Сопоставление подходов к изучению устойчивых поэтических образов

Автор: Соколова Марина Геннадьевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Языкознание

Статья в выпуске: 1 (178), 2019 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются отличительные признаки понятия «поэтический образ», характеризуется устойчивость поэтических образов в аспекте сопоставления подходов к изучению устойчивых поэтических образов в филологии. Предметом данной статьи является сопоставление близких по содержанию терминов для обозначения устойчивых образов, которые отражают различные аспекты изучения этого объекта в литературоведении и лингвистике: мотив, образ-символ, ключевые слова, «парадигма образов», «поэтическая формула», «концептуальная метафора», «поэтический фразеологизм». Основное внимание при этом уделяется рассмотрению проблемы изучения устойчивых поэтических образов в рамках теории инвариантности и парадигматичности образов. В результате исследования установлено, что образная парадигма и поэтическая формула являются универсальными абстрактными моделями, основанными на ассоциативном сближении отдаленных понятий и явлений. Структура данной модели имеет бинарный характер: предмет изображения и предмет-образ; левый член парадигмы - то, что отождествляется, правый член - то, с чем происходит сравнение, денотат - слово-образ и др. Образные парадигмы и поэтические формулы выявляются в интертекстуальных связях художественных произведений. Однако поэтическая формула имеет архетипическую метафорическую природу, тематически ограничена аксиологическими аспектами бытия человека и предполагает когнитивную реализацию. Поэтический фразеологизм является непосредственной языковой формой реализации образных парадигм на уровне словосочетания. Метод анализа образных парадигм и интертекстуального анализа поэтических формул дает возможность исследователям проследить пути образования и дальнейшей эволюции поэтических образов, общее, стереотипное и индивидуальное в поэтическом творчестве одного или нескольких авторов, реконструировать индивидуальную или коллективную поэтическую картину мира.

Еще

Поэтический образ, поэтические формулы, поэтические фразеологизмы, образная парадигма, концептуальная метафора

Короткий адрес: https://sciup.org/147226406

IDR: 147226406   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2019.278

Список литературы Сопоставление подходов к изучению устойчивых поэтических образов

  • Алещенко Е. И. Поэтическая фразеология как лингвистическая проблема//Филологический поиск: Сб. науч. трудов. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 1993. С. 25-32.
  • Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс//Теория метафоры: Сб./Под ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. 512 с.
  • Баевский В. С. Н. Павлович. Словарь поэтических образов//Вопросы языкознания. 2001. № 5. С. 138-141.
  • Бахтин М. М. Слово у Достоевского//Собр. соч.: В 7 т. М.: Русские словари: Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. С. 203-298.
  • Веселовский А. Н. Историческая поэтика/Вступ. ст. И. К. Горского; Коммент. В. В. Мочаловой. М.: Высш. школа, 1989. 404 с.
  • Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики/Авт. предисл. и коммент. В. Г. Костомаров, Ю. А. Бельчиков. М.: Высш. школа, 1981. 320 с.
  • Винокур Г. О. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1959. 492 с.
  • Григорьев В. П. Поэтика слова: На материале русской советской поэзии. М.: Наука, 1979. 343 с.
  • Григорьев В. П. Поэтический язык//Литературный энциклопедический словарь . Режим доступа: https://literary_encydopedia.academic.ru/6716/(дата обращения 11.06.2018).
  • Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Поэтическая фразеология Пушкина. М.: Наука, 1969. 387 с.
  • Григорьева А. Д. Язык поэзии XIX-XX вв. Фет. Современная лирика. М.: Наука, 1985. 231 с.
  • Иванова Н. Н. Поэтический язык XIX-XX вв. Лексикографический аспект изучения//Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста/В. П. Григорьев, И. И. Ковтунова, О. Г. Ревзина и др.; Под ред. В. П. Григорьева. М.: Наука, 1990. С. 46-56.
  • Кожевникова Н. А., Петрова З. Ю. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-XX вв. Вып. I. «Птицы». М.: Языки русской культуры, 2000. 476 с.
  • Кожинов В. В. Слово как форма образа//Слово и образ/Сост. В. В. Кожевникова. М.: Просвещение, 1964. С. 3-52.
  • Кудрина Н. В. Поэтическая фразеология как объект фразеографии//Проблемы истории, филологии, культуры. 2011. № 3. С. 305-309.
  • Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка: Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Омск: Омский гос. ун-т, 1999. 268 с.
  • Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.
  • Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха: Пособие для студентов. Л.: Просвещение, 1972. 270 с.
  • Москвин В. П. Русская метафора: Очерк семиотической теории. М.: ЛЕНАНД, 2006. 184 с.
  • Очерки истории языка русской поэзии XX века: образные средства поэтического языка и их трансформация/Н. А. Кожевникова, З. Ю. Петрова, М. А. Бакина и др.; Отв. ред. Е. А. Некрасова; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. М.: Наука, 1995. 262 с.
  • Очерки истории языка русской поэзии 20 века: Тропы в индивидуальном стиле и поэтическом языке/В. П. Григорьев, Н. Н. Иванова, Е. А. Некрасова, О. И. Северская; Отв. ред. В. П. Григорьев. М.: Наука, 1994. 271 с.
  • Павлович Н. В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. М.: Азбуковник, 2004. 527 с.
  • Павлович Н. В. Словарь поэтических образов: на материале русской художественной литературы XVIII-XX веков: В 2 т. М.: Эдиториал УРСС, 2007.
  • Пешковский А. М. Вопросы методики родного языка, лингвистики и стилистики: Сб. ст. М.; Л.: Гос. изд-во, 1930. 176 с.
  • Ревзина О. Г. От стихотворной речи к поэтическому идиолекту//Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста/В. П. Григорьев, И. И. Ковтунова, О. Г. Ревзина и др.; Под ред. В. П. Григорьева. М.: Наука, 1990. С. 27-46.
  • Рыньков Л. Н. Именные метафорические словосочетания в языке художественной литературы XIX века (Послепушкинский период). Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1975. 182 с.
  • Стилистический энциклопедический словарь русского языка/Под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2016. 696 с.. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/(дата обращения 02.03.2018).
  • Сырица Г. С. Филологический анализ художественного текста: Учеб. пособие. М.: Флинта, 2015. 344 с. . Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/(дата обращения 02.03.2018).
  • Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 288 с.
  • Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Культура», 1995. 624 с.
  • Халикова Н. В. Образность русской художественной прозы (лингвистический аспект): Монография. М.: Изд-во МГОУ, 2004. 162 с.
  • Целкова Л. В. Мотив//Введение в литературоведение: Учеб. пособие/Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. школа, 2004. С. 230-236.
  • Чернец Л. В. Виды образа//Введение в литературоведение: Учеб. пособие/Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. школа, 2004. С. 33-46
  • Чумак-Жунь И. И. Поэтический фразеологизм: штамп как основа образования индивидуального смысла//Научные ведомости. Сер. Гуманитарные науки. 2013. № 20. Вып. 19. С. 60-66.
  • Шкловский В. О теории прозы. М.: Сов. писатель, 1983. 189 с.
  • Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. школа, 1990. 303 с.
  • Эсалнек А. Я. Архетип//Введение в литературоведение: Учеб. пособие/Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. школа, 2004. С. 333-540.
Еще
Статья научная