Содержание экономической категории «Негаресурсы»

Бесплатный доступ

В статье раскрыто содержание термина «негаресурсы», описана история возникновения этого термина, приведены конкретные примеры негаресурсов. Особое внимание авторы уделяют двум важнейшим и наиболее перспективным направлениям «производства» негаресурсов - энергосбережению и совместному потреблению. В работе обозначены возможные пути создания рынка негаресурсов, намечены перспективы использования этого рынка в качестве институционального инструмента решения проблемы сокращения экологического ущерба и интернализации внешних эффектов, возникающих в сфере производства и потребления в целом, а также в сфере природопользования в частности.

Еще

Негаресурсы, энергосбережение, экономика совместного потребления, шеринговая экономика, экономика природопользования и охраны окружающей среды, экологический менеджмент, теория внешних эффектов

Короткий адрес: https://sciup.org/148331399

IDR: 148331399

Текст научной статьи Содержание экономической категории «Негаресурсы»

Термин «негаресурсы» своим появлением обязан развитию экономики природопользования и охраны окружающей среды. Главным образом тех аспектов, которые касаются сокращения экологического ущерба посредством, во-первых, рационализации потребления электроэнергии и, во-вторых, экологизации собственно процесса потребления [3; 6; 7; 10]. Проблема сокращения экологического ущерба в

ГРНТИ 06.03.07

EDN ZXVZRP

Лариса Александровна Миэринь – доктор экономических наук, профессор, профессор специализированной кафедры ПАО «Газпром» Санкт-Петербургского государственного экономического университета. ORCID 00090006-8766-6551

Иван Александрович Шехов – аспирант кафедры общей экономической теории и истории экономической мысли Санкт-Петербургского государственного экономического университета. ORCID 0000-0003-1475-7058

настоящее время является одной из наиболее серьёзных проблем, требующих безотлагательного решения. И именно «производство» негаресурсов и создание рынка, на котором они могли бы обращаться, как любой другой товар, может стать эффективным инструментом решения этой проблемы.

Материалы и методы

Теоретико-методологическую основу работы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды, экологического менеджмента, экономики совместного потребления, шеринговой экономики, теории общественного благосостояния, теории внешних эффектов. В качестве информационной базы исследования были использованы научные статьи отечественных и зарубежных учёных и специалистов по указанной проблематике. В процессе исследования применялись методы системно-структурного анализа, прогнозирования, логических построений, индукции и аксиоматической дедукции.

Результаты и их обсуждение

Термин «негаресурсы» был предложен в 1995 году группой учёных во главе с Эрнстом Вайцзеккером в докладе Римского клуба «Фактор четыре. Затрат – половина, отдача – двойная» [1]. В этом определении «нега» не означает традиционных «блаженство», «наслаждение», «восторг» и т.п. Здесь префикс «нега» имеет совершенно иное значение. Этимология приставки «нега» даёт отсылку к итальянскому языку. Итальянский глагол «nega» означает «отказываться», «отклонять», «отрицать». Глагол с аналогичным смысловым значением есть и в английском языке: «to negate» – отрицать, опровергать. Под негаресурсами в современной экономической теории принято понимать квазиресурсы, создание которых возможно на определённых стадиях производства и потребления в целях сокращения затрат различного рода экономических ресурсов, а также уменьшения экологического ущерба [4]. Суть понятия «негаресурсы» можно объяснить на конкретных примерах.

Так, в том случае, когда возникает проблема возникновения транспортных «пробок», её можно решить с помощью принципиального подхода, базирующегося на использовании либо исключительно технико-технологических инструментов (таких, например, как строительство новых дорог и улучшение качества уже имеющихся транспортных магистралей), либо на применении организационных инструментов (таких как электронное управление движением или управление транспортным комплексом с помощью искусственного интеллекта). В первом случае проблема находит своё решение в рамках применения инструментов традиционного технократического подхода, во втором же – в рамках инновационного институционального подхода. Именно второй подход позволяет сокращать число поездок, то есть «производить» негаресурсы, которыми в данном случае являются негапоездки, негаавтомобили, негакилометры дорог, негалитры бензина и негатонны выхлопных газов.

Здесь необходимо сделать важнейшую оговорку, архиважную для уяснения самой сути понятия «негаресурсы» и их принципиального значения для использования в экономической науке и практике. Суть её в том, что в описанном выше примере сокращение числа поездок (и происходящее вследствие этого «производство» негаресурсов) должно производиться не за счёт ущемления экономических, личных или иных интересов, вовлечённых в описанный процесс субъектов (например, когда в результате отмены поездки срывается деловая встреча с целью проведения важнейших переговоров), а исключительно благодаря совершенствованию собственно организации процесса как такового. Так, например, развитие и повсеместное распространение современных технических средств дистанционной коммуникации вполне позволяют провести соответствующую деловую встречу в режиме on-line в формате видеоконференции. Этот момент является принципиально важным для уяснения сути дальнейших рассуждений.

Аналогично, если нужно решить какую-либо экологическую проблему (такую, например, как загрязнение атмосферного воздуха, образование бытового мусора и промышленных отходов, сведение лесов и т.д.), следует искать организационное (институциональное) решение, а не технико-технологическое (традиционное). Иными словами, здесь необходимо «производить» негаресурсы, для того чтобы уменьшить экологический ущерб. Некоторые примеры «производства» негаресурсов как результата такого рода организационных (институциональных) решений приведены далее.

В качестве первого примера можно привести экологическую проблему, связанную с загрязнением атмосферы энергетическими предприятиями, передвижными источниками и пр. Инструментами тради- ционного решения обозначенной проблемы являются, например, установка фильтров, пылеулавливающих устройств или иных подобных технических приспособлений; совершенствование двигателей автомобилей, воздушных судов и иных передвижных источников загрязнения, а также использование альтернативных источников энергии. Все названные инструменты традиционно применяются в рамках технико-технологического похода к управлению.

Гораздо более предпочтительными в данном случае являются инструменты организационного решения, в числе которых первостепенная роль принадлежит экономии электроэнергии (например, в результате усиления теплоизоляции зданий, использования энергосберегающего оборудования); сокращению числа поездок; уменьшению числа полётов и пр. И в том случае, когда принимается именно такое решение, как раз и «производятся» негаресурсы, а именно негаватты/ч электроэнергии, негапо-ездки, негаполёты, негатонны выбросов загрязняющих веществ и пр. Такое решение уже выходит за рамки традиционного технико-технологического подхода и вписывается в идею подхода институционального.

Проблема экономии электроэнергии связана с необходимостью производства негаресурсов как никакая другая. Причина в том, что любой способ производства электроэнергии (будь то атомные, гидро-или тепловые электростанции) сопряжен с колоссальным негативным воздействием на окружающую природную среду [4]. Именно поэтому, кстати говоря, ни троллейбус, ни электромобиль не могут считаться экологическим чистыми видами транспорта. Так, проблема рационализации энергопотребления требует безотлагательного решения по причине того, что она самым непосредственным образом связана с проблемой изменения климата вообще и с глобальным потеплением, в частности [5; 8; 9].

Вторым примером может служить экологическая проблема, касающаяся образования бытового мусора. Инструментами технико-технологического (традиционного) решения данной проблемы будут внедрение новых технологий переработки мусора, строительство мусороперерабатывающих (в том числе мусоросжигающих) заводов. Инструментом же организационного (институционального) решения послужит предотвращение образования мусора (например, отказ от упаковки либо уменьшение её размера и объёма). И в случае принятия такого решения будут «производиться» такие негаресурсы, как негатонны упаковки, негатонны мусора и пр.

И, наконец, третьим примером является экологическая проблема сокращения площадей лесов. Традиционным (технико-технологическим) решением здесь будет переработка и повторное использование макулатуры (для производства бумаги, строительных материалов и пр.). Организационным же (институциональным) решением послужат создание системы безбумажного офиса (где происходит замена бумажных носителей электронными), повышение долговечности мебели (например, за счёт отделения её конструктивных элементов (замена которых трудная и дорогостоящая) от элементов видимых (заменить которые возможно сравнительно легко и дёшево). В качестве «производимых» при этом негаре-сурсов здесь можно назвать негатонны бумаги, негатонны строительных материалов, негакубометры древесины, негагектары лесных земель (площадей невырубленных лесов) и пр.

Отдельного внимания заслуживает следующий момент: для того, чтобы сделать возможным использование негаресурсов в качестве эффективного инструмента не только уменьшения, но и предотвращения экологического ущерба, они должны стать обычным полноценным товаром, который будет продаваться и покупаться на соответствующем рынке по ценам, традиционно определяемым соотношением спроса и предложения. Другими словами, нужно создать рынок негаресурсов и обеспечить его инфраструктуру. Такой рынок станет в итоге богатым источником широких и разнообразных возможностей для получения экономической выгоды от продажи негаресурсов, и, следовательно, выступит в качестве серьёзного стимула для увеличения объема их «производства».

Для каждого экономического ресурса при желании вполне возможно найти равноценный и по сути своей «противоположный» квазиресурс, который собственно и будет являться негаресурсом. Как справедливо отмечают авторы данной идеи, каждому виду деятельности может быть противопоставлено снижение деловой активности - и то, и другое важно, и одинаково достойно рынка [1].

Здесь может быть реализовано большое разнообразие творческих подходов. Так, например, можно выплачивать компенсацию тем, кто «производит» негапоездки на личном автомобиле, потому что принимает решение добираться до работы, например, иными способами: пешком, на велосипеде, на самокате, на общественном транспорте, на автомобиле коллеги и т.п. «Производимые» при этом негапо- ездки позволят устранить необходимость строительства и обустройства огромного количества транспортных магистралей и значительно сократить размер экологического ущерба от автомобильных выхлопов, транспортных «пробок» и других проблем, неизбежно сопровождающих развитие автомобильного транспорта.

Некоторые аспекты, связанные с оптимизацией дорожного хозяйства посредством «производства» негаресурсов, представлены в современной научной литературе [2]. В описанном примере, по сути, показана конкуренция между многообразными возможными способами передвижения, чтобы, например, добраться до работы. В результате такой конкуренции часть людей по-прежнему будет предпочитать личный автомобиль, в то время как другая часть будет «производить» негапоездки (а, следовательно, негаавтомобили, негакилометры дорог, негалитры бензина, негатонны автомобильных выхлопов и пр.).

Таким образом, способы создания рынка негаресурсов представляют собой чрезвычайно многообразный набор инструментов, который можно адаптировать практически к любым условиям. При этом, негаресурсы, как и другие товары, вполне можно будет продавать и за пределами национальных границ. Так, например, именно на принципе создания рынка негавыбросов основан механизм реализации Киотского протокола. В соответствии с этим принципом страны приняли на себя обязательства по снижению объёма парниковых газов и, вместе с тем, получили возможность продавать другим странам свои неиспользованные квоты.

Заключение

Термин «негаресурсы» является сравнительно новым в экономической теории. Его содержание нуждается в уточнении и корректировке путём проведения дальнейших исследований, целесообразность осуществления которых обусловлена широкими возможностями создания и использования рынка негаре-сурсов в качестве эффективного инструмента управления в целях предотвращения и минимизации экологического ущерба и решения иных проблем, вызванных необходимостью интернализации внешних эффектов. Наиболее перспективными направлениями формирования такого рынка являются энергетический сектор (в части энергосбережения) и экономика совместного потребления (шеринговая экономика). Именно в этих сферах целесообразно обеспечивать соответствующие институциональные условия, благоприятные для «производства» негаресурсов.

Статья научная