Совершенствование тактико-технической подготовки квалифицированных борцов вольного стиля в соревновательной деятельности
Автор: Борисов Иван Иванович, Денискин Владимир Владимирович
Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd
Рубрика: Помощь ведущих специалистов
Статья в выпуске: 1 (5), 2010 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена проблемам формирования скоростносилового потенциала борцов вольного стиля для совершенствования технического мастерства.
Борьба, тактико-технические действия, скоростно-силовая подготовка, соревновательные упражнения, функциональные возможности организма, вызов, контрприем, обманный прием, моделирование
Короткий адрес: https://sciup.org/140195947
IDR: 140195947
Текст научной статьи Совершенствование тактико-технической подготовки квалифицированных борцов вольного стиля в соревновательной деятельности
Б орьба — один из самых древних, популярных и зрелищных видов физических упражнений. Она вырабатывает смелость, гибкость, ловкость, находчивость и большую мускульную силу.
Еще первобытные люди при исполнении обрядов или во время отдыха боролись друг с другом, и часто победитель становился во главе своего рода или целого племени.
Из поколения в поколение передавались рассказы о победах сильнейших. Состязания в силе, выносливости и ловкости приобретали все большую популярность. О борьбе как любимом занятии в древности свидетельствуют многие архитектурные и литературные памятники:
таблицы Вавилона, рисунки на гробницах, эпос разных народов. На гробнице египетского фараона Бахти (вторая половина V в. до н.э.) сохранились более 400 рисунков, на которых в определенной последовательности изображены приемы рукопашных схваток и стрельбы из лука. Значит, уже в то время борьба имела свою систему обучения и правила соревнований.
На протяжении столетий борьба претерпевала существенные изменения. Из массового физического упражнения, способствовавшего воспитанию воинов, она постепенно становится искусством и как зрелище занимает ведущее место.
В настоящее время физическая и техническая подготовленность целого ряда борцов из различных стран имеет минимальные отличия. Быстрое изучение, осмысление и использование научной и спортивной информации обеспечивают почти сходное развитие физических качеств и технических возможностей борцов. В современной борьбе технический арсенал достиг определенного максимального уровня. В основном варьируются подготовительные действия, подводящие к «коронному» приему.
Все возрастающая конкуренция заставляет изыскивать новые резервы, использование которых в подготовке спортсменов позволит повысить качество тренировочного процесса.
Следует признать, что технические средства, используемые борцами на соревнованиях различного ранга, претерпевают, по мнению специалистов, лишь незначительные изменения. Появление новых приемов в настоящее время является весьма редким явлением.
Возросшие требования к зрелищности в спортивной борьбе повлекли за собой перестройку форм освоения тактикотехнических действий путем совершенствования комбинационной и интенсивной борьбы.
Цель настоящей работы состоит в оптимизации процесса обучения и совершенствовании тактико-технических комплексов в вольной борьбе.
На основе анализа соревновательных поединков показана зависимость эффективности выполнения атакующих действий от наличия в арсенале спортсмена специальных тактико-технических комплексов.
Разработаны тактико-технические комплексы, имеющие тактическую направленность на основные атакующие действия в вольной борьбе.
Экспериментально обоснованы и предложены формы индивидуального, в зависимости от основного («коронного») атакующего действия, обучения и совершенствования в спортивной борьбе с использованием специальных тактико-технических комплексов.
Составление программы обучения тактико-техническим действиям в вольной борьбе на основе взаимосвязи их с определенными признаками, позволяющими перейти от одного технического действия к другому, более эффективно по сравнению с существующими формами обучения и совершенствования. Основой для составления такого типа учебной программы должны быть разработанные тактико-технические комплексы.
Переход к данной форме обучения может осуществляться на стадии, когда юные борцы овладеют определенным арсеналом технических действий в вольной борьбе. Согласно программе для ДЮСШ, такой переход возможен при переводе учащихся из начальных групп в учебно-тренировочные группы детско-юношеских спортивных школ.
Переход на данной стадии к обучению по новой программе позволит сохранить основную традицию советской школы вольной борьбы, а именно широкое знакомство с арсеналом технических действий борьбы, и в дальнейшем помочь учащимся быстрее и надежнее строить логические планы ведения поединков.
Экспериментальная проверка данного подхода в обучении способствует ускорению становления мастерства молодых борцов. Разработки в данном направлении позволили выделить и изучить тактико-технические комплексы во взаимосвязи с основными техническими действиями вольной борьбы, что в значительной степени повысило теоретические и практические знания в области спортивной борьбы . Положительная экспериментальная проверка позволяет пересмотреть учебные программы, используемые в различных звеньях системы подготовки борцов.
Историческая справка по рекомендациям о построении комбинационной борьбы.
В.Л. Пытлясинский в первой отечественной специальной книге по борьбе ориентирует желающих заняться борьбой на то, чтобы они не относились к занятиям как к стихийной борьбе, не имеющей никаких закономерностей. Вопрос ставился так, что борьба возможна лишь при условии целенаправленных действий обоих борю- щихся. В условиях, когда техника и тактика спортивной борьбы были известны лишь небольшому количеству специалистов профессиональной борьбы и когда любительская борьба только появлялась, столь общее указание автора о необходимости обдуманного подхода к процессу борьбы имело большое значение. Он считает, что мысль занята исключительно борьбой, взгляд непрерывно обращен на противника, на постановку его ног, а равно необ ходимо следить и за своим положением, чтобы не давать противнику возможность сделать верный захват, ведущий к опрокидыванию на спину.1
В частности, большое значение В.А. Пытлясинский придавал ложным дей ствиям, это говорит о том, что спортивная борьба того времени была очень близка к современной борьбе. Характерно, что смену ролей он считал необходимой для изучения приемов борьбы. Но здесь речь идет не только об отдельных приемах. По-видимому, автор имеет в виду и комбинации приемов.
В разделе «Общие указания» автор описывает сложное тактико-техническое действие, которое сегодня называется вызовом. «...Можно демонстрировать, несколько выпрямляясь всем корпусом и раскрывая руки, что может ввести противника в соблазн захватить на прямой пояс. Рассчитывая заранее на возможность этой атаки, следует быстро повернуться к атакующему боком в тот момент, когда он сделает движение вперед с целью опоясания, и захватить руками его голову», то есть, согласно современной терминологии, сделать бросок подворотом с захватом руки и шеи. Далее он своеобразно объясняет, что подготовительное действие, будучи ложным, не должно быть разгадано атакующим. Г.М. Соловьев впервые поставил вопрос о необходимости составления тактического плана схватки.2
Очевидно, противодействие атакам, следующим одна за другой, рассматривается автором как особая трудность для атакуемого. Поэтому следует предположить, что повторность действий атакующего уже тогда рассматривалась как элемент для построения таких тактико-технических приемов, которые трудно отразить. Все это показывает, что еще на заре современной любительской борьбы в числе средств, повышающих эффективность технических действий, применялись различные тактические приемы, подготавливающие необходимые условия.
В этом плане интересно определение борьбы, данное П.Ф. Лесгафтом3. Оно поражает охватом различных характеристик, составляющих процесс единоборства, в числе которых автор ставит тактикотехническую задачу, обязывая борцов «зорко следить за действиями противника, по возможности предупреждая их», что связано со скоростью реакции, возможностью предвидеть ход схватки.
Необходимость комбинирования технических средств в борьбе с самого начала не вызывала сомнений. Это положение стало общим для всех видов борьбы.
Наибольший вклад в вопросы взаимосвязи тактико-технических действий внесли И.И.Алиханов, А.Н. Ленц, А.А. Новиков, Р. Петров и многие другие.
Попытки взаимосвязать технические действия можно найти уже в первых работах И.И. Алиханова, который в этом направлении пошел дальше рассмотрения комбинаций по типу «прием-контрприем» и предложил рассматривать совокупность тактико-технических действий на базе структурного сходства.4
Структурной основой для этого служит единая или похожая во многих отношениях исходная динамическая ситуация, в которой ведущее значение придается наличию определенного захвата.
В последующих работах автор данный метод распределения тактико-технических средств называет «кустовым».
Дальнейшее развитие данное направление получило в работах А.Н. Ленца, который на основе практического опыта определил и систематизировал тактические варианты, рассмотрел их во взаимосвязи с созданием удобных ситуаций для проведения отдельных приемов5. Если до работ А.Н. Ленца наиболее распространенными являлись такие виды тактической подготовки, как вызов, обманный прием, угроза, то в последующем стало очевидным, что не менее значимыми являются маневрирование, различные силовые воздействия (длительного и кратковременного действия), различного вида оковывания, отвлечение с целью усыпления бдительности. Однако следует признать, что в аспекте использования тактических средств как способа достижения удобной ситуации в последующем разработок велось крайне мало.
С несколько иных позиций рассматриваются вопросы совершенствования тактико-технического мастерства в работах А.А. Новикова, где процессы обучения и совершенствования представлены в виде комплекса связей между различными звеньями подготовки, непосредственно индивидуальными физическими качествами борца и характером взаимодействия с соперником и т.д.6 Такой вариант рассмотрения данного вопроса носит название «системного», так как в данном случае из поля зрения не выпадают отдельные вопросы, которые в той или иной степени связаны с эффективностью проведения технических действий.
Использование отдельных приемов в борьбе, как правило, не дает эффекта, так как время, необходимое атакующему для выполнения приема, позволяет атакуемому ответить соответствующими мерами сопротивления. Поэтому многочисленные индивидуальные различия в ведении поединка в настоящее время имеют общую особенность - применение сложных тактико-технических действий (СТТД), так называемого комбинационного стиля.7 Суть его заключается в использовании не отдельных приемов, а сочетаний комбинаций приемов, подчиненных единой тактической задаче. Однако вопрос о результате в каждом отдельном поединке осложняется тем, что многолетнее соперничество одних и тех же спортсменов привело к тому, что атакуемый очень часто знает не только какие приемы можно ждать от атакующего, но и какие средства подготовки им будут применены.
В связи с этим изучение механизма эффективности сложных тактико-технических действий, их составных частей, временных, биомеханических и других характеристик, обеспечивающих успешность выполнения этих действий, является центральной проблемой высшего спортивного мастерства в борьбе.
Анализу объективных и субъективных условий, определяющих надежность и эффективность выполнения сложных тактико-технических действий, посвящено большое количество исследований.
Сложное тактико-техническое действие борца представляет собой конструкцию сменяющих друг друга системностей, развивающихся во времени. Каждая из этих системностей - это ряд элементов, объединенных внутренними и внешними связями, среди которых можно выделить ведущие, то есть в наибольшей мере ответственные за развитие движения в целом.
Спортивная борьба - это не сумбурные, не имеющие объяснения действия, а строго детерминированные. В то же время отсутствие логического обоснования использования того или иного приема кроется в неосознанности их применения. Под неосознанностью понимаем приобретенный в ходе тренировочного процесса двигательный автоматизм.
Наборы перечисленных средств борьбы могут встречаться в различных вариациях, причем впереди стоящее для последующего всегда является основным. В дальнейшем для обучения и совершенствования следует применять тактико-технические комплексы, построенные на основе логико-алгоритмического программирования.
Такого типа разработки получили название «тактико-технические комплексы». Они объединяют приемы, защиты, контрприемы и тактические средства, последовательность применения которых поддается логическому объяснению в зависимости от исходной ситуации. Выборка их для учеб- но-тренировочного процесса подразумевает или совершенствование мастерства по заранее обдуманной схеме, или нахождение адекватных решений при неожиданном появлении той или иной ситуации, не предусмотренной схемой.
Вопрос определения способности спортсмена к принятию правильных решений в сложных ситуациях схватки является наиболее важным при оценке уровня тактико-технической подготовленности. Процесс оценки ситуации и принятия решения лежит в основе таких видов спорта, как единоборства. Однако трудность изучения указанного вопроса в естественных условиях поединка обусловлена многими факторами, порой сводящими все попытки к нулю. Поэтому вполне объяснимо стремление ряда исследователей проникнуть в среду психомоторной деятельности спортсмена-единоборца путем моделирования отдельных сторон его поведенческих актов. При этом заметна все большая тенденция приближения условий модели к естественным, что объясняется как возросшими требованиями практики, так и повышением научного уровня экспериментальных работ.
Все сказанное относится и к спортивной борьбе как одному из видов единоборства. Изучение тактико-технического мастерства борца занимает важное место в науке о спортивной борьбе. Ряд специалистов стали уделять внимание при оценке действий борца во время соревновательных и тренировочных схваток определе нию количественных критериев. Как уже отмечалось выше, большое распространение получили различные системы записи тактико-технических действий спортсменов во время соревнований. Использование систем записи позволило точно зафиксировать техническое действие борца в схватке. Это создало предпосылки получения количественных критериев тактико-технического мастерства борцов.
Одним словом, борьба — это многогранная, эмоциональная, естественная и в то же время доступная для многих деятельность. В нашей стране развиты разные виды борьбы.
Конечно, далеко не всем молодым людям суждено стать чемпионами мира или олимпийских игр. И в этом нет необходимости. Но сильным, ловким, воспитанным и всесторонне развитым должен быть каждый.
-
1 Пытлянский В.А. Французская борьба. Руководство для упражнений. СПб.: Прогресс, 1896.
-
2 Соловьев М.Г. Как стать борцом и атлетом. СПб.: Прогресс, 1908.
-
3 Лесгафт П.С. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1952. T.II.
-
4 Алиханов И.И. Технико-тактическое мастерство борцов вольного стиля // Спортивная борьба : ежегодник. М., 1977. С.56.
-
5 Ленц А.Н. Основы построения комбинаций в борьбе и их разновидности // Пути совершенствования в спортивной борьбе. М., 1963.
-
6 Новиков А.А. Пути совершенствования в спортивной борьбе. М.: Физкультура и спорт, 1963.
-
7 Петров Р. Стратегия и тактика в борьбе. С., 1969.
Список литературы Совершенствование тактико-технической подготовки квалифицированных борцов вольного стиля в соревновательной деятельности
- Пытлянский В.А. Французская борьба. Руководство для упражнений. СПб.: Прогресс, 1896.
- Соловьев М.Г. Как стать борцом и атлетом. СПб.: Прогресс, 1908.
- Лесгафт П.С. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 1952. Т.II.
- Алиханов И.И. Технико-тактическое мастерство борцов вольного стиля//Спортивная борьба: ежегодник. М., 1977. С.56.
- Ленц А.Н. Основы построения комбинаций в борьбе и их разновидности//Пути совершенствования в спортивной борьбе. М., 1963.
- Новиков А.А. Пути совершенствования в спортивной борьбе. М.: Физкультура и спорт, 1963.
- Петров Р. Стратегия и тактика в борьбе. С., 1969.