Содержание и пути разрешения научной дискуссии о закрытом характере перечня муниципального имущества: к десятилетнему юбилею определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 540-О
Автор: Зерчанинова Т.Е., Самошкина А.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 6-1 (25), 2016 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140120530
IDR: 140120530
Текст статьи Содержание и пути разрешения научной дискуссии о закрытом характере перечня муниципального имущества: к десятилетнему юбилею определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 540-О
Научные споры и дискуссии о различных аспектах режима муниципальной собственности не утихают с самого момента принятия Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [1], законодательно оформившего один из ключевых принципов муниципальной реформы - так называемого, «функционального характера» муниципального имущества.
Муниципальное имущество именуется в специальной литературе "функциональным" имуществом ввиду того обстоятельства, что перечень объектов, которые могут находиться в собственности муниципальных образований, носит исчерпывающий характер, поскольку исчерпывающий характер носит и перечень функций муниципальных образований [2, C. 87.].
В рамках данного подхода считается, что все объекты, находящиеся в муниципальной собственности, должны служить определенным целям, а именно решению вопросов местного значения.
В отечественной науке сформировалась целая школа исследователей -приверженцев узкого толкования положений статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указывающих, что в «отличие от ранее действовавшего законодательства в Федеральном законе N 131-ФЗ установлены исчерпывающие виды имущества, которое может находиться в муниципальной собственности. В случае возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не относящееся ни к одной из указанных категорий, данное муниципальное имущество до 1 января 2009 г. подлежит перепрофилированию либо отчуждению» [3, С. 9].
Аналогичная точка зрения представлена и мнением М.В. Жабреев, считающего, что «Новый Закон дает закрытый перечень муниципального имущества, в соответствии с которым в собственность муниципальных образований входит имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, для осуществления переданных государственных полномочий и для обеспечения деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, работников муниципальных предприятий и учреждений» [4, С. 57.].
В противовес позициям вышеназванных исследователей сформировалась альтернативная группа ученых и практиков, не единожды выступавших с трибун различного рода круглых столов, конференций и страниц периодических научных изданий, и указывающих на то, что закрытый перечень муниципального имущества ограничивает возможности муниципальных образований по разработке и реализации стратегических планов социально-экономического развития территорий, увеличению доли неналоговых доходов местных бюджетов, а также созданию эффективных условий для развития малого и среднего бизнеса [5].
Существенная группа муниципалов-практиков в течение всех последних пятнадцати лет поддерживали мнение о том, что принцип закрытого перечня муниципального имущества не только порождает сложность с определением состава имущества, которое может находиться в муниципальной собственности, но и существенно ограничивает возможности развития социальных услуг на уровне муниципальных образований. По их мнению, реализация этого принципа и неверно по сути своего толкования, и реально существенным образом сокращает экономическую основу местного самоуправления [6, С. 35].
На практике узкое толкование положений статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ напрямую негативно сказывалось на возможностях муниципалитетов использовать муниципальное имущество в целях стимулирования экономической активности на их территории.
Достаточно консолидированной оказалась и позиция депутатского корпуса муниципалитетов, суть которой, можно свести к тому, что установленный 50-й статьей 131-го Закона закрытый перечень муниципального имущества Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ содержит ограничения, которые не учитывают всего многообразия местных условий и создает дополнительную острейшую проблему формирования имущественной базы муниципалитетов в ситуации и без того сложного хода реализации реформы местного самоуправления [7].
Казалось бы, все вопросы в отношении проблемы толкования рассматриваемой нормы было призвано снять вынесенное 2 ноября 2006 года Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 540-О [8] в резолютивной части которого прямо указано, что «статья 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части, устанавливающей перечень видов муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, не может рассматриваться как формирующая закрытый перечень видов имущества, могущего находиться в собственности муниципальных образований, и не допускающая наличия иного имущества, необходимого для осуществления полномочий муниципальных образований, и препятствующая использованию установленных законом способов привлечения денежных средств и иного имущества для формирования собственных доходов бюджетов муниципальных образований».
Отдельно определено, что вышеназванная статья в узком ее прочтении и толковании является нарушающей конституционные правомочия муниципальных образований и гарантии муниципальной собственности.
Вместе с тем, несмотря на достаточно определенную и твердую позицию Конституционного Суда РФ, научное сообщество до настоящего момента не считает данный вопрос до конца и исчерпывающим образом решенным, а дискуссию завершенной.
В частности, проведенное автором настоящей статьи в ходе ее подготовки теоретическое исследование показывает наличие массы научных публикаций, датированных более поздней чем ноябрь 2006 года датой, в которых ученые продолжают не соглашаться и дискутировать рассмотренный вопрос.
К числу принципиально несогласных ученых следует отнести В.И. Глинку [9], О.А. Дементьеву [10], Л.А. Чердакову [11], А.И. Галкина, С.Г. Еремина, Г.М. Кадырову, С.Е. Прокофьеву, О.В. Панину, С.Г. Еремина [12] и др.
В заключение статьи, констатируя окончательную неразрешенность рассматриваемого вопроса, автор считает возможным указать на три пути возможного его разрешения.
Первый вариант предлагается депутатским корпусом и заключается в позиции, согласно которой, предметом законодательного регулирования могло бы стать ограничение на отдельные виды хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, но не на состав имущества [7].
Второй путь был предложен еще в 2006 году участниками "Круглого стола" "О проблемах законодательного регулирования имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления" и заключается в том, что «необходима разработка усилиями Минрегиона России и Минэкономразвития России с участием заинтересованных министерств и ведомств методических рекомендаций (отраслевых нормативно-правовых актов) для отнесения объектов имущества, с учетом их целевого назначения и на основании установления определенного комплекса критериев (признаков), к тому или иному виду публичной собственности, а также собственности муниципальных образований разного типа» [6].
Идея третьего варианта принадлежит В. С. Мокрому и заключается в том, что «положения Федерального закона N 131-ФЗ диктуют необходимость принятия специального федерального закона, устанавливающего особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета, формирования и состава муниципального имущества» [13].
По мнению автора настоящей статьи последний вариант заслуживает наибольшего внимания и ошибочно не был учтен законодателем, так как по настоящий момент подобный федеральный закон разработан не был.
Список литературы Содержание и пути разрешения научной дискуссии о закрытом характере перечня муниципального имущества: к десятилетнему юбилею определения Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 540-О
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Право муниципальной собственности (цивилистические и социальные аспекты): Монография/Ю.Е. Попов, В.А. Рыбаков, В.Н. Соловьев и др. М.: Юрист, 2009. 166 с.
- Томилова Л.Н. Правовые формы и способы участия муниципального образования в предпринимательской деятельности. Саратов, 2003. С. 9.
- Жабреев М.В. Публичные образования и их органы: гражданско-правовой статус и участие в гражданских правоотношениях//Цивилист. зап.: Межвуз. сб. науч. тр. М., 2004. 190 с.
- Проблемы формирования муниципальной собственности в свете реформы местного самоуправления: Аналитическая записка Института экономики города//Фонд "Институт экономики города". М., 2007. 95 с.
- О проблемах законодательного регулирования имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления: Резолюция Круглого стола//Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 8. С. 35.
- Стенографический отчет об Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации//Государственная власть и местное самоуправление, 2007. N 12. 23 октября.
- По запросу Правительства Самарской области о проверке конституционности статьи 1, частей шестой и восьмой статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 50 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 N 540-О//Вестник Конституционного Суда РФ. N 2. 2007.
- Глинка В.И. К вопросу о муниципальной собственности//Конституционное и муниципальное право. 2009. N 17. С. 34 -36.
- Дементьева О.А. Регулирование экономической деятельности в муниципальных образованиях//Российская юстиция. 2012. N 2. С. 8 -11.
- Чердакова Л.А. О субъектах права муниципальной собственности: дискуссии продолжаются//Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5. С. 25 -27.
- Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование: монография/А.И. Галкин, С.Г. Еремин, Г.М. Кадырова и др.; под ред. С.Е. Прокофьева, О.В. Паниной, С.Г. Еремина. М.: Юстицинформ, 2014. 336 с.
- Мокрый В.С. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления//Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 4. С. 18