Софийная «Омоусия» П. А. Флоренского
Автор: Сарычев Ярослав Владимирович
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: т.12, 2014 года.
Бесплатный доступ
Анализ книги «Столп и утверждение истины» (1914) и представленной здесь софиологической доктрины, соотносимой с подходами иных русских софиологов, демонстрирует общую проблематичность попыток православного обоснования идеи Софии и одновременно оригинальность позиции П. А. Флоренского. Преодолеть софиологические апории и комплекс религиозно-модернистской идейности мыслителю не удалось, однако Флоренский обосновал особую, формалистическую по сути, символическую по внешности концепцию «софийности» мироздания, опирающуюся на авторскую теорию «антиномического» познания и превратно истолкованный догматический принцип единосущия (триединства). В результате София оказалась изоморфна Святой Троице и одновременно тварному миру. Парадигматика мышления Флоренского обнаруживает, помимо гностической основы, некий уклон в сторону постмодернистского (в широком смысле) сознания, отчего, собственно, философ и востребован в современной гуманитарной среде.
Софиология, православие, модернизм, антиномии, единосущие (оμοούσιος), онтология, формализм, постмодернизм
Короткий адрес: https://sciup.org/14748915
IDR: 14748915
Список литературы Софийная «Омоусия» П. А. Флоренского
- Бердяев Н. А. Стилизованное православие (Отец Павел Флоренский)//Н. А. Бердяев о русской философии/Сост., вступ. ст. и примеч. Б. В. Емельянова, А. И. Новикова. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. Ч. 2. С. 149-166.
- Булгаков С. Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения/Подгот. текста и коммент. В. В. Сапова; Послесл. К. М. Долгова. М.: Республика, 1994. 415 с. (Мыслители XX века).
- Горичева Т. Н. В поисках рая//Московский эзотерический сборник. М.: ТЕРРА, 1997. С. 260-270.
- Зеньковский В. В. История русской философии: В 2 т./Сост. А. В. Поляков. Л.: Эго, 1991. Т. II. Ч. 2. 270, с. (Филос. наследие России).
- Крохина Н. П. Софийность и ее коннотации в русской литературе XIX -начала XX веков (поэтика всеединства): Автореф. дис.. докт. филол. наук: (10.01.01)/Шуйск. гос. пед. ун-т. Шуя, 2011. 40 с.
- Океанский В. П. Софийное время: культурологические очерки. Иваново: Б. и., 2003. 60 с.
- Сарычев Я. В. Религия Дмитрия Мережковского: «Неохристианская» доктрина и ее художественное воплощение. Липецк: ГУП «ИГ ИН-ФОЛ», 2001. 224 с.
- Соловьев В. С. Соч.: В 2 т./Вступ. ст. В. Ф. Асмуса; Сост., подгот. текста и примеч. Н. В Котрелева и Е. Б. Рашковского. -М.: Правда, 1989. Т. 2. Чтения о Богочеловечестве. Философская публицистика. 736 с.
- Трубецкой Е. Н. Смысл жизни//Смысл жизни: Антология/Сост., общ. ред., предисл. и примеч. Н. К. Гаврюшина. М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1994. 592 с.; илл. (Сер. «Сокровищница рус. религ.-филос. мысли». Вып. II). С. 243-488.
- Флоренский П. А. Соч.: В 2 т./Вступ. ст. С. С. Хоружего; Сост. иг. Андроника и др.; Примеч. С. С. Аверинцева и др. М.: Правда, 1990. Т. 1. Столп и утверждение истины. 839 с.
- Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс: Б. и. , 1991. 624 с. (Репринт. изд.: Париж, 1937).
- Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии: Учеб. пособ./Рус. христ. гум. ин-т. СПб.: Алетейя, 1994. 448 с. (Сер. «Наши современники»).
- Rosenthal B. G. The «New Religious Consciousness». Pavel Florenskii's Path to a Revitalised Orthodoxy//Christianity and the Eastern Slavs, II: Russian Culture in Modern Times/Ed. by R. p. Hughes and I. Paperno. -Berkeley, Los Angeles, London: Univ. of California Press, 1994. (California Slavic Studies XVII). pp. 134-157.