Содержание устава религиозной организации и контроль за уставной деятельностью
Автор: Барсукова Лина Ивановна
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Правосудие и правоохранительная деятельность в Евразийском пространстве
Статья в выпуске: 3 (22), 2016 года.
Бесплатный доступ
Цель: Исследование учредительного документа религиозной организации - устава в целях определения его содержания. Методология: Использовались историко-правовой, социологический и формально-юридический методы. Результаты: В статье осуществлен анализ ряда правовых проблем, связанных с содержанием устава религиозной организации и осуществлением контроля за ее уставной деятельностью. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть содержание устава религиозных организаций в Российской Федерации.
Религиозная организация, устав религиозной организации, контроль за соблюдением устава
Короткий адрес: https://sciup.org/14027910
IDR: 14027910
Текст научной статьи Содержание устава религиозной организации и контроль за уставной деятельностью
Жизнь российского общества с конца восьмидесятых годов прошлого столетия претерпевает коренные изменения, как в социально-экономической, так и в политической сферах, которые, естественно, не могут не затронуть и религиозные организации в нашей стране. Отражением этих изменений явилось принятие ряда нормативноправовых актов, начиная с Закона СССР от 1 октября 1990 года № 1689-1 «О свободе совести и религиозных объединениях», впервые за долгое время закрепившего за религиозными организациями статус юридического лица.
Новый толчок развитию государственно-религиозных отношений придал Федеральный закон от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести), который закрепил, что религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Пункт 2 ст. 6 Закона о свободе совести определяет, что религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» внесены изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона о свободе совести религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиоз- ной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
Согласно п. 3 ст. 50 ГК РФ религиозные организации отнесены к некоммерческим унитарным организациям. В соответствии со ст. 123.26 ГК РФ религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.
По состоянию на 1 января 2015 г. В Российской Федерации зарегистрировано 27426 религиозных организаций. По состоянию на 1 января 2014 г. В Российской Федерации зарегистрировано 223218 некоммерческих организаций, из которых федеральному государственному надзору подлежат 195616 некоммерческих организаций, в том числе 26442 религиозные организации (11,9 %). По состоянию на 1 января 2013 г. В Российской Федерации зарегистрировано 219688 некоммерческих организаций, из которых подлежат федеральному государственному надзору 187960, в том числе 25541 религиозная организация (11,6 %) и 5 представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации. По состоянию на 1 января 2012 г в Российской Федерации зарегистрировано 219152 некоммерческие организации, в том числе 24624 религиозных организации (11 %) и 5 представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации [1]. С каждым годом количество зарегистрированных религиозных организаций растет, и причины тому – социальные, гносеологические и психологические.
В соответствии со п. 2 ст. 8 Закона о свободе совести религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Некоторые авторы предлагают внести изменения в Закон о свободе совести, в частности М.А. Кула- гин отмечает, что «официальные данные Росстата свидетельствуют, что большинство религиозных организаций в нашей стране принадлежит к конфессиям, имеющим не двух-, а трехуровневую (трехзвенную) структуру». По этой причине он предлагает ввести в закон понятия централизованной региональной и централизованной общероссийской религиозной организации [2, с. 14].
Пункт 3 ст. 8 Закона о свободе совести определяет, что местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
На основании анализа материалов правоприменительной практики можно проследить, где, в нарушение норм Закона о свободе совести, в уставе религиозной организации предусматривалось, что религиозная организация (централизованная) создана в близлежащих районах субъекта РФ.
Так, например, в своей жалобе местная религиозная организация Евангельских христиан-баптистов города Мытищи «Библейская миссия» оспаривает конституционность п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести, согласно которому местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение нарушает конституционные права членов такой организации, гарантированные статьями 19 (ч. II), 27 (ч. I), 28 и 30 (ч. I) Конституции Российской Федерации.
Из законоположений следует, что, как на момент создания, так и при последующей деятельности местной религиозной организации, не менее десяти ее членов-учредителей должны постоянно проживать в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. При этом по смыслу п. 3 ст. 8 Закона о свободе совести во взаимосвязи с его ст. 6 одной местностью должна признаваться часть территории Российской Федерации, проживание в границах которой обеспечивает возможность совместного исповедания и распространения веры посредством совершения религиозных обрядов и церемоний.
Конституционный Суд Российской Федерации определил: признать жалобу местной религиозной организации Евангельских христиан-баптистов города Мытищи «Библейская миссия» не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации [6].
Пункт 4 ст. 8 Закона о свободе совести определяет, что централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
А.Н. Садков в зависимости от функциональных качеств, обеспечивающих достижение целей, среди религиозных организаций выделяет следующие виды: местную религиозную организацию (религиозная община); монастырскую религиозную организацию (монастырь), централизованную религиозную организацию и религиозное учреждение. Местные и централизованные религиозные организации существуют в форме некоммерческого партнерства. Формой существования монастыря является автономная некоммерческая организация. Религиозные учреждения существуют в форме финансируемого собственником учреждения [7].
Пункт 2 ст. 123.27 ГК РФ определяет, что учредительным документом религиозной организации является устав, утвержденный ее учредителями или централизованной религиозной организацией. В соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о свободе совести религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
Устав религиозной организации должен содержать сведения: о ее виде; наименовании и месте нахождения; предмете и целях ее деятельности; составе, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений; об источниках образования ее имущества; о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации; а также иные сведения, предусмотренные Законом о свободе совести.
Пункт 2 ст. 10 Закона о свободе совести определяет, что в уставе религиозной организации указывается:
-
– наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;
-
– цели, задачи и основные формы деятельности;
-
– порядок создания и прекращения деятельности;
-
– структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
-
– источники образования денежных средств и иного имущества организации;
-
– порядок внесения изменений и дополнений в устав;
-
– порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;
-
– другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.
На основе анализа материалов правоприменительной практики установлено, что заявление о ликвидации религиозной организации удовлетворяется, когда некоторые положения устава организации не отвечают требованиям российского законодательства, а именно: в уставе не отражена структура организации, не определена компетенция совета организации как исполнительного органа.
Так, Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации религиозной организации Высшее Духовное Управление Даосской Церкви Возрожденной Драгоценности, ссылаясь на то, что деятельность организации осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями законодательства Российской Федерации.
В суде представитель Минюста России Ф.О.В. поддержала заявленные требования и пояснила, что, будучи централизованной религиозной организацией, Высшее Духовное Управление Даосской Церкви Возрожденной Драгоценности не имеет в своей структуре ни одной зарегистрированной местной религиозной организации. Минюст России направил организации уведомление о проведении проверки с требованием представить необходимые документы. Однако организация не представила документы на проверку. По результатам документарной проверки в деятельности организации выявлены грубые и неоднократные нарушения действующего законодательства, которые, несмотря на предупреждения, не устранены [8].
Подобные споры, когда религиозная организация допускает неоднократные и грубые нарушения российского законодательства, допущенные нарушения носят систематический характер и являются существенными, в связи с чем, в силу п. 1 ст. 14 Закона о свободе совести, имеются правовые основания для ее ликвидации [9, 5], являются многочисленными. Так, на основе рассмотрения статистических данных выявлено, что в 2013 году Минюстом России и его территориальными органами проведено 1355 проверок деятельности религиозных организаций, что на 0,8 % меньше, чем в 2012 г. В отношении религиозных организаций и их должностных лиц в 2013 году составлено 329 протоколов об административных правонарушениях, в суды направлено 114 исковых заявлений о ликвидации религиозных организаций в связи с выявленными нарушениями законодательства и 86 – в связи с прекращением уставной деятельности. В отношении религиозных организаций и их должностных лиц в 2012 году составлено 327 протоколов об административных правонарушениях, в суды направлено 56 исковых заявлений о ликвидации религиозных организаций в связи с выявленными нарушениями законодательства и 53 – в связи с прекращением уставной деятельности. В отношении религиозных организаций и их должностных лиц в 2011 году составлено 316 протоколов об административных правонарушениях (в 2010 – 380), в суды направлено 56 исковых заявлений о ликвидации религиозных организаций в связи с выявленными нарушениями законодательства и 95 – в связи с прекращением уставной деятельности [4].
Согласно п. 2 ст. 25 Закона о свободе совести орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.
В соответствии с Письмом Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. «О применении законодательства о религиозных объединениях» (вместе с «Методическими рекомендациями по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций», «Методическими рекомендациями о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») [3] контроль за соблюдением религиозной организацией устава относительно целей ее деятельности подразумевает проверку со стороны регистрирующего органа соответствия фактической деятельности религиозной организации заявленным в ее уставе целям и задачам.
При осуществлении контроля за соблюдением устава религиозной организации относительно порядка ее деятельности регистрирующим органам следует обращать особое внимание на соблюдение уставных положений, касающихся структуры и управления религиозной организации, деятельности ее руководящих органов, правомочности принимаемых решений и иных положений, не относящихся к внутренним (ка- ноническим) установлениям религиозной организации; соблюдение установленного порядка и процедуры внесения изменений и дополнений в устав, реорганизации и ликвидации религиозной организации и иных действий, имеющих правовые последствия; своевременное информирование религиозной организацией регистрирующего органа об изменении данных, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; своевременное представление религиозной организацией ежегодной информации о продолжении ее деятельности в установленном Законом объеме.
По результатам контроля за деятельностью религиозных организаций Минюст РФ (территориальные органы) вправе:
-
– выносить письменные предупреждения (представления) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;
-
– принимать решения о приостановлении деятельности;
-
– обращаться в суд с заявлениями о ликвидации религиозных организаций;
-
– обращаться в суд с заявлениями о признании религиозных организаций прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Религиозная организация – организационно-правовая форма «вовлечения» граждан или иных лиц для совместного исповедания и распространения веры, зарегистрированная в установленном законом порядке. Порядок такого «вовлечения» и правовой статус религиозной организации определяют локальные нормативные акты, в первую очередь ее устав. Структура устава определяется, исходя из закона, устанавливающего требования к уставу религиозной организации [1].
Список литературы Содержание устава религиозной организации и контроль за уставной деятельностью
- Барсукова Л.И. Гражданско-правовая характеристика учредительных документов: монография/под ред. д-ра юрид. наук, проф. В.В. Долинской. Петропавловск-Камчатский: КамГУ имени Витуса Беринга, 2014.
- Кулагин М.А. Вещные права религиозных организаций: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2013. С. 14.
- О применении законодательства о религиозных объединениях (вместе с «Методическими рекомендациями по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций», «Методическими рекомендациями о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»): Письмо Минюста РФ от 24 декабря 1997 г.//Бюллетень Минюста РФ. 1998. № 7.
- Об осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора): доклады за 2012, 2013, 2014 гг. . URL: http://www.minjust.ru.
- Определение Верховного Суда Российской Федерации по делу № АПГ13-5 от 29 мая 2013 г.
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 января 2012 г. № 115-О-О «По жалобе местной религиозной организации Евангельских христиан-баптистов города Мытищи «Библейская миссия» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
- Садков А.Н. Религиозные организации как субъекты гражданского права: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2014.
- Решение Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ13-164 от 27 марта 2013 г.
- Решение Верховного Суда Российской Федерации по делу № АКПИ13-158 от 22 марта 2013 г.