Соглашение о разделе продукции как форма реализации государственно-частного партнерства
Автор: Василенкова Надежда Владиславовна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Экономические науки
Статья в выпуске: 10, 2016 года.
Бесплатный доступ
Государство, являясь гарантом осуществления социально-экономических функций для общественного сектора, заинтересовано в партнерстве с бизнес-структурами, которые могут способствовать эффективной реализации государственных обязательств. Одним из вариантов взаимодействия экономических секторов в рамках государственночастного партнерства можно считать соглашение о разделе продукции (СРП). В статье рассматриваются теоретико-методологические основы применения СРП как специфической и перспективной формы реализации возможностей государственночастного партнерства. Выявлены особенности заключения соглашений, положения сторон, а также ряд проблем, связанных с возможностью их эффективного практического применения.
Соглашение о разделе продукции, партнерство, инвестор, государство, бизнес-структуры, частный сектор, государственно-частное партнерство
Короткий адрес: https://sciup.org/14938480
IDR: 14938480
Текст научной статьи Соглашение о разделе продукции как форма реализации государственно-частного партнерства
Особое место в теории и практике управления экономикой всегда занимал вопрос эффективного взаимодействия государства и бизнеса, которое возможно на принципах государственночастного партнерства (ГЧП). Такими базовыми принципами могут выступать:
-
1. Единство государственного и частного сектора в вопросах экономической политики государства. В использовании партнерства заинтересованы как государственные органы, так и бизнес-структуры. Для первых представляет интерес возможность развития региона, привлечения квалифицированных трудовых ресурсов, тогда как для вторых – участие в строительстве социальных объектов, освоение новых рынков, увеличение конкурентоспособности частного партнера, возможность извлечения прибыли и т. д.
-
2. Участие субъектов в государственно-частном партнерстве на добровольных началах. Принцип добровольности также является базовым, в основу которого положены свобода выбора, самостоятельность в принятии решений по вопросам инвестирования в объекты государственной собственности. Государственный сектор экономики в свою очередь имеет право выбирать добросовестных и надежных предполагаемых партнеров, проводить тщательный отбор претендентов.
-
3. Ясность при выборе партнеров из числа негосударственных органов. Принцип ясности выбора заключается в необходимости проведения открытых конкурсов для возможных партнеров из бизнес-структур, позволяет всем участникам конкурса наблюдать за этапами его проведения, тем самым исключая коррупционные схемы.
-
4. Направленность партнерства на количественный и/или качественный результат. Достижение результата взаимодействия государственного и частного секторов должно стать задачей общегосударственного масштаба, решение которой положительно скажется на субъектах ГЧП.
-
5. Необходимый учет мнения общественного сектора при предполагаемой реализации проектов в условиях ГЧП [1].
Государство является контролирующим органом совместных проектов, использует финансовые и управленческие возможности частного сектора экономики. Партнерство открывает для бизнеса доступ к тем секторам экономики, которые ранее не были доступны, так как находились в полном ведении государственного сектора. Появление таких возможностей гарантирует бизнес- структурам получение привилегий, занятие лидирующих позиций среди конкурентов, а также расширение сферы деятельности, что обеспечивает рост прибыли предприятий частного сектора [2].
В экономике Российской Федерации институт государственно-частного партнерства корректирует существенные недостатки на рынке, а также деятельность государства в целом. Данная форма взаимодействия государства и частного сектора позволяет удовлетворить потребности одного субъекта экономических отношений за счет возможностей другого [3].
Особым видом сотрудничества государства и бизнеса являются соглашения о разделе продукции (СРП) в рамках государственно-частного партнерства. Б.Е. Шишков проводит параллель между концессией и соглашениями о разделе продукции, но вместе с тем указывает на существенное различие [4] - основной целью соглашений является получение партнерами прибыли в виде готовой продукции.
Частный партнер, выступая инвестором, несет затраты на производство продукции, подвержен риску неполучения прибыли. В свою очередь государство берет на себя обязанности по решению административных вопросов для инвесторов, созданию условий их функционирования.
В экономической науке существует два подхода к применению соглашения о разделе продукции. И.З. Фархутдинов, например, считает данный тип соглашений перспективным и оправданным для развития инвестиционной экономики в Российской Федерации [5]. Д.К. Лабин, напротив, предлагает применять такой тип соглашения в исключительных случаях, связанных со стартовыми капиталоемкими проектами, то есть рассматривает их как некую льготу инвесторам для реализации проектов [6].
Использование СРП сопряжено с некоторыми сложностями подготовки, заключения и их реализации, поэтому применение такого рода соглашений перспективно при осуществлении крупных проектов с высоким уровнем возникновения рисковых ситуаций и требующих больших затрат на урегулирование спорных вопросов.
Необходимо подчеркнуть, что государство возмещает возникшие расходы по проектам, но произведенная продукция не переходит в его собственность или переходит частично. Изначально приоритет устанавливается за применением отечественного оборудования, средств производства, рабочей силы, однако на практике ведущее место занимают иностранные бизнес-структуры, их техника, трудовые ресурсы. В связи с этим целесообразной становится разработка плана по рациональному использованию иностранного сегмента рынка, первоочередному применению возможностей российских предприятий, построению соглашения о разделе продукции на принципах импортозамещения.
Каждая страна, в том числе и Российская Федерация, имеет свои особенности по заключению и функционированию соглашений о разделе продукции, которые зависят от политического и экономического уровня развития государства [7]. Процедуре заключения соглашений предшествует проведение аукциона или конкурса. В результате конкурсного отбора выбирается претендент, наиболее соответствующий всем предъявляемым требованиям к партнерам.
Порядок и условия проведения конкурса или аукциона закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации, а также в федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» [8].
СРП содержат положения о возможной деятельности инвестора, его правах, обязанностях. Так, инвестор может самостоятельно решать вопросы, связанные с экспортом продукции, ставшей собственностью инвестора. Кроме того, на основе особого правового режима инвестор освобождается от налогов федерального, регионального и муниципального значения, за исключением налога на прибыль. Необходимо подчеркнуть и то, что соглашения о разделе продукции связаны с длительными инвестиционными проектами, поэтому инвестор имеет право на увеличение срока соглашения, таким образом приобретая правовой иммунитет от изменений в нормативной базе России.
Законодательство России определяет обязательные условия, которые должны включать соглашения о разделе продукции:
-
- предоставление преимуществ российским бизнес-структурам при заключении соглашений;
-
- привлечение трудовых ресурсов из числа граждан Российской Федерации, количество которых в соответствии с российским законодательством должно составлять 80 % от числа всех привлеченных работников;
-
- использование иностранных средств производства, техники не должно превышать 70 % от общего числа приобретенных по различным договорам (аренды, лизинга оборудования и т. д.);
-
- обязательное принятие инвестором мер по минимизации возможных негативных последствий для окружающей среды;
-
- страхование ответственности инвестора по возмещению ущерба от возможных аварийных ситуаций.
-
В.И. Лисов определяет три главных преимущества режима применения СРП. Во-первых, стабильная и предсказуемая инвестиционная среда, позволяющая инвестору извлекать разумную прибыль. Работа в такой среде позволяет осуществлять затраты по проекту настолько
близко к технико-экономическому обоснованию, насколько это выполнимо. Во-вторых, контрактные условия: договорные отношения между инвестором и государством, составляющие основу для создания ясных и законодательно обеспеченных прав и обязанностей сторон. В-третьих, согласованная система: пакет юридических и финансовых инструментов, регулирующих разведку и добычу нефти и газа в виде самостоятельной законодательной системы [9].
Несмотря на перспективность применения соглашений о разделе продукции, практика использования их в различных отраслях экономики указывает на существование ряда проблем и ограничений, сдерживающих их эффективное использование. Одной из первых является проблема недостаточной развитости российского законодательства, что требует детальной проработки нормативно-правовой базы функционирования соглашений. Так, объектом СРП никогда не являлись результаты интеллектуальной деятельности военного назначения. Достаточно актуальным было бы использование такой формы ГЧП при разработке новых образцов военной техники и вооружений, но наличие большого перечня типовой документации и отсутствие должной проработанности юридических норм не вызывают интереса у потенциальных партнеров.
Второй немаловажной проблемой, препятствующей развитию форм ГЧП, является фискальная направленность налоговой системы. В Российской Федерации, несмотря на выбранный курс модернизации экономики, по-прежнему отсутствует система налоговых стимулов для создания интеллектуальных продуктов, имеющих высокотехнологичные и наукоемкие показатели с высокой добавленной стоимостью. Решением данной проблемы может стать разработка единой и четкой программы по внедрению стимулов в налоговое законодательство Российской Федерации, касающейся всех этапов функционирования государственно-частного партнерства. Как показал анализ, не менее важной проблемой российского партнерства является низкий уровень доверия частного сектора экономики к государству. Поэтому важными направлениями развития форм ГЧП должны стать устранение административных барьеров в экономике и правовой незащищенности бизнес-структур, а также борьба с коррупцией.
Подводя итог, следует отметить, что Российская Федерация переживает финансовый кризис, важным становится поиск решения, связанного с привлечением инвестиций в экономику. Именно применение соглашений о разделе продукции может стать перспективным направлением в развитии инвестиционной деятельности, что в свою очередь сможет вывести экономику страны из финансового кризиса с минимальными последствиями.
Ссылки:
-
1. Терентьева Е.А., Василенкова Н.В. Альтернативы использования механизма государственно-частного партнерства в здравоохранении Российской Федерации // Вопросы региональной экономики. 2014. Т. 21, № 4. С. 112–115.
-
2. Vasilenkova N.V. Public-private partnership as a mechanism for upgrading infrastructure in the Russian Federation // European Innovation Convention : proceedings of the 1st International scientific conference (20–21 December, 2013). Vienna, 2013. P. 12–14.
-
3. Василенкова Н.В. Государственно-частное партнерство как форма экономических отношений // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. № 4 (9). С. 147.
-
4. Шишков Б.Е. Механизмы государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 12 (171). С. 88–97.
-
5. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2005. С. 32.
-
6. Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. М., 2008. С. 259.
-
7. Попов А.И. Особенности применения соглашений о разделе продукции в условиях кризиса // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2015. № 1. С. 35–39.
-
8. О соглашениях о разделе продукции [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 дек. 1995 г. № 225-ФЗ : ред. от 19 июля 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
-
9. Лисов В.И. Некоторые аспекты развития минерально-сырьевого комплекса России в условиях модернизации экономики. М., 2011. 468 с.
Список литературы Соглашение о разделе продукции как форма реализации государственно-частного партнерства
- Терентьева Е.А., Василенкова Н.В. Альтернативы использования механизма государственно-частного партнерства в здравоохранении Российской Федерации//Вопросы региональной экономики. 2014. Т. 21, № 4. С. 112-115.
- Vasilenkova N.V. Public-private partnership as a mechanism for upgrading infrastructure in the Russian Federation//European Innovation Convention: proceedings of the 1st International scientific conference (20-21 December, 2013). Vienna, 2013. P. 12-14.
- Василенкова Н.В. Государственно-частное партнерство как форма экономических отношений//Экономика. Инновации. Управление качеством. 2014. № 4 (9). С. 147.
- Шишков Б.Е. Механизмы государственно-частного партнерства в оборонно-промышленном комплексе//Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 12 (171). С. 88-97.
- Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2005. С. 32.
- Лабин Д.К. Международное право по защите и поощрению иностранных инвестиций. М., 2008. С. 259.
- Попов А.И. Особенности применения соглашений о разделе продукции в условиях кризиса//Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2015. № 1. С. 35-39.
- О соглашениях о разделе продукции : федер. закон от 30 дек. 1995 г. № 225-ФЗ: ред. от 19 июля 2011 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Лисов В.И. Некоторые аспекты развития минерально-сырьевого комплекса России в условиях модернизации экономики. М., 2011. 468 с.