Состояние фетоплацентарной системы у беременных с недифференцированными формами дисплазии соединительной ткани, носителей семейства герпес-вирусов
Автор: Дорохова Лариса Николаевна, Шаболдин Андрей Владимирович, Нароленко Лариса Николаевна, Мозес Вадим Гельевич
Журнал: Саратовский научно-медицинский журнал @ssmj
Рубрика: Акушерство и гинекология
Статья в выпуске: 3 т.6, 2010 года.
Бесплатный доступ
Цель: определение риска реализации инфекционного процесса в плаценте у женщин с недифференцированными формами дисплазии соединительной ткани (НФДСТ), носителей семейства вирусов герпес-группы (ВГГ- вирус простого герпеса и цитомегаловируса). У 133 женщин в I триместре беременности при помощи серологического исследования и ПЦР выявлялась персистирующая инфекция семейства ВГГ У всех беременных выявлялись фенотипические проявления НФДСТ; в III триместре беременности выполнена иммунограмма второго уровня; проведено гистологическое исследование последов и выполнена идентификация антигенов семейства ВГГ в тканях плаценты методом РИФ; проведено серологическое исследование плацентарной крови на инфекцию семейства ВГГ и выделение их ДНК методом ПЦР У всех новорожденных проводилась клиническая и лабораторная диагностика инфицирования семейством ВГГ У беременных женщин с НФДСТ, носителей семейства ВГГ, за счет высокого риска реализации инфекции семейства ВГГ в плаценте чаще выявляли клинические и гистологические признаки фетоплацентарной недостаточности, которые обусловили худшие перинатальные исходы. Риск реализации вирусной инфекции был обусловлен нарушениями клеточного иммунитета: относительной недостаточностью Т-лимфоцитов (CD3) с дефицитом субпопуляции Т-хелперов (CD4) и преобладанием субпопуляции лимфоцитов, участвующей в гуморальном иммунитете, - CD16 (NK-клеток, гранулоцитов, макрофагов) и CD20 (В-лимфоцитов)
Беременность, вирус простого герпеса, клеточный иммунитет, недифференцированные формы дисплазии соединительной ткани, цитомегаловирус
Короткий адрес: https://sciup.org/14917119
IDR: 14917119
Текст научной статьи Состояние фетоплацентарной системы у беременных с недифференцированными формами дисплазии соединительной ткани, носителей семейства герпес-вирусов
-
1Введение. Инфекции, вызываемые семейством вирусов герпес-группы (ВГГ), являются одними из наиболее распространенных инфекций среди людей [1]. Как правило, персистенция герпес-вирусов при нормально функционирующей иммунной системе протекает бессимптомно, однако у больных со сниженным клеточным и гуморальным иммунитетом (пациенты после пересадки органов и тканей, больные с врожденным или приобретенным иммунодефицитом) может приводить к развитию тяжелых, а порой и угрожающих жизни инфекций [2]. Физиологическая гравидарная иммуносупрессия у таких больных значительно повышает риск поражения фетоплацентар-
- Ответственный автор – Мозес Вадим Гельевич.
Адрес: 650099, г. Кемерово, ул. Весенняя, 16-115.
Тел.: 83842754428 (дом.); 89045732443 (моб.); 83842365707 (раб.).
ной системы, внутриутробного инфицирования и неблагоприятных перинатальных исходов [3].
Среди лиц, страдающих иммунодефицитом, особый интерес представляют женщины с врожденной недостаточностью соединительной ткани, так называемыми недифференцированными формами дисплазии соединительной ткани (НФДСТ). Пациенты с НФДСТ относятся к категории часто болеющих людей и часто имеют нарушения в системе гуморального и клеточного иммунитета [4]. На сегодняшний день отсутствуют единые подходы, определяющие необходимость проведения лечебно-профилактических мероприятий у беременных с НФДТ, с персистирующей инфекцией семейства ВГГ, что определило цель исследования.
Цель исследования: определение риска реализации инфекционного процесса в плаценте у женщин с недифференцированными формами дисплазии со- единительной ткани (НФДСТ), носителей семейства вирусов герпес-группы.
Методы. Методом сплошной выборки у 600 женщин в I триместре беременности выявлялась персистирующая инфекция ВГГ. Критерии включения беременных в исследования: отсутствие тяжелых осложнений беременности (тяжелая преэклампсия) и тяжелой соматической патологии, информированное согласие на проведение исследования. Критерии исключения: тяжелые осложнения беременности (тяжелая преэклампсия) и тяжелая соматическая патология, отказ от проведения исследования.
Вирусная инфекция верифицировалась на основании серологического исследования, при котором определялся уровень специфических иммуноглобулинов класса IgG и IgM к цитомегаловирусу и вирусу простого герпеса в сыворотке крови методом ИФА с использованием тестовых систем ЗАО «Вектор-Бэст»; выделения ДНК цитомегаловируса и вируса простого герпеса методом ПЦР в реальном времени.
У всех беременных выявлялись фенотипические проявления НФДСТ при помощи функциональных и оценочных проб, предложенных В.М. Яковлевым (1994). Клинически значимым считалось наличие у беременной пяти и более стигм дизэмбриогенеза – предикторов НФДСТ [5].
После обследования все женщины были разделены на три группы: основную, сравнения и контроля. Критериями включения в основную группу (n=51) являлось: носительство ВГГ, 5 и более стигм дизэмбриогенеза; критериями исключения являлись: отсутствие носительства ВГГ, менее пяти стигм ди-зэмбриогенеза. Критериями включения в группу сравнения (n=50) являлись носительство ВГГ, менее 5 стигм дизэмбриогенеза; критерием исключения являлось отсутствие носительства ВГГ. Критериями включения в группу контроля (n=32) являлось отсутствие носительства ВГГ, менее пяти стигм дизэм-бриогенеза; критериями исключения являлись: носительство ВГГ, более пяти стигм дизэмбриогенеза.
У всех женщин проведена проспективная оценка течения беременности; все пациентки были проконсультированы терапевтом, хирургом, офтальмологом для выявления висцеральной патологии, относящейся к клиническим проявлениям ДСТ; в 34-36 недель беременности проведена ультразвуковая фетоме-трия по стандартной методике на аппарате «Medison 8000» и «Medison SA Х-4».
У всех женщин в III триместре беременности на проточных цитометрах FACScan (Becton Dickinson) и FС-500 (Becman-Coulter) выполнена иммунограмма второго уровня с определением популяций и субпопуляций лимфоидных клеток методом иммунофлюоресценции.
У всех женщин проведено гистологическое исследование последов с определением степени зрелости по Б.И. Глуховцу [6] и выполнена идентификация антигенов ВГГ в тканях плаценты методом реакции иммунофлюоресценци.
У всех женщин проводилось серологическое исследование плацентарной крови, при котором определялся уровень специфических иммуноглобулинов класса IgG и IgM к цитомегаловирусу и вирусу простого герпеса методом ИФА с использованием тестовых систем ЗАО «Вектор-Бэст»; выделения ДНК цитомегаловируса.
У всех новорожденных проводилась клиническая оценка инфицирования ВГГ; в сомнительных случаях проводилось выделение из биологических жидко- стей ДНК цитомегаловируса и вируса простого герпеса методом ПЦР в реальном времени.
Выборочные параметры, приводимые в таблицах, имеют следующие обозначения: М – среднее, σ – стандартное отклонение, n – объем анализируемой подгруппы, р – достигнутый уровень значимости. Для проверки нормальности распределения показателей применялся критерий Колмогорова – Смирнова. В случае нормального распределения статистически значимое различие выборочных средних проверялось при помощи t-критерия Стьюдента; в других случаях использовался непараметрический критерий Манна – Уитни. Проверка статистической значимости различий между относительными частотами двух или большего числа событий осуществлялась при помощи критерия χ².
Результаты. Беременные женщины основной группы имели конституционные особенности: сочетание более высокого среднего роста (166,7±5,9см в основной и 162,9±5,1 см в группе сравнения, р=0,003; 163,1±5,1 см в группе контроля, р=0,011) с меньшим средним весом (59,7±9,6 кг в основной группе и 69,4±16,2 кг в группе сравнения, р=0,001; 64,2±11,3 см в группе контроля, р=0,05). Фенотипические и висцеральные проявления НФДСТ представлены в табл. 1.
Показатели клеточного иммунитета у пациенток обеих групп представлены в таблице 2.
Течение беременности в I триместре у женщин основной группы чаще осложнялось угрожающим выкидышем, требовавшим стационарного лечения (58,8% в основной группе и 34% в группе сравнения, р=0,021; 15,6% в группе контроля, р=0,001). Во II триместре беременности у женщин основной группы чаще выявлялась угроза выкидыша (50,9% в основной группе и 28% в группе сравнения, р=0,031; в группе контроля 21,8%, р=0,016); обострение герпетической инфекции (17,6% и 2% соответственно, р=0,021; 0% в группе контроля). В III триместре у женщин основной группы чаще выявлялись угрожающие роды (37,3% в основной группе и 18% в группе сравнения, р=0,05; 0% в группе контроля); маловодие (25,5 и 8% соответственно, р=0,037; 3,1% в группе контроля, р=0,019); СЗРП (78,4 и 58% соответственно, р=0,046; 34,4 в группе контроля, р=0,001).
При ультразвуковой фетометрии у женщин основной группы все показатели были хуже: бипариетальный размер (74,9±7,8 и 79,16±4,14 см соответственно, р=0,001; 80,8±6,3 см в группе контроля, р=0,001); длина бедренной кости (58,3±4,4 и 61,79±4,8 см соответственно, р=0,001; 61,7±6,3 см в группе контроля, р=0,005); окружность живота (267,3±12 и 277,9±20,1 см соответственно, р=0,004; 278,1±26,2 см в группе контроля, р=0,02).
Исходы родов для плода и антропометрические показатели новорожденных у беременных обеих групп представлены в табл. 3.
Результаты гистологического исследования плацент и РИФ на цитомегаловирус и вирус простого герпеса у исследуемых женщин представлены в табл. 4.
При исследовании новорожденных во всех группах не было зарегистрировано ни одного случая внутриутробного инфицирования ВГГ.
Обсуждение. Недифференцированные формы дисплазии соединительной ткани (НФДСТ) являются довольно распространенной врожденной патологией, достигающей 26% в общей популяции. Для этой патологии характерно поражение разных локусов генов, кодирующих синтез коллагена, что обусловливает множественность и полисистемность клинических проявлений и затрудняет генетическую классифика-
Таблица 1
Фенотипические и висцеральные проявления НФДСТ у исследуемых женщин
Стигмы дизэмбриогенеза |
Основная группа n=51 |
Группа сравнения n=50 |
Контрольная группа n=32 |
|||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
|
Ни одной стигмы |
- |
- |
28 |
56 |
29 |
90,6 |
От 1 до 5 стигм |
- |
- |
22 |
44 |
3 |
9,4 |
Свыше 5 стигм |
51 |
100 |
- |
- |
- |
- |
Косметический синдром
Низкий лоб |
4 |
7,8 |
1 |
2 |
- |
- |
Гиперрастяжимая кожа |
4 |
7,8 |
1 |
2 |
1 |
3,1 |
Гиперпигментированные пятна |
19 |
37,3 |
- |
- |
- |
- |
Приращенные мочки ушей |
19* |
37,3 |
2 |
4 |
- |
- |
Большие оттопыренные уши |
5 |
9,8 |
- |
- |
- |
- |
Гиперрастяжимая кожа |
4 |
7,8 |
1 |
2 |
- |
- |
Клапанный синдром
Пролапс митрального клапана |
18* |
35,2 |
2 |
4 |
1 |
3,1 |
Торакодиафрагмальный синдром
Астеническая грудная клетка |
15 |
29,4 |
- |
- |
- |
- |
Сколиоз |
12* |
23,5 |
2 |
4 |
- |
- |
Патология органа зрения
Нарушение рефракции |
14* |
27,5 |
5 |
10 |
1 |
3,1 |
Мышечный синдром
Диастаз прямых мышц живота |
6 |
11,8 |
- |
- |
- |
- |
Гипотрофия мышц |
8 |
15,6 |
- |
- |
- |
- |
Гипотония мышц |
11* |
21,5 |
2 |
4 |
- |
- |
Суставной синдром
Сандалевидная щель пальцев стопы |
6 |
11,8 |
- |
- |
- |
- |
Гипермобильность суставов |
9 |
17,6 |
- |
- |
- |
- |
Привычные вывихи |
7 |
13,7 |
- |
- |
- |
- |
П ри мечан ие : * – р<0,001.
Таблица 2
Показатели клеточного иммунитета у женщин обеих групп
Параметр |
Основная группа n=51 |
Группа сравнения n=50 |
Контрольная группа n=32 |
Р1 |
Р2 |
CD3 |
43,6±8 |
49,5±9 |
60,1±14,0 |
0,001 |
0,000 |
CD4 |
34,8±3,8 |
36,8±39 |
39,0±4,9 |
0,01 |
0,028 |
CD8 |
20,5±2,5 |
20,6±2,8 |
21,1±3,3 |
0,849 |
0,466 |
CD16 |
15,7±3,4 |
14,2±2,1 |
13,1±2,5 |
0,009 |
0,036 |
CD20 |
10,1±2,5 |
8,8±2,7 |
10,4±2,8 |
0,013 |
0,012 |
CD4\ CD8 |
1,57±0,2 |
1,7±0,1 |
1,8±0,2 |
0,001 |
0,003 |
П р и м еч а н и е : Р1 – основная группа и группа сравнения; Р2 – основная группа и контрольная группа.
цию и диагностику [4]. Это нашло свое отражение в полученных результатах исследования. Несмотря на то, что у беременных основной группы отмечались конституционные особенности, присущие НФДСТ, а количество стигм дизэмбриогенеза у каждой женщины превышало пять, качественный анализ стигм показал преобладание клапанного, торакодиафраг-мального, суставного, мышечного, косметического синдромов и патологии органов зрения.
Интерес к течению инфекционного процесса у беременных с НФДСТ, носителей ВГГ, обусловлен разностью лечебно-диагностических подходов, которые применяются при персистенции вирусной инфекции у беременных женщин. Существует мнение, что нет никакой взаимосвязи между клиническими проявлениями инфекции у матери и риском внутриутробного поражения плода, а выявляемые у матери антитела к инфекционному агенту защищают плод [7]. Однако чаще все-
Таблица 3
Состояние новорожденных у женщин обеих групп
Параметр |
Основная группа n=51 |
Группа сравнения n=50 |
Контрольная группа n=32 |
Р1 |
Р2 |
Антропометрические данные новорожденных
Средняя масса |
3001,3±558 г |
3568,3±525,3 г |
3332,2±461,4 |
0,001 |
0,001 |
Средний рост |
50,6±3,4 см |
52,6±2,6 см |
51,9±1,9см |
0,005 |
0,05 |
Окружность головки |
31,8±4,6 см |
34,4±1 см |
33,5±1,1см |
0,001 |
0,04 |
Окружность грудной клетки |
32,1±1,7 см |
33,8±1,3 см |
33±1,8см |
0,04 |
0,024 |
Оценка по Апгар на первой минуте
До 7 баллов |
17,6% |
2% |
- |
0,02 |
0,03 |
7 баллов и выше |
82,3% |
98 |
100 |
0,02 |
0,03 |
Оценка по Апгар на пятой минуте
До 7 баллов |
13,7% |
- |
- |
0,02 |
0,03 |
7 баллов и выше |
86,3% |
100% |
100 |
0,02 |
0,03 |
П р и м еч а н и е : Р1 – основная группа и группа сравнения; Р2 – основная группа и контрольная группа.
Таблица 4
Результаты исследования плаценты у обследуемых женщин
Показатель |
Основная группа n=51 % |
Группа сравнения n=50 % |
Контрольная группа n=32 % |
Р1 |
Р2 |
Гистология плаценты |
|||||
Субкомпенсированная плацентарная недостаточность, гиперпластическая форма |
13,7 |
36 |
12,5 |
0,018 |
0,863 |
Субкомпенсированная плацентарная недостаточность, гипопластическая форма |
29,4 |
10 |
3,1 |
0,028 |
0,008 |
Серозный децидуит |
11,8 |
- |
3,1 |
0,038 |
0,331 |
Мембранит |
2 |
2 |
3,1 |
0,484 |
0,690 |
Субхориальный интервиллузит |
15,6 |
2 |
- |
0,039 |
0,048 |
Виллузит |
2 |
- |
- |
0,992 |
0,813 |
Гипоплазия плаценты |
17,6 |
- |
- |
0,006 |
0,031 |
Плацента III триместра |
5,9 |
42 |
68,8 |
0,000 |
0,000 |
Очаговый хориоамнионит |
2 |
6 |
9,4 |
0,596 |
0,313 |
Незрелая плацента |
- |
2 |
- |
0,992 |
- |
Реакция иммунофлюоресценции на ЦМВ и ВПГ плаценты
Положительная |
15,6 |
2 |
- |
0,039 |
0,048 |
Отрицательная |
84,4 |
98 |
100 |
0,039 |
0,048 |
ИФА плацентарной крови на ЦМВ и ВПГ
ЦМВ |
17,6 |
16 |
- |
1,000 |
0,031 |
ВПГ |
7,8 |
2 |
- |
0,371 |
0,272 |
ЦМВ и ВПГ |
74,6 |
82 |
- |
0,502 |
0,000 |
П р и м еч а н и е : Р1 – основная группа и группа сравнения; Р2 – основная группа и контрольная группа.
го считается, что персистирующая вирусная инфекция оказывает негативное влияние на течение беременности и исход родов, особенно у женщин с врожденным или приобретенным иммунодефицитом [8].
Функциональное состояние иммунной системы при НФДСТ часто характеризуется ее недостаточностью, хотя механизмы, ее объясняющие, по сей день остаются не раскрытыми. Полученные результаты показали, что эта особенность сохраняется и при беременности. Состояние клеточного иммунитета у беременных – носителей ВГГ с НФДСТ характеризовалось снижением численности ряда иммунокомпетентных клеток – CD3+ и CD4+ лимфоцитов. Известно, что лимфоциты CD3 и CD4 являются маркерами Т-хелперов-индукторов, которые через цитокиновый каскад в процессе межклеточных взаимодействий включают иммунный ответ на внедрившийся антиген [9]. Поэтому полученные результаты свидетельству- ют о функциональной несостоятельности у беременных с НФДСТ не только всех Т-лимфоцитов (CD3), но и их субпопуляции – Т-хелперов (CD4). В свою очередь, у беременных с НФДСТ отмечалось преобладание субпопуляции лимфоцитов, участвующей в гуморальном иммунитете, – CD16 (NK-клетки, гранулоциты, макрофаги) и CD20 (B-лимфоциты), что свидетельствует о напряжении гуморального иммунитета.
Результаты исследования показали, что персистенция ВГГ у беременных без НФДСТ, несмотря на физиологическое снижение иммунитета, не сопровождается увеличением риска неблагоприятных исходов беременности со стороны матери и плода. Однако нарушения в системе клеточного иммунитета у беременных – носителей ВГГ с НФДСТ увеличило риск реализации инфекционного процесса, что косвенно проявлялось осложненным течением беременности, повышением частоты клинических проявлений фетоплацентарной недостаточности, худшими перинатальными исходами. Гистологическое исследование показало, что у женщин с НФДСТ был выше риск поражения ВГГ плаценты, с формированием воспалительного процесса и субкомпенси-рованной вторичной плацентарной недостаточности с преобладанием гипопластической формы. Этим можно объяснить худшие исходы для плода у женщин носителей ВГГ с НФДСТ, несмотря на то что во всех группах не выявлено внутриутробное инфицирование плода.
Заключение. Таким образом, наличие НФДСТ у беременных с персистирующей инфекцией семейства вирусов герпес является клиническим предиктором риска реализации инфекционного процесса в плаценте с развитием субкомпенсированной фето- плацентарной недостаточности. Полученные данные будут полезны при составлении индивидуального прогноза развития акушерских и перинатальных осложнений и своевременного проведения лечебнопрофилактических мероприятий у женщин в течение беременности и в послеродовом периоде.
Список литературы Состояние фетоплацентарной системы у беременных с недифференцированными формами дисплазии соединительной ткани, носителей семейства герпес-вирусов
- Арестова И.М., Занько С.Н., Русакевич П.С. Гениталь-ные инфекции и беременность. М.: Мед. литература, 2005. 176 с.
- Moss Р., Khan N. CD8 (+) T-cell immunity to cytomegalovirus//Hum. Immunol. 2004. № 65. P. 456-464.
- Вдовиченко Ю.П., Щербинская E.C. Клинико-иммуно-логические аспекты хламидийной и цитомегаловирусной инфекций в акушерской практике. Киев, 2001. С. 11-17.
- Нечаева Г.И., Викторова И.А., Калинина И.Ю. Диагностика дисплазии соединительной ткани у лиц среднего и пожилого возраста в практике семейного врача//Российский семейный врач. 2004. Т. 8., № 2. С. 47-54.
- Яковлев В.М., Нечаева Г.И. Кардиореспираторные синдромы при дисплазии соединительной ткани (патогенез, клиника, диагностика и лечение). Омск, 1994. 122 с.
- Глуховец Б.И., Глуховец Н.Г. Патология последа. СПб.: Грааль, 2002. 448 с.
- Gandhi М., Khanna R. Human cytomegalovirus: clinical aspects, immune regulation, and emerging treatments//Lancet Infect. Dis. 2004. № 4. P. 725-738.
- Combination of cytomegalovirus enhancer with human cellular promoters for gene-induced chondrogenesis of human bone marrow mesenchymal stem cells/R. Iwai, Y. Kumagai, M. Fujiwara, S. Wakitani//J. Biosci Bioeng. 2010. T. 22. P. 234-243.
- Common Variable Immune Deficiency Overview/A.M. Scharenberg, M.C. Hannibal, T. Torgerson [et al.]//GeneReviews. Seattle (WA): University of Washington, Seattle. 1993-2006. P. 21-29.