Софистический релятивизм: миф или реальность?

Автор: Вольф Марина Николаевна

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.11, 2017 года.

Бесплатный доступ

В традиционных интерпретациях античная софистика маркируется как релятивизм. Согласно им, Платон и Аристотель относят учение Протагора к философски несостоятельному перцептуальному релятивизму. Платон предлагает две интерпретации релятивизма, причем одну из них - «тайное учение» Протагора - часто называют собственной платоновской теорией восприятий. Несмотря на то, что экзотерическая и эзотерическая версии учения Протагора содержат вполне проработанные эпистемические и онтологические представления, философскую несостоятельность им приписывают в силу содержащегося в них самоопровержения, а также, по версии Аристотеля, субъективизма. Субъективизм можно приписать и Горгию в отношении его категориального различения способностей и объектов восприятия. Однако, критикуя субъективизм, сам Аристотель делает это с позиций того же самого категориального аргумента. Обе интерпретации подорвали доверие к софистике, сделав релятивизм одним из негативных маркеров софистики. Современные реабилитирующие интерпретации софистики либо ищут способы элиминировать субъективизм и скептицизм из софистических учений, либо избегают использовать современную терминологию, либо должны учитывать, что в современной философии «просто релятивизма» не существует, а имеются различные, порой противоречивые, интерпретации этого философского направления, и в таком случае, делать поправку на современный контекст, в котором негативные трактовки релятивизма давно не популярны.

Еще

Релятивизм, теория восприятий, платон, аристотель, протагор, горгий

Короткий адрес: https://sciup.org/147103521

IDR: 147103521   |   DOI: 10.21267/AQUILO.2017.11.6476

Список литературы Софистический релятивизм: миф или реальность?

  • Вольф, М. Н. (2014а) "«Подобное к подобному» и «клепсидра»: рецепция Платоном досократических объяснительных принципов," Платоновские исследования 1, 31-54.
  • Вольф, М. Н. (2014b) "Трактат «О не-сущем, или О природе» Горгия в De Melisso Xenophane Gorgia, V-VI: условно-формальная структура и перевод," ΣΧΟΛΗ (Schole) 8.2, 198-216.
  • Вольф, М. Н. (2014с) Софистика. Горгий Леонтийский: Трактат «О не-сущем, или О природе» в современных интерпретациях. Новосибирск.
  • Вольф, М. Н.; Косарев, А. В. (2016) «Нео-софистическая риторика в свете историко-философской методологии», Вестник ТГУ. Серия: Философия. Социология. Политология, 4 (36), 225-233.
  • Косарев, А. В., Вольф, М. Н. (2017) «Неопрагматизм Джозефа Марголиса», Идеи и идеалы 2 (32), 3-16.
  • Лекторский, В. А., ред. (2015) Релятивизм как болезнь современной̆ философии. Москва.
  • Burnyeat, M. (1976) "Protagoras and Self-Refutation in Later Greek Philosophy," Philosophical Review 85, 44-69.
  • Lee, M.-K. (2005) Epistemology after Protagoras: Responses to Relativism in Plato, Aristotle, and Democritus. Oxford.
  • Margolis, J. (1991) The Truth about Relativism. Oxford & Cambridge.
  • Mailloux, S. (1995) "Sophistry and rhetorical pragmatism," S. Mailloux, ed. Rhetoric, sophistry, pragmatism. Cambridge Univ. Press, 1-32.
  • Schiappa, E. (2003) Protagoras and Logos. A Study in Greek Philosophy and Rhetoric. South Carolina.
  • Zilioli, U. (2013) "Protagoras Trough Plato and Aristotle: A case for the Philosophical Significance of Ancient Relativism," J. M. van Ophuijsen, M. van Raalte, P. Stork, eds. Protagoras of Abdera: The Man, His Measure. Leiden.
Еще
Статья научная