0,1777 |
0,0050 |
-0,0991 |
0,2511 |
-0,2555 |
Настойчивость |
0,3440 |
-0,3372 |
0,0921 |
-0,1177 |
0,1788 |
-0,1863 |
Локус контроля |
0,2941 |
-0,2318 |
-0,1557 |
0,0667 |
0,1494 |
-0,1708 |
Совладание |
0,0502 |
0,1042 |
0,2974 |
-0,0643 |
0,4970 |
-0,5013 |
Духовность |
0,4478 |
0,0574 |
0,0439 |
0,2758 |
0,1831 |
-0,1791 |
Социальные взаимосвязи |
0,0355 |
-0,2720 |
0,2431 |
-0,3481 |
-0,0918 |
0,0625 |
Высокая положительная корреляция между компонентами жизнеспособности «настойчивость» и «интернальный локус контроля» и экстраверсией и в то же время высокая отрицательная корреляция между названными компонентами и интроверсией свидетельствует в пользу связи таких личностных качеств, как настойчивость и интернальный локус контроля с экстраверсивным типом взаимодействия с окружающими. Это объясняется тем, что жизнеспособные индивиды остаются активными и вовлеченными в достижение своих целей, несмотря на препятствия в их достижении, что в большей степени согласуется с экстраверсивным типом, который ведет себя решительно и раскованно. Внутренний локус контроля также в большей мере соответствует экстраверсивной стратегии взаимодействия с окружением, выражающей восприятие индивидом возможности влиять на происходящие события и, таким образом, несущей оптимистичный настрой относительно способности находить позитивные решения для себя и других.
Стоит обратить внимание на то, что интегральный показатель жизнеспособности также значимо связан положительной корреляцией с экстраверсией. В этом плане экстраверсивная типологическая черта выступает принципиальной в определении жизнеспособности человека, выражаясь в активном отношении к окружающей среде, в отличие от интроверсивной типологической черты, которая характеризует индивида как ориентированного на свой внутренний мир, менее идущего на контакт с окружающими, хотя интроверт более склонен к углублению в проблему при ее решении, а экстраверт склонен к более поверхностному вниканию в задачу. Получается, что для человека в плане жизнеспособности более эффективна стратегия экстенсивного развития, направленного на освоение новых сфер, за счет интенсивной проработки уже освоенного материала.
Также положительно связан с экстраверсией компонент жизнеспособности «духовность», что может свидетельствовать о том, что нравственное развитие человека повышает его возможности в активном взаимодействии с его окружением. Наряду с этим духовность человека значимо связана с интуитивным способом восприятия информации, что объясняется особенностью религиозности в иррациональном, более отвлеченном познании действительности, в отличие от сенсорика, который ориентируется на конкретную, сенсорную информацию.
В свою очередь, компонент жизнеспособности «семейные и социальные взаимосвязи» обнаружил значимую положительную корреляцию с психотипом сенсорного восприятия окружения. Это объясняется тем, что семейные и социальные связи, выражая межличностные связи, обеспечивающие важный источник эмоциональной поддержки, более ориентированы на практичные, взаимные, а не отвлеченные отношения.
ВЫВОДЫ
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать следующие выводы:
-
1. Структура компонентов жизнеспособности связана значимыми положительными корреляционными связями с психотипами личности менеджеров, отвечающими за восприятие, обработку информации и принятие решения. Так, самоэффективность и совладание и адаптация связаны с логическим типом обработки информации и принятия решения. С экстраверсией связаны настойчивость, внутренний локус контроля и интегральный показатель жизнеспособности человека. Духовность также связана с экстраверсией и интуитивным типом восприятия информации. А семейные и социальные взаимосвязи связаны с сенсорным типом восприятия информации.
-
2. Указанная структура корреляций личностных компонентов менеджеров позволяет выделить группы менеджеров, различающихся различными типами жизнеспособности. Менеджеры с логическим типом обработки и принятия решения обладают большей самоэффективностью, более адаптивны и способны к совладанию со стрессовой ситуацией. Менеджеры с экс-траверсивным типом взаимодействия с окружающими более настойчивы, обладают внутренним локусом контроля и вместе с этим нравственно устойчивы, что позволяет поддерживать жизнеспособность на высоком уровне. Менеджеры сенсорного типа восприятия информации, направленные на конкретные и активные действия, более ориентированы на социальные взаимоотношения, в которых они находят эмоциональную поддержку и потенциал для жизнедеятельности.
Список литературы Социономический подход в изучении основных типов жизнеспособности менеджеров
- Аугустинавичуте А. Соционика/А. Аугустинавичуте. -М.: Черная белка, 2008. -192 с.
- Березовская Р. А. Жизнеспособность и профессиональное благополучие личности/Р. А. Березовская//Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты/отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. -М.: ИП РАН, 2016. -С. 538-555.
- Лотарева Т. Ю. Влияние социальной поддержки на формирование жизнеспособности профессиональной социальной сферы/Т. Ю. Лотарева//Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты/отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. -М.: ИП РАН, 2016. -С. 570-581.
- Махнач А. В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма/А. В. Махнач. -М.: ИП РАН, 2016. -459 с.
- Сыманюк Э. Э. Жизнеспособность как предиктор конструктивного профессионального развития/Э. Э. Сыманюк, А. А. Печеркина//Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты/отв. ред. А. В. Махнач, Л. Г. Дикая. -М.: ИП РАН, 2016. -С. 525-537.
- Танаев В. М. Практическая психология управления/В. М. Танаев, И. И. Карнаух. -М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. -304 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы/К. Г. Юнг. -М.: АСТ Москва, 2006. -768 с.