Соотношение вербального и визуального в теории синтеза искусств В.Кандинского и сценической композиции «Желтый звук»
Автор: Туляков Дмитрий Сергеевич
Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology
Рубрика: Литература в контексте культуры
Статья в выпуске: 4 (20), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется соотношение вербального и визуального в теории синтеза искусств В.Кандинского и его сценической композиции «Желтый звук». Анализируется отношение Кандинского-теоретика к слову как составному элементу сценического искусства (статья «О сценической композиции»), противоречащее литературной практике художника. В ходе анализа визуального уровня текста «Желтого звука» доказывается, что слово является универсальным инструментом передачи внутренне взаимосвязанных визуального сценического действия и музыки и выступает в качестве материала особого – опосредованного литературной формой, а не сценического синтеза искусств.
Василий кандинский, "желтый звук", синтез искусств, визуальность, рубеж веков
Короткий адрес: https://sciup.org/14729166
IDR: 14729166
Список литературы Соотношение вербального и визуального в теории синтеза искусств В.Кандинского и сценической композиции «Желтый звук»
- Автономова Н.Б. Сценические композиции В.В.Кандинского//Русский авангард 1910-х -1920-х годов и театр. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С.106-115.
- Галеев Б.М. Художники авангарда и светомузыкальный «Gesamtkunstwerk» в театре//Авангард и театр 1910-1920-х годов. М.: Наука, 2008. С.346-374.
- Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства: в 2 т. М.: Гилея, 2008. Т.1. 429 c.
- Листа М. В.Кандинский и А.Шенберг или идея Gesamtkunstwerk между Россией и Германией//Русский авангард 1910-х -1920-х годов в европейском контексте. М.: Наука, 2000. С.78-87.
- Подземская Н. «Живописный контрапункт» В.В.Кандинского, или об абстрактном в искусстве//Беспредметность и абстракция. М.: Наука, 2011. С.113-157.
- Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания/сост. В.Н.Терехина, А.П.Зименков. СПб.: ООО «Полиграф», 2009. 832 с.
- Синий всадник/под ред. В.Кандинского и Ф.Марка; пер., коммент. и статьи З.С.Пышновской. М.: Изобр. искусство, 1996. 192 с.
- Тамарченко Н.Д. Специфика речи в драме в сравнении с эпикой (два подхода к проблеме)//Теория литературы: в 2 т. М.: Академия, 2004. Т.1. С.321-323.
- Туляков Д.С. Поэтика визуальности в пьесе Уиндема Льюиса «Враг звезд»//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып.4(10). С.135-144.
- Туляков Д.С., Бочкарева Н.С. Соотношение вербального и визуального в манифестах русского кубофутуризма и британского имажизма 1913-14 гг.//Мировая литература в контексте культуры: Пограничные процессы в литературе и культуре. Пермь, 2009. С.329-333.
- Турчин В.С. Театральная концепция В.В.Кандинского//Русский авангард 1910-х -1920-х годов и театр. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. С.73-105.
- Хализев В.Е. Драма как род литературы. М.: МГУ, 1986. 260 с.
- Kandinsky W. Über das Theater. Du théâtre. О театре. Hsrg von Jessica Boissel. Köln: DuMont, 1998. 339 S.
- Kuhns D.F. German Expressionist Theatre: The Actor and the Stage. Cambridge: Cambridge University Press, 1997. 320 p.