Состояние коррупционной преступности в образовательной сфере в Волгоградской области, ее прогноз и основные направления предупреждения
Автор: Алексеева Анна Павловна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 18, 2014 года.
Бесплатный доступ
Анализ действующего законодательства показал, что существующие в России нормативно-правовые акты довольно полно охватывают возможные варианты коррупционного поведения, предусматривают суровые меры наказания. Однако налицо неравнозначная эффективность реализации означенных мер в разных сферах. В работе представлены результаты исследования антикоррупционной политики в сфере образования. Выявлено, что разработать эффективную программу по предупреждению коррупционной преступности в образовательной сфере представляется возможным на основе имеющихся достоверных статистических сведений о совершенных преступлениях и обоснованных прогностических данных.
Коррупционная преступность, предупреждение, прогнозирование, сфера образования, волгоградская область
Короткий адрес: https://sciup.org/14936213
IDR: 14936213
Текст научной статьи Состояние коррупционной преступности в образовательной сфере в Волгоградской области, ее прогноз и основные направления предупреждения
Основные принципы противодействия коррупции в настоящее время закреплены в Федеральном законе «О противодействии коррупции» [2] и некоторых других нормативно-правовых актах [3]. С 2012 г. в России ведется формирование официальной статистики этих преступлений, называемых в документах «преступлениями коррупционной направленности» [4].
Как известно, «преступления коррупционной направленности» относятся к той категории преступлений, выявление которых зависит исключительно от качества работы сотрудников правоохранительных органов, документирующих данные факты. Поэтому латентность коррупционных преступлений крайне высока, и имеющиеся статистические сведения далеко не всегда отражают существующую в реальности картину. Судя по статистике, количество преступлений коррупционной направленности в 2013 г. в России снизилось на 14,2 % по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Подобную ситуацию представители Генпрокуратуры в своем отчете о состоянии законности и правопорядка в стране связывают с «регулярной деятельностью прокуроров по пресечению фактов их необоснованного учета» [5].
Сравнение общероссийских сведений с волгоградскими позволило нам сделать вывод о том, что в Волгоградской области показатели преступности также имели в 2013 г. отрицательную динамику (-15,6 %). Это может говорить об общем снижении активности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений исследуемой категории.
Изучение приговоров, вынесенных в 2013 г. судами Волгоградской области [6], и сопоставление этой информации с прочими эмпирическими данными позволили установить определенную взаимосвязь – прямую зависимость количества выявляемых преступлений от наличия в таком подразделении служб собственной безопасности. Так, наиболее коррумпированными оказались сотрудники МВД России – 36,8 %; далее – сотрудники ФССП – 15,8 %; преподаватели – 21,1 %, врачи – 10,5 %.
Исследование волгоградского опыта антикоррупционной деятельности показало: поскольку в сфере образования еще нет конкретного профессионального подразделения, которое бы занималось его «собственной безопасностью», как нет и подразделений правоохранительных органов, специализировавшихся бы на выявлении, раскрытии и расследовании таких преступлений, пока можно прогнозировать отсутствие и в дальнейшем позитивных изменений в этом направлении даже при условии продолжения реформирования и без того прогрессивного и современного отечественного антикоррупционного законодательства.
С другой стороны, проблема несоблюдения действующих антикоррупционных норм гражданами в Волгоградской области связана с низким уровнем правосознания граждан, который позволяет им осознанно нарушать существующие правила. Сначала это моральные принципы общества. Потом – административные запреты, что постепенно приводит к пренебрежительному отношению ко всему действующему законодательству. Так что основа индивидуальной антикоррупционной профилактической работы в образовательной и любой другой сфере заключается не в каком-то специфическом действии, а в обычной воспитательной работе с гражданами и тщательном отборе кадров для образовательной системы.
Специфика антикоррупционной работы в образовательной сфере Волгоградской области заключается в необходимости одновременного воздействия на обучаемых и обучающих, поскольку коррупция всегда носит согласительный и взаимовыгодный характер. Кроме того, в рамках каждой профессиональной группы присутствует «круговая порука», ложная «солидарность», когда один преподаватель (учащийся), зная, что его коллега совершает преступление, не выдает его, рассчитывая на аналогичную поддержку при подобных обстоятельствах.
Ситуация осложняется отсутствием антикоррупционной правоприменительной практики в образовательной сфере Волгоградской области и отработанных механизмов привлечения субъектов к ответственности. Всё это приводит к попыткам образовательных учреждений пресекать коррупционные преступления дисциплинарными средствами, не давая им юридической оценки по нормам УК РФ. Судя по представленным ранее эмпирическим данным, существующая в образовательной сфере Волгоградской области «система безопасности» пока явно не справляется с имеющейся в этой области криминальной ситуацией.
Несоблюдение учетно-регистрационной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел Волгоградской области также вносит свой вклад в создание латентности коррупционной преступности в образовательной сфере. Это вызвано слабой юридической проработкой вопросов ответственности и контроля за качеством заполнения карточек статистического учета преступлений со стороны статистических подразделений и надзирающих структур. Хотя для того, чтобы создавать эффективные планы по предупреждению коррупционной преступности в образовательной сфере, нужно учитывать не только прошлые показатели, но и будущие. А сделать это в настоящее время крайне сложно, так как отсутствует возможность располагать более или менее достоверными цифрами, которых сегодня нет в силу как объективных (малый срок существования раздела «преступления коррупционной направленности» в официальной статистической отчетности), так и субъективных (несоблюдение учетно-регистрационной дисциплины сотрудниками) причин. Соответственно, прогнозировать варианты развития коррупционной преступности в образовательной сфере Волгоградской области тоже трудно.
Непрозрачность доходов лиц, задействованных в сфере образования, позволяет им скрывать средства, незаконно полученные в результате реализации коррупционных схем. Проблема многократно усугубляется тем, что в России, в силу высокой распространенности наличного оборота денег, пока еще слабо развиты банковская система и система электронных платежей, которые бы давали возможность отслеживать движение денежных средств от одного держателя счета к другому.
Учет всех перечисленных обстоятельств необходим для создания обоснованных и эффективных программ по предупреждению коррупционной преступности в образовательной сфере Волгоградской области.
Ссылки и примечания:
-
1. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Волгоградской области в рамках проекта проведения научных исследований «Прогноз преступности в Волгоградской области в Волгоградской области» (№ 14–13–34033).
-
2. О противодействии коррупции (в ред. 28 декабря 2013 г.) : федер. закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. // СЗРФ. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6228.
-
3. О мерах по противодействию коррупции : указ Президента РФ № 815 от 19 мая 2008 г. (в ред. от 14 февраля 2014 г.) // СЗРФ. 2008. № 21. Ст. 2429.
-
4. О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности [Электронный ресурс] : указание Генпрокуратуры России № 387–11, МВД России № 2 от 11 сентября 2013 г. // СПС «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154639 (дата обращения: 18.03.2014).
-
5. Генпрокуратура РФ: Статистика по коррупции снижается «понарошку» [Электронный ресурс] // РБК-Волгоград. 2012. 28 апр. URL: http://top.rbc.ru/society/28/04/2012/648775.shtml (дата обращения 03.08.2014).
-
6. Методом сплошной выборки были проанализированы материалы всех 58 уголовных дел о 97 преступлениях коррупционной направленности, рассмотренных судами Волгоградской области в 2013 г.
Список литературы Состояние коррупционной преступности в образовательной сфере в Волгоградской области, ее прогноз и основные направления предупреждения
- О противодействии коррупции (в ред. 28 декабря 2013 г.): федер. закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г.//СЗРФ. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6228.
- О мерах по противодействию коррупции: указ Президента РФ № 815 от 19 мая 2008 г. (в ред. от 14 февраля 2014 г.)//СЗРФ. 2008. № 21. Ст. 2429.
- О введении в действие Перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности : указание Генпрокуратуры России № 387-11, МВД России № 2 от 11 сентября 2013 г.//СПС «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154639 (дата обращения: 18.03.2014).
- Генпрокуратура РФ: Статистика по коррупции снижается «понарошку» //РБК-Волгоград. 2012. 28 апр. URL: http://top.rbc.ru/society/28/04/2012/648775.shtml (дата обращения 03.08.2014).