Советская система учета населения 1918-1990 гг.: историографический обзор

Автор: Сукманов Эдуард Валентинович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 11, 2012 года.

Бесплатный доступ

В статье раскрываются основные направления изучения государственной системы учета граждан СССР, начиная с момента проведения первой всероссийской переписи населения в 1918 г. и заканчивая публикацией в 1990 г. итогов последнего обследования советских граждан. Автор анализирует методы и подходы изучаемой проблемы.

Переписи населения, советский период, демографическая история

Короткий адрес: https://sciup.org/14933891

IDR: 14933891

Текст научной статьи Советская система учета населения 1918-1990 гг.: историографический обзор

Вопросы учета населения, проблемы полноты и достоверности полученной в ходе народо-исчислений информации издавна занимают одно из значимых мест в отечественной историографии. В обсуждении принимают участие ученые разных специальностей – историки, демографы, социологи, экономисты и пр., ведь население является объектом для изучения многих наук. Важность изучаемой проблематике придают и процессы взаимосвязи количественной информации, полученной в ходе переписей населения, и государственной политики. Среди главных инструментов решения задач государственной власти можно отметить полноту и достоверность учета населения страны, результаты которого позволяют не только представлять существующее на определенный момент положение дел, но и планировать основные направления будущего развития.

В современной историографии можно выделить несколько направлений, по которым идет изучение проблем учета населения страны в советское время. Одно из них – исследования по истории статистики. Как правило, одним из разделов подобных сочинений являются сведения о государственной системе учета населения.

В данном разделе уместно упомянуть труды А.И. Гозулова – известного советского ученого, автора многих исследований. Его основные работы посвящены вопросам сопоставимости данных переписей населения, перспективным расчетам населения и практике их применения в народно-хозяйственном планировании. Значительное внимание А.И. Гозулов уделял изучению размещения, динамики численности населения, его структурных изменений на основе анализа данных переписей населения СССР.

В работе «Переписи населения СССР и капиталистических стран», вышедшей в 1936 г., автор рассмотрел целый комплекс взаимосвязанных проблем – от истории формирования отечественной научной статистической мысли до совершенствования процедуры переписей советского населения и жителей европейских стран [1]. В главе «О некоторых программных особенностях современных переписей населения» А.И. Гозулов затронул вопросы роста признаков и исторической обусловленности программ переписей населения, о религии в СССР по данным переписей населения, изучения населения по образованию, семейному состоянию и пр. В других работах, посвященных истории статистики, А.И. Гозулов рассматривал проблемы эволюционного развития процедуры учетов населения [2].

Среди аналогичных трудов по исследованию системы учета населения в России и СССР можно выделить работу В.К. Воблого и П.И. Пустохода [3]. Но, в отличие от своих предшественников, В.К. Воблый и П.И. Пустоход активно включились в обсуждение политических аспектов неудавшейся национальной переписи СССР 1937 г., заявив, что враги народа «сорвали» перепись. Большое количество населения не было учтено (как они утверждали), поскольку выпущенная в свет памятка для счетчиков оказалась негодной, а социальный и профессиональный состав населения был «искажен» по той же причине [4, с. 128–130]. Родственным по духу было сочинение А. Лозового, который назвал «врагами народа» руководителей советской статистической службы, а результаты переписи 1937 г. были им объявлены «происками “вредителей”» [5, с. 117].

Обсуждение истории подготовки и проведения Всесоюзной переписи населения 1937 г. по многочисленности научных трудов составляет следующее направление в отечественной историографии. Первые национальные переписи в России/СССР после 1917 г. были проведены в 1920 и 1926 гг. Следующую, в 1937 г., признали неудовлетворительной и повторили в 1939 г. Можно отметить общие труды, посвященные методике и организации первых советских переписей населения [6].

Но исследователей периода «перестройки» в СССР больше привлекали сюжеты, связанные с разоблачением произвола сталинского режима. И перепись населения 1937 г., материалы которой стали доступны для изучения только в конце 80-х гг. ХХ в., не стала исключением. В первой половине 1990-х гг. вышла целая серия сочинений, затрагивающих историю, итоги этого обследования, а также трагическую судьбу ее организаторов и руководителей. В частности, А. Волков писал: «Официально было заявлено, что перепись прошла “с грубейшими нарушениями элементарных основ статистической науки, а также с нарушением утвержденных правительством инструкций” и что СНК Союза ССР “признал организацию переписи неудовлетворительной, а самые материалы переписи дефектными”» [7].

Фактически дело обстояло совсем иначе. Перепись была назначена на 1933 г., но неоднократно откладывалась. Вместо быстрого роста населения, который должен был сопровождать «построение социализма», произошла демографическая катастрофа как следствие политики коллективизации сельского хозяйства, раскулачивания, репрессий. Полученная в результате переписи 1937 г. численность населения страны оказалась гораздо меньше ожидавшейся и даже меньше публиковавшихся оценок для прошлых лет. Поэтому якобы допущенный при переписи недоучет был приписан проискам врагов народа [8].

Несколько работ В.Б. Жиромской посвящены изучению советской системы учета населения СССР 1930-х гг. в целом [9] и переписи населения 1937 г. в частности [10]. Ее произведения представляют собой специальные исследования с освещением малоизученных аспектов демографического развития нашей страны. Автор вносит существенный вклад в решение дискуссионной проблемы людских потерь в период политических репрессий, раскрывает механизм приписок к данным переписи населения 1939 г., уточняет численность населения РСФСР, ее автономий и областей. В качестве исторических источников использованы рассекреченные материалы «репрессированной переписи» 1937 г.

В отдельное направление можно выделить труды отечественных демографов, которые в своих произведениях в целом характеризуют советскую систему учета населения, но в большей мере касаются вопросов развития демографии и демографической статистики, содержат обширный аппарат по исчислению смертности, моделям, прогнозу населения и пр. В работах известного советского демографа М.В. Птухи рассматриваются проблемы брачности, смертности отдельных народностей страны, но основной труд посвящен статистике населения [10]. Подобны сочинения А.Я. Боярского «Население и методы его изучения» [11] и Б.Ц. Урланиса «Проблемы динамики населения СССР» [12].

Отдельную группу составляют труды отечественных историков, которые затрагивают проблему исследования советской системы учета населения лишь эпизодически, для иллюстрации выводов собственных исследований. Ю.А. Поляков определил это направление как «историко-статистическое» [13, с. 4]. В этом ряду укажем работы В.Н. Земскова, который изучал проблемы специального учета заключенных и репрессированных в советское время [14]. Типична работа об оценке численности населения СССР в довоенное время [15]. Основателен труд «Россия и СССР в войнах ХХ века: потери вооруженных сил», вышедший в 2001 г. [13].

Особо укажем многочисленные работы отечественных исследователей, в которых в целом анализируются переписи населения советского периода, дана методика их организации и проведения [16]. Ряд работ посвящен детальному изучению отдельных обследований советских граждан [17].

За последние годы написаны диссертационные исследования, в которых так или иначе уделено внимание учетам населения СССР: анализируется национальная структура [18], дается сравнение переписям населения в СССР и США [19], рассматриваются общие вопросы [20].

Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на многочисленность работ об учете советского населения, в отечественной историографии отсутствуют специальные труды, комплексно освещающие становление и развитие советской системы учета населения во всем его многообразии.

Ссылки:

  • 1.    Гозулов А.И. Переписи населения СССР и капиталистических стран (опыт историко-методологической характеристики производства переписей населения). М., 1936.

  • 2.    Гозулов А.И. История отечественной статистики (краткий очерк). М., 1957 ; Его же. Очерки по истории отечественной статистики. М., 1972.

  • 3.    Воблый В.К., Пустоход П.И. Переписи населения. (Их история и организация). М.;Л., 1940.

  • 4.    Там же.

  • 5.    Лозовой А. О последствиях вредительства в статистической науке // Большевик. 1938. № 23.

  • 6.    Павлов Г.А. Советские переписи населения (1920–1959) // Советская статистика за полвека (1917–1967 гг.) / под ред. Ф.Д. Лившица. М., 1972 ; Жиромская В.Б. Всесоюзные переписи населения 1926, 1937, 1939 годов: история подготовки и проведения // История СССР. 1990. № 4.

  • 7.    Волков А.Г. Перепись населения 1937 года: вымыслы и правда // Перепись населения СССР 1937 года: история и материалы. Серия «История статистики». М., 1990. Вып. 3–5.

  • 8.    Цаплин В.В. Статистика жертв сталинизма в 30-е годы // Вопросы истории. 1989. № 4 ; Волков А. Из истории переписи населения 1937 г. // Вестник статистики. 1990. № 8 ; Тольц М.С. Репрессированная перепись // Родина. 1989. № 11.

  • 9.    Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е годы: взгляд в неизвестное. М., 2001 ; Ее же. Жизненный потенциал послевоенных поколений в России: 1946–1960. М., 2009.

  • 10.    9Жиромская В.Б. Всесоюзная перепись населения 1937 года: общие итоги: сб. документов и материалов. М., 2007.

  • 11.    Боярский А.Я. Население и методы его изучения: сб. науч. трудов. М., 1975.

  • 12.    Урланис Б.Ц. Проблемы динамики населения СССР. М., 1974.

  • 13.    Россия и СССР в войнах XX века: потери вооруженных сил / под общ. ред. Г.Ф. Кривошеева. М., 2001.

  • 14.    Земсков В.Н. Политические репрессии в СССР (1917–1990) // Россия. 1994. № 1–2 ; Его же. Демография заключенных, спецпоселенцев и ссыльных (30-е – 50-е годы) // Мир России. 1999. Т. VIII. № 4 ; Его же. Спецпоселенцы в СССР, 1930–1960. М., 2005.

  • 15.    Андреев Е., Дарский Л., Харькова Т. Опыт оценки численности населения СССР 1926–1941 гг.: краткие результаты исследования // Вестник статистики. 1990. № 7.

  • 16.    Бахметова Г.Ш. Переписи населения и текущий учет населения. М., 1988 ; Сиденко А.В. Переписи и текущий учет населения. М., 1982 ; Исупов А.А., Дмитриева Р.М. Организация переписей и текущего учета населения СССР. М., 1980 ; Искаков Узан М. Перепись населения и ее социально-экономическое значение. Алматы, 1996.

  • 17.    Поляков Ю.А., Араловец, Н.А., Бирюков В.А. Всесоюзная перепись населения 1939 года: основные итоги. М., 1992 ; Дибирдеев В.И., Храмова Т.Л. О Всероссийской переписи населения 2002 года. Чита, 2001 ; Всероссийская перепись населения 2002 года: вопросы и ответы. М., 2002.

  • 18.    Шмелев А.П. Национальная структура Волго-Вятского региона в 50-е годы XX века: по материалам Всесоюзной переписи населения 1959 года: дис.... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2001.

  • 19.    Литвин Ю.А. Переписи населения СССР и США (сравнит. анализ.): автореф. дис.... канд. эк. наук. М., 1987.

  • 20.    Пашкина Т.А. Перепись населения в России: историческая преемственность и новации: социологический анализ: дис.... канд. соц. наук. Саратов, 2003 ; Иванова Л.И. Исследование методологических особенностей переписи населения в СССР: дис.... канд. эк. наук. М., 1984.

Статья научная