Содержательные категории текста в лингвистическом анализе
Автор: Аржанова И.А.
Журнал: Инженерные технологии и системы @vestnik-mrsu
Рубрика: Проблемы лингвистики
Статья в выпуске: 3, 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14719013
IDR: 14719013
Текст статьи Содержательные категории текста в лингвистическом анализе
Как известно, нельзя говорить о каком-либо объекте исследования, в данном случае о тексте, не назвав его категорий. Поиски системности, т. е. упорядоченности, организованности, в объективной действительности привели к установлению определенных закономерностей явлений, получивших название категорий. Категория определяется как предельно широкое понятие, в котором отображены наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира.
Некоторые авторы разделяют категории текста на содержательные и формальноструктурные, имея в виду, что и те и другие объединяются в грамматические. Изучив закономерности их функционирования, в итоге можно составить грамматику мально-структурные категории жательные характеристики, а иые категории выражены в формах.
текста. Фор-имеют содер-содержатель-структурных
Исследователи стремятся определить чают три основные категории: тема (topics), фокус (focus) и связь (linkage). Тема — это основное содержание текста, фокус служит для выделения маркированных элементов текста (слов, словосочетаний, предложений, стилистических приемов), а связь — это средство объединения различных отрезков высказывания. Некоторые лингвисты выделяют позиционный параметр, мотив, темпоральный параметр и др.
Приведенные параметры текста, бесспорно, представляют собой важные характеристики текста и могут быть положены в основание пирамиды его признаков. Однако большинство из перечисленных здесь и многие другие, которые выделяются разными исследователями, не несут в себе дистинктивных показателей текста. Ведь такие параметры, как вербальный, синтаксический, сематический или тема, фокус, связь, мотив, присущи речи вообще. Без них нет процесса коммуникации. Следо вательно, если в качестве дистинктивиых признаков изучаемого объекта признать вышеуказанные, то придется отождествить понятия речь и текст.
Здесь необходимо указать на то общепризнанное положение, что, хотя речь по своей природе спонтанна и неорганизованна, она тем не менее имеет ограничения, накладываемые на нее общей системой языка, общим языковым кодом. Однако системность речи, системность языка не совпадают по показателям. В языке системность в значительной степени (но не исключительно) покоится на противопоставлениях выделенных признаков. В речи дихотомия речевых единиц не всегда может быть строго соблюдена, а иногда и вовсе не применима как метод познания.
В тексте системность еще только нащупывается. В этом объекте есть свои ограничения, которые по-разному накладываются на разные типы текста. В одних типах текстов они весьма ощутимы и могут быть представлены в виде определенных более или менее гтппгыу ппяпыл r nnuruv Tunav nuu иягтлттккп жж^-ж-жж-жу ^ размыты, что с трудом поддаются регламентации. Все же в любом типе текста, а значит в тексте вообще, можно найти категориальные признаки, отличающие его от других единиц языка.
Язык, будучи средством коммуникации и одновременно средством реализации мысли, должен в своем статическом и динамическом проявлении, в своих формах и в их применении отражать закономерности мыслительного процесса, который, в свою очередь, отражает явления объективной действительности «не как зеркально мертвый акт».
Итак, текст как факт речевого акта системен. Он представляет собой некое завершенное сообщение, обладающее содержанием, организованное по абстрактной модели одной из существующих в литературном языке форм сообщения (функционального стиля, его разновидностей и жанров) и характеризуемое дистинктивными признаками.
Содержание применительно к тексту приобретает терминологическое употребление, отличное от понятий слысл и значения.
Содержание как термин грамматики текста будет относиться лишь к информации, заключенной в тексте в целом; смысл — к мысли, сообщению, заключенным в предложении или в сверхфразовом единстве; значения — к морфемам, словам, словосочетаниям, синтаксическим конструкциям.
Смысл относится к законченному отрезку речи, выражающему определенное суждение, ситуационно ориентированное.
Смысл не обязательно является результатом сложения отдельных компонентов предложения. Подобно тому как слово значением представляет собой «кусочек действительности», смысл представляет собой «кусочек содержания». Смысл, реализуемый в предложении, выявляется в специфических для этих единиц формах предикации. Как смысл не является механическим сложением значений слов и конструкций, хотя и выводится из них, так и содержание не есть сумма1' смыслов (предложений и сверхфразовых единств), хотя и выводится из нихА-
Смысл по своей природе не коммуникативен или же коммуникативен потенциально (он требует амплификации). Содержание по своему значению коммуникативно, поскольку оно обладает признаком завершенности.
Постугшла 10,06.08;
Для описания особенностей текста и его категорий необходимо уточнить понятие предикации в применении к тексту. Предикация — переход фактов языка в факты речи. Вне предикации нет акта речи, есть лишь номинация определенных явлений, событий, действий.
Можно провести границу между смыслом и содержанием и в плане характера предикативности. В моделях текста по-особому проявляются указанные выше дистинктивные признаки, которым можно присвоить ранг грамматических категорий текста.
Все эти категории получают конкретные формы реализации. Так, например, форма информативности — это повествование, рассуждение, описание (обстановка, ситуация, действие, природа, личность) и т. д,; категория интеграции реализуется: а) в формах подчинения одних частей текста другим формам, совпадающим и не совпадающим с формами подчинения, характерными для предложения; б) в стилистических приемах; в) в синонимических повторах и др.; категория ретроспекции выявляется как композиционными, так и лексическими средствами.
Таким образом, содержательно-концептуальная информация — это комплексное понятие, не сводимое только к идее произведения. Это замысел плюс его содержательная интерпретация.