Совершенствование комплексной ультразвуковой диагностики мочекаменной болезни почек
Автор: Нурматов С.Й., Якубов Н.И., Расулова М.М.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 11-2 (90), 2021 года.
Бесплатный доступ
На основании анализа данных отечественной и зарубежной литературы рассмотрены современные аспекты ультразвуковой диагностики и мониторинга лечения мочекаменной болезни и обструктивного синдрома. Рассмотрены особенности реакции гемодинамических параметров почки на обструкцию верхних мочевых путей и воздействие ударной волны на почечную паренхиму. Освещены возможности допплерометрии в оценке ренального кровотока как до, так и после операции.
Комплексная ультразвуковая диагностика, мочекаменная болезни
Короткий адрес: https://sciup.org/140262236
IDR: 140262236
Текст научной статьи Совершенствование комплексной ультразвуковой диагностики мочекаменной болезни почек
Актуальность. Мочекаменная болезнь (МКБ) является одним из наиболее распространённых урологических заболеваний. Ежегодная заболеваемость МКБ в мире составляет от 0,5 до 5,3% всего населения, в европе - до 38% от всех урологических заболеваний, при этом за последние 5 лет уровень заболеваемости нефролитиазом у взрослых в России составляет 460 случаев на 100 тысяч населения. [3,7]. Больные уролитиазом составляют 30-40% всех больных урологических стационаров. МКБ наблюдается у большинства трудоспособного населения в 30-50 лет [2,5]
Больные МКБ нуждаются в применении высокотехнических методов обследования и лечения, причём, как малоинвазивных, так и хирургических [4,8]. Внедрение в клиническую практику метода дистанционной, или экстракорпоральной нефро- и уретеролитотрипсии позволило значительно уменьшить число оперативных вмешательств по поводу конкрементов почек и мочеточников, однако по-прежнему высока их частота в связи с развитием осложнений, таких, как острый обтурационный и апостематозный пиелонефрит, паранефрит, а также, острая почечная недостаточность.
При этом зачастую возникают показания к выполнению неотложных оперативных вмешательств, требующих высокой оперативной техники хирурга-уролога в условиях наступивших осложнений [1,6].
Цель исследования. Повышение эффективности диагностики мочекаменной болезни на основе применения алгоритмов комплексного лучевого обследования.
Материал и методы исследования. В основу настоящего исследования положены данные обследования 70 человек, которые наблюдались в клинических базах кафедры урологии АГМИ в период с 2019 по 2021 год. Возраст обследуемых колебался от 20 до 81года (ср. возраст 48,6 лет), мужчин было 49(70,0%) и женщин - 21(30,0%).
Результаты исследования. Всем пациентам проводилось комплексное стационарное обследование, включающее сбор анамнестических данных, клинико-лабораторные, ультразвуковые, рентгенологические, радиоизотопные, эндоскопические методы исследования. Структурную плотность мочевых камней оценивали с помощью спиральной компьютерной томографии с денситометрией. Для исследования метаболических нарушений определяли циклический аденозинмонофосфат (цАМФ), показатели поверхностно-свободной энергии (ПСЭ), электропроводности, осмолярности, кристаллоингибирующей активности и кинематической вязкости мочи. Изучался минеральный состав крови и мочи. Анализ минерального и химического состава мочевых камней проводился на основании рентгеновской дифрактометрии, инфракрасной спектроскопии (ИКС), поляризационной и электронной микроскопии. Для оценки андрогенного и иммунологического статуса определяли половые гормоны, показатели гуморального и клеточного иммунитета. О степени повреждения почек и мочевых путей судили по уровню селективной протеинурии, ПОЛ и РМТЛ.
Полученные в процессе исследования клинические данные обрабатывались программной системы Statistica for Windows (версия 5.11). В соответствии с целями и задачами исследования, а также с учетом специфики анализируемых переменных нами выполнялись: построение и визуальный анализ графиков и диаграмм разброса данных; определение типов распределений данных; построение гистограмм разброса данных; расчет частотных таблиц как одномерных, так и многоуровневых; расчет элементарных статистик (средние значения, ошибки средних, среднеквадратические отклонения, размах разброса данных); построение и визуальный анализ корреляционных полей связи между анализируемыми параметрами; сравнение частотных характеристик проводилось с помощью непараметрических методов c2, c2 с поправкой Йетса, критерия
Фишера; сравнение количественных показателей, характеризующих физико-химический и биохимический состав крови и мочи в исследуемых группах с использованием критериев Манна-Уитни, медианного Хи-квадрат и модуля Anova; сопоставление изучаемых показателей в динамике после проведенного лечения выполнялось с помощью критерия знаков и критерия Вилкоксона.
Характеристика размеров и локализация конкрементов по данным лучевых методов диагностики представлена в таблице 4. СКТ с денситометрией и последующим рентгенофазовым анализом (РФА) с инфракрасной спектроскопией удаленных или самостоятельно отошедших конкрементов проведены 14,3% пациентам. При сопоставлении полученных результатов была выявлена взаимосвязь между показателями средней плотности и минеральным типом камня. Максимальные денситометрические значения соответствовали оксалатным и фосфатным камням. У всех пациентов, которым выполнялась ДЛТ, после отхождения фрагментов камня результаты РФА и ИК- спектроскопии конкрементов совпадали с предварительным прогнозом их химического состава, полученным при СКТ и денситометрии.
В результате обследования пациентов I группы были обнаружены следующие основные виды метаболических нарушений. Гиперкальциурия наблюдалась у 64,6% пациентов: абсорбтивный тип - у 51,9%, резорбтивный -29,8%, почечный - 9,6% и идиопатический - 8,7%. Гиперурикурия в сочетании с гиперурикемией выявлялась у 28,6%, гиперфосфатурия у 98,8%, гипероксалурия у 67,1% пациентов и почти всегда сопровождалась гиперкальциурией.
Уровень общего тестостерона у здоровых мужчин находился в пределах средних значений нормы (23,47±0,27нмоль\л), а у больных уролитиазом - нижних значений нормы (14,63±0,89нмоль\л), за счет чего при МКБ наблюдалось достоверное снижение индекса свободного тестостерона (P<0,001). Показатели ГСПС и ЛГ также колебались в пределах нормы, но по сравнению со здоровыми мужчинами были выше в 1,6 и 1,9 раза, соответственно (P<0,001). При ВАД отмечался резорбтивный тип гиперкальциурии с гиперкальциемией у 11 (соответственно, 8 и 3 в подгруппах), гиперурикурия и гиперурикемия - у 9 мужчин (соответственно, 7 и 2 в подгруппах), и у 4 человек основной подгруппы была смешанная форма с одновременным повышением уровня кальция и мочевой кислоты в крови и моче. Коррекция гормонального статуса осуществлялась у 30 пациентов основной подгруппы по разработанному нами способу и заключалась в приеме 50 мг андрогеля при уровне тестостерона на нижней границе нормы (11 мужчин) или 100мг (по 50мг х 2 раза в сутки) при ВАД (19 мужчин) с контролем за его концентрацией в плазме крови каждые 3-6 месяцев для выбора адекватной поддерживающей дозы препарата.
Вывод. Таким образом, алгоритм изучения уродинамики ВМП должен начинаться с УЗИ параллельно с УЗДГ. Комплексное ультразвуковое исследование больных с обструктивной уропатией, учитывая состояния гемо- и уродинамики, позволяет не только установить наличие обструкции и ее характер (полная или неполная), но и оценить функциональное состояние почки и верхних мочевых путей, что необходимо для выбора адекватной тактики лечебных мероприятий. Сканирование необходимо осуществлять полипозиционно, что позволяет получить полное представление обо всех отделах почек и верхних мочевых путей.
Перед эндоскопическими вмешательствами, КЛТ и ДЛТ проводится экскреторная урография с выполнением экскреторной урограммы в вертикальном положении больного для изучения ортостатической реакции ВМП, мультиспиральная компьютерная томография, магнитнорезонансная томография
Список литературы Совершенствование комплексной ультразвуковой диагностики мочекаменной болезни почек
- Аляев Ю.Г., Амосов А.В. Ультразвуковые методы функциональной диагностики в урологии // Урология. 2004. № 4. С. 26-32.
- Буйлов В.М. Экскреторная урография и рентгентелевизионная пиелоуретероскопия в диагностике нарушений уродинамики верхних мочевых путей // Медицинская визуализация. 2007. № 3. С. 81-90.
- Громов А.И., Сытник К.А., Мартыненко А.В. Косвенные компьютерно-томографические признаки уретеролитиаза и мочеточниковой обструкции // Медицинская визуализация. 2004. № 2. С. 34-39.
- Зубарев А.В. Исследование почечного кровотока: новые возможности эхографии // Терапевтический архив. 2006. № 4. С. 26-28.
- Кадыров З.А., Истратов В.Г., Сулейманов С.И. Некоторые вопросы этиологии и патогенеза мочекаменной болезни // Урология. 2006. № 5. С. 98-101.
- Ольшанская Е.В. Допплерографическая и радиотермометрическая оценка почечного кровотока у больных мочекаменной болезнью: дис. … канд. мед. наук. М., 2007. 137 с.
- Мигушова Ю.Ю., Китаев В.М. Возможности УЗИ в диагностике уретеролитиаза // Медицинская визуализация. 2006. № 5. С. 68-73.
- Шимановский Н.Л., Наполов Ю.К. Применение магнитно-резонансной визуализации с контрастным усилением для диагностики заболеваний мочевыделительной системы // Урология. 2006. № 6. С. 93-95.