Совершение преступления по мотиву кровной мести

Автор: Сериева М.М.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 8 (12), 2017 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматриваются особенности квалификации убийства по мотиву кровной мести, разграничение убийства, совершенного по мотиву кровной мести, с убийством из иной мести. Делается вывод, что убийство, совершенное по мотиву кровной мести, может повлечь ответную «месть за месть», привести к дальнейшему насилию, породить «цепь» убийств, долгий кровавый конфликт, что, безусловно, значительно повышает степень его общественной опасности по сравнению с «простым» убийством.

Убийство, кровная месть, обычай, потерпевший

Короткий адрес: https://sciup.org/140279457

IDR: 140279457

Текст научной статьи Совершение преступления по мотиву кровной мести

Совершение преступление по мотиву кровной мести для российского уголовного законодательства является квалифицирующим признаком убийства (п. «е1 » ч. 2 ст.105 УК Рф).

Кровная месть - это признак так называемого традиционного общества, где большая роль отводится обычаям - подобная практика социальной регуляции складывается веками. Речи о свободе поведения в таком обществе практически не идет: то, как следует поступать, определяется религией, общиной и родственниками.

Кровная месть – обычай, который сложился в родовом строе как универсальное средство защиты рода, в соответствии с которым пострадавший или родственник обиженного оскорблением, надругательством, убийством обязан отомстить обидчику. В основе кровной мести лежит принцип возмездия: за умышленное убийство человек, который его совершил, карается смертью, если семьям, к которым принадлежит убитый и убийца, не удается это урегулировать другими способами.

Расширительное толкование данного мотива невозможно. Это означает, что коренной житель Северного Кавказа может объяснить своё преступление желанием отомстить за родовые обиды. Если человек не принадлежит народности, которая хранит подобные традиции, такой мотив не принимается. Убийство, совершенное по мотиву кровной мести считается отягчающим обстоятельством. Кровная месть существует из глубины веков. Сущность данного убийства заключается в лишение жизни представителя враждебного рода не из личной неприязни, а по обязанности которая переходит по нисходящей линии на мужчин рода, а при их отсутствия на женщин.1

Когда один член рода убивал другого его члена, роду, безусловно, наносился ущерб. Но убить убийцу означало нанести роду еще один такой же ущерб. То есть кровная месть могла вызвать ответную кровную месть и положить начало бесконечной эстафете убийств, которая могла привести к гибели обоих враждующих коллективов. Необходимо было создать каких-то правил, которые регулировали бы конфликты между коллективами. В результате возник знаменитый принцип под названием талиона (от лат. talioni –возмездие). 2

Кровная месть не имела срока давности. Бывали случаи, когда месть могла быть осуществлена через 50 или 100 лет, несмотря на то что виновник смерти или близкие его родственники умерли.

Исторически для народов Северного Кавказа обычай кровной мести был важным регулятором общественных взаимоотношений. У вайнахских народов (чеченцев и ингушей), народов Дагестана (аварцев, лакцев, ногайцев, кумыков и др.) обычай кровной мести регулировался сводом обычного права – адатами. С течением времени, особенно с изменением социально-экономических условий на Северном Кавказе в конце XIX – начале ХХ в., возникло понимание, что кровная месть как способ решения конфликта приводит лишь к бесконечной череде взаимных убийств и подрывает общество изнутри. Поэтому в целях самосохранения был выработан ряд способов предотвращения убийств и замена их штрафом.

Например, такой вариант был принят почти у всех тюркских народов Дагестана, когда родственники убийцы выплачивали штраф пострадавшей стороне. Размеры штрафа зачастую зависели от влиятельности и многочисленности родни убийцы.

Уголовный кодекс РФ (ст. 105) отдельно регулирует убийство на почве кровной мести, оно наказывается лишением свободы на срок от 8 до 20 лет. Однако по факту такой мотив правоохранительным органам сложно выявить. Это традиция, которую вряд ли возможно искоренить. Согласно практике применения УК, для квалификации убийства по мотиву кровной мести не имеет значения место совершения преступления, оно может быть совершено и за пределами территории, где кровная месть признается населением. Власть и до революции, и после пыталась искоренить обычай кровной мести. В эпоху Российской империи, и в советское время власти пытались бороться с практикой кровной мести, однако полностью изжить обычай не получалось. Советские власти привлекали к борьбе с обычаем кровной мести общественность, которая состояла из коммунистов и комсомольцев.3

Так, например, в 1928 году в Уголовном кодексе РСФСР появилась 10-я глава "Преступления, составляющие пережитки родового быта".

В 1931 году после принятия поправки в Уголовный кодекс убийства по мотиву кровной мести стали "государственными преступлениями", за которые применялся расстрел. Комсомольцы объединялись в комитеты по борьбе с обычаем кровной мести и следили за такими случаями.

Однако свести на нет этот обычай не удалось. И уже на излете советской эпохи в регионах совершенно легально существовали созданные властями советы старейшин, а в постсоветское время в случае конфликтов со смертельным исходом населению рекомендовалось обращаться в шариатский суд.

Однако даже несмотря на жестокие советские карательные законы (в 1931 году была принята поправка к Уголовному кодексу СССР, согласно которой убийство, совершенное по мотиву кровной мести, стало квалифицироваться как «государственные преступления» по ст.58 п.8 с применением высшей меры наказания - расстрела и принятая позже 231-я статья УК, дававшее за уклонение от примирения до двух лет лишения свободы, больших успехов власти не достигли. Со второй половины ХХ века "начинается деградация кровной мести - из традиции, имеющей внутреннюю логику и саморегуляцию, она превращается в самосуд".

То, что законодатель признал убийство, совершенное по мотиву кровной мести отягчающим обстоятельством, указывает то, что данный вид преступления представляет собой повышенную опасность. Повышенная опасность данного преступления заключается в следующих закономерностях:

  • -    Во-первых, в список потерпевших может быть включен не только сам обидчик, но и его родственники, независимо от их отношения к содеянному;

  • -    во-вторых, возможность совершения кровной мести есть не только у пережившего обиду, но и у его кровных родственников, причем независимо от срока давности нанесения обиды;

  • - в-третьих, возможны ответные действия по мотиву кровной мести, в связи с чем может возникнуть затяжная вражда, раздор между родами, который приведет к большому количеству жертв.

И в -четвертых, совершая убийство по кровной мести, виновный берет на себя полномочия органов правосудия, органов государственной власти и по факту совершает расправу, т.е. субъективный самосуд.

Месть (личная) в отличие от кровной мести носит сугубо личный характер.

Она обусловлена стремлением получить удовлетворение за причиненное зло, за действия, существенно затрагивающие интересы виновного лица, а кровная месть - это не личный мотив совершения преступления, это явление, имеющее более широкую сферу действия.

Если субъектом убийства из мести является физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста, считающее себя обиженным от действия потерпевшего, то субъектом убийства, совершенного по мотиву кровной мести может быть только лицо, принадлежащее к той национальной или этнической группе населения, где существует обычай кровной мести.

Во избежание возможных судебных ошибок следует исходить не столько из национальной принадлежности виновного, сколько из того, признает ли он обычай кровной мести и следует ли он ему. Из этого следует, что если убийство совершено по мотиву мести, например, из-за ревности или по иным мотивам, но не связано с кровной местью, то данное убийство не может быть квалифицировано по п. «е.1.» ч. 2 ст. 105 УК РФ, поскольку в нем нет признаков, наличие которых необходимо установить для квалификации убийства по мотиву кровной мести.

О большой степени опасности лица, совершающего преступление расчетливо и хладнокровно, свидетельствует субъективная сторона состава убийства по мотиву кровной мести, которая выражена всегда формой вины в виде заранее обдуманного умысла.

Субъектом по данному убийству является физическое вменяемое лицо, которое достигло 14-летнего возраста и относится к группе населения, которая исповедует обычай кровной мести. Им может быть не только лицо, которому потерпевшим нанесена обида, но и его родственники, считающие себя обязанными по обычаю осуществить акт возмездия. Стоить отметить тот факт, что женщины на Кавказе не вступают в отношения кровной мести, но они могут выступать в качестве подстрекателей к совершению убийства.

Потерпевшим от убийства, совершенного по мотиву кровной мести, может быть "невиновное" лицо, которое непосредственно не причинило зла мстящему, но оно всегда находится в родственной связи с настоящим обидчиком. И они относятся к представителям народов Кавказа.

Совершая убийство, или нанося кому-либо кровную обиду, лицо осознает, что за этим последует целая цепочка, серия актов кровной мести, и осознает, что нарушает действующее в России уголовное законодательство, мотивируя свои поступки древним обычаем кровной мести.

Необходимо соблюдать все принципы законности и справедливости, для того чтобы правильно понимать субъективные признаки деяния, и квалифицировать его как убийство по кровной мести.

Список литературы Совершение преступления по мотиву кровной мести

  • Рарог А.И. Квалификация преступлений по субъективным признакам. СПб., 2003. 672 с
  • Дарда А.В. Общие принципы и правила судебного толкования общепризнанных принципов и норм международного права // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2004. № 1. 567 с.
  • Бородин С.В., Ответственность за убийство: квалификация и
Статья научная