Советский Татарстан и подвиг Ленинграда

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются вопросы участия и помощи населения Республики Татарстан в организации обороны Ленинграда. Объектом исследования является вклад Татарской АССР в оборону осажденного Ленинграда и освобождение города от немецко-фашистских войск.

Великая отечественная война, блокада ленинграда, эвакуация, взаимопомощь, "снежный десант", 147 стрелковая дивизия, эвакуированные в тасср

Короткий адрес: https://sciup.org/142241174

IDR: 142241174   |   УДК: 93

Текст научной статьи Советский Татарстан и подвиг Ленинграда

Оборона Ленинграда вошла в историю Второй мировой войны как образец стойкости и мужества населения осажденного города, в нечеловеческих условиях сумевшего выстоять в борьбе с врагом, несмотря на приказ Гитлера сравнять город с землей вместе со всеми защитниками, понимавшего, какое значение для советских людей имеет этот символ революции [1]. Она стала стереотипом формирования господствующего мнения о качествах советского/русского народа, природе евразийской государственности, народности и отношения к ним. Но эта страница Великой Отечественной войны еще не полностью раскрыта, подвиг ленинградцев был бы невозможен без поддержки и помощи всех регионов страны, всего народа Советского государства.

Блокада Ленинграда в военные годы является одной из самых героических и одновременно трагических страниц в истории России. По этой теме проведены исторические исследования, написаны мемуары, подготовлены публикации документов. Историография данного вопроса достаточно обширна: начало работы историков по этой проблеме было поло- жено еще в годы войны, а первые исследовательские работы на тему блокады появились в конце 50-х гг. XX века.

Подвиг защитников Ленинграда описан в обобщающих работах по истории Великой Отечественной войны: в шеститомной «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 – 1945 гг.» (Москва, 1960, 1961, 1962, 1963, 1965 и др.), в краткой истории «Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941 – 1945» (Москва, 1970) и в других изданиях.

Тема блокады нашла освещение и в работах зарубежных историков и журналистов [2]. Достаточно широко известны труды А. Верта, Д. Боффа.

Основой исторического исследования являются документы изучаемого периода, и нельзя не отметить выход документальных сборников об этом периоде Великой войны: «Ленинград в Великой Отечественной войне. Сборник документов и материалов (Ленинград, 1944); «900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 – 1944 гг.» (Москва – Ленинград, 1966);

«Оборона Ленинграда 1941 – 1944. Воспоминания и дневники участников» (Ленинград, 1968) [3].

В постсоветский период в начале XXI века новым направлением в изучении темы стала публикация мемуаров и дневников жителей Ленинграда: «Блокадные дневники и документы» (Санкт-Петербург, 2004), «Битва за Ленинград в судьбах жителей города и области» (Воспоминания защитников и жителей блокадного города и оккупированных территорий; Санкт-Петербург, 2005) [4]. Это дневники простых жителей Ленинграда. Используя данные материалы, можно исследовать жизнь ленинградцев в самый тяжелый период блокады.

В 20-е гг. XXI века основные направления научно-исторических публикаций по блокаде посвящены проблематике полного окончания блокады, жизни ле- 7 нинградцев, науке и культуре военного Ленинграда. В последние годы в работах современных историков и политиков поднимается вопрос о геноциде в отношении жителей Ленинграда.

Однако в современной историографии среди множества различных проблем истории блокадного Ленинграда по-прежнему актуальными остаются следующие значимые проблемы: эвакуация населения и промышленности города в восточные районы страны; размещение эвакуированных в других регионах страны и роль этих областей в обороне Ленинграда.

Методологическую основу исследования составил принцип историзма и социопсихологический подход к рассмотрению процессов помощи различных регионов страны осажденному Ленинграду и событий, развивавшихся вследствие снятия блокады Ленинграда. В ходе поисковой и исследовательской работы авторы использовали материалы Государственного архива Республики Татарстан, статьи периодики военных лет, редкие малотиражные книги краеведов, воспо- минания ветеранов и личные воспоминания, а также материалы специализированных сайтов сети Интернет.

Несмотря на значительное удаление Татарской АССР и Среднего Поволжья1 от театра военных действий Северо-западного фронта, Республика Татарстан приняла активное участие в организации обороны города-героя Ленинграда, заключавшееся в прямой и косвенной помощи городу, населению и фронту.

Наиболее заметными видами помощи были:

  • -    принятие эвакуированных производств и населения на территории республики и в семьях татарстанцев;

  • -    сбор и отправка в Ленинград сверхплановых, дополнительно собранных караванов с продуктами;

  • -    участие в обороне города и прорыве блокады частей и подразделений Красной армии, сформированных в Татар- 7 стане.

Однако, прежде всего, следует обратить внимание на субъективный фактор, который редко учитывается наукой при оценке исторических событий. У военно-исторических тем периода Великой Отечественной войны есть одна яркая особенность, основанная на «знании узнавания».

Уже 40-летние граждане воспринимают информацию о Великой войне с большими пробелами не только в рациональном плане, но и в ее эмоциональной составляющей. У 17-летних несовершеннолетних восприятия войны как трагедии народа по существу нет. Для современной молодежи с «клиповым мышлением» совершенно непонятно, как, почему и в каких условиях представители самых разных народов могли встречать эвакуированное население как ближайших родственников, пустить в свой дом на бессрочное и бесплатное проживание, отдать бесплатно свою лучшую одежду и поделиться своей скудной пищей.

Если мы зададим молодым людям вопрос « При каких условиях вы могли бы безвозмездно отдать чужому человеку свой Айфон, свою дорогую шубу и поселить в своей квартире »? « Не может быть такого !» – ответят очень многие. Но дело как раз в том, что это было. Около 500 000 эвакуированных приняла республика. Какое количество из них было ленинградцами, в настоящее время установить невозможно.

И без понимания таких отношений между народами СССР невозможно осмыслить в сугубо формальных категориях Великую Отечественную войну, блокаду Ленинграда и Победу. Пока еще живы люди, пережившие эти события, однако скоро их не останется и уйдет из восприятия военных событий эмоциональная боль, охватывавшая некогда все советское общество.

8 Без учета этого всеохватывающего чувства общей боли не понять того радушия, которое оказывало население всего СССР эвакуированным ленинградцам.

Можно уверенно говорить о десятках детских домов, эшелонах АН СССР1, го-спиталей2 и вузов, эвакуированных из осажденного города. В частности, из Ленинграда были переведены и обустроены в ТАССР: химико-технологический, финансово-экономический институты и филиал ЛГУ [1].

В Татарстане были размещены и работали свыше 70 эвакуированных предприятий, в т.ч. несколько крупных объединений вместе с персоналом и семьями из Ленинграда. В частности, в Казани был размещен Ленинградский авиазавод

№ 387 (в настоящее время вертолетный завод). За годы войны предприятие изготовило около 11 000 самолетов По-23. В Казань эвакуировали ленинградский оптико-механический завод – будущее АО «КОМЗ» г. Казани, производящее бинокли и приборы ночного видения. Казань была городом первой степени се-кретности4.

В Татарстане и окружающих республиках Поволжья было размещено несколько десятков учебных и административных заведений Лениграда и Ленобласти. Это около 10 000 человек. В Казань переместили не только промышленные предприятия, но и многие другие учреждения – например, ленинградский зоопарк5.

Советский народ в провинции жил очень небогато, особенно во время войны; тоже бывали дни без хлеба. Детская норма составляла 250 г., рабочая – 450 г. хлеба, но жители республики приняли бе- 8 женцев как близких родственников, еще более ограничив себя.

Лихачёв Д.С. вспоминал: «… жители Казани старались нам помочь, особенно когда видели, как трудно нам перейти улицу, подняться даже на ступеньку, ожидать очереди »6.

Всеобщее сострадание вызывали дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. Народы Поволжья, пережившие голод 1921 – 1922 годов, очень остро сопереживали переселенцам, нередко принимая их в свои семьи.

Обустройством эвакуированных из Ленинграда детей заведовал заместитель Председателя СНК ТАССР З.В. Тинчу-рин. Уже в ноябре – декабре 1941 года в республике были размещены 3 358 ленинградских детей1 и 339 чел. обслуживающего персонала: врачей, педагогов, воспитателей2.

Детей, которых вывезли из осажденного города, распределили в 10 районах республики3. Детей размещали в школах, детсадах, мечетях, правлениях колхозов, чайных. Так, например, Б.Г. Элинер, директор интерната эвакуированных без родителей детей 4 в Муслюмовский район ТАССР, вспоминала о размещении в помещениях сельсовета: «… 237 детей разместили в 7 деревнях. Самых маленьких – в татарской деревне Чакмак, а более взрослых – в Шугане ….»5.

Общее количество ленинградских детей, эвакуированных в Татарстан, сегодня определить не представляется возможным, так как данные архивов весьма разноплановы и неточны. Поэтому стати- 9 стика несколько разнится.

В годы войны Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика сформировала десятки частей и соединений для фронта (в т.ч. Польскую армию Андерса, танковые и авиационные соединения). При этом нередко штабы находились в городах ТАССР, а подразделения и части – на территории соседних республик (например, печально знаменитый сборный пункт Суслонгер в Марий Эл). Это обстоятельство не дает возможности точно указать количество частей и соединений, сформированных исключительно в Татарстане.

Уверенно можно сказать, на наш взгляд, только о 147-ой стрелковой дивизии, которая приняла участие в прорыве кольца блокады в Ленинграде в январе 1944 года. Но целый ряд частей принимал участие в обороне города и попытках деблокирования и раньше. Согласно «Книге памяти» в этих боевых действиях приняли участие около 100 000 татарстанцев и 28 000 из них погибли. Установлены 200 человек из Татарстана, воевавших на Невском пятачке, 20 из них опознаны [5].

Так, в ходе знаменитой попытки прорыва 2-й ударной армии в плен к фашистам попал корреспондент армейской газеты и великий татарский поэт-патриот Муса Джалиль. Он не был сломлен в плену и совместно с группой товарищей организовал вербовку в фашистский легион «Идель-Урал» надежных солдат и офицеров. Все батальоны этого легиона 9 перешли на сторону партизан в разных странах. Герой Советского Союза Муса Джалиль был казнен гитлеровцами, но тетради с его стихами донесли до Родины стойкий дух воина и советского патриота.

Татарстан дал ленинградцам и другую личность, сыгравшую решающую роль в окончательном снятии блокады с горо-да-героя6. Это Леонид Александрович Говоров. Его фамилия хорошо известна ленинградцам, и они по праву считают его своим героем7.

По официальной версии, место его рождения – Кировская область, так как село, где он предположительно родился, в настоящее время территориально относится к городу Кирову (бывшая Вят-ка)1. Однако даже в этом случае школу он посещал в городе Елабуге2 (в настоящее время относится к Республике Татарстан), а затем и реальное училище окончил тоже в Елабуге3. Память его чтут в городе: в его честь названы улица и школа. На Площади Памяти в Елабуге в 2000 году был открыт памятник-бюст маршалу артиллерии Л.А. Говорову4.

Необходимо отметить, что Л.А. Говоров был высококлассным специалистом-артиллеристом со знанием практики и материаловедения. Перед войной он успел подготовить сотни профессионалов, в результате чего артиллерия была единственным родом войск, который превосходил немецкие войска с первого дня войны до последнего. Ландшафт 10 Ленобласти позволял вести наступление только в условиях качественного превосходства в артиллерии, чего объективно не могли достичь ранее на этом направлении предшественники Л.А. Говорова в силу отсутствия глубоких специальных знаний. Для организации контрбатарейной борьбы, артсопровождения и артна-ступления необходимы были глубокие и детальные знания по всем видам стволов и порохов, предельных и запредельных возможностях артиллерии, а также представление о характере атакуемой местности. Кроме того, счастливым сте- чением обстоятельств стала его предшествующая научная работа по преодолению укрепленных позиций противника.

Важным фактом, по мнению авторов, является перебазирование в Елабугу части Ленинградского училища НКВД, основная часть которого была выведена в 1942 году в г. Саратов. В 1948 году учебное заведение стало называться Казанским военно-политическим училищем МВД СССР, т. к. его головные подразделения размещались в Казани5. На базе этого политического училища впоследствии была создана Елабужская средняя школа милиции МВД СССР (с частью прежнего постоянного состава), в настоящее время это Елабужское суворовское училище МВД России. Среди первых преподавателей Казанского юридического института МВД России (тогда еще учебно-консультационного пункта Академии МВД) были и выпускники политического училища 10 МВД СССР.

Приведенные выше сведения раскрывают далеко не все аспекты той весомой лепты, которую внесла ТАССР в дело обороны Ленинграда и снятия блокады. Следует отметить, что изучение этого вклада продолжается до сих пор. Отметим «Снежный десант» Казанского Приволжского (федерального) университета – экспедиции студентов и преподавателей-поисковиков, которые ежегодно выезжают на места боев для поиска и захоронения солдат, погиб- ших в борьбе за Родину. Это направление зародилось в 1968 году благодаря инициативе студентов Казанского университета и преподавателей-ветеранов. Одно из мест регулярных раскопок – знаменитый Мясной Бор, где погибла значительная часть 2-й ударной армии. «Десантники» осуществляют не только поисковую, но и научно-исследовательскую, агитационно-пропагандистскую и культурно-массовую работу. Сведения, собранные поисковиками «Снежного десанта», вошли в Книгу Памяти Республики Татарстан. В этой многотомной книге публикуются полные списки солдат и офицеров – уроженцев Татарстана или призванных на фронт военными комиссариатами республики – погибших на фронтах Великой Отечественной войны, умерших от ран или в плену, пропавших без вести1.

Таким образом, следует отметить, что в знаменательную для всех петербуржцев эпопею защиты Ленинграда значительный вклад внесли граждане Республики Татарстан. Память о выдающемся событии бережно хранится и обобщается молодым поколением.

Список литературы Советский Татарстан и подвиг Ленинграда

  • Военно-исторический журнал. 1966. № 1. Москва: Красная звезда, 1966. 128 с.
  • Salisbury H.E. I 900 giorni L'assedio di Leningrado. New York: Harper & Row 1969. 635 p.; Goure Leon The Siege of Leningrade. Stanford, Stanford university press. 1962. 363 p. Боффа Д. История Советского Союза. Москва: Международные отношения, 1994. 628 с.
  • Ленинград в Великой Отечественной войне: сборник документов и материалов. Ленинград: ОГИЗ, Политиздат, 1944. VIII, 411 с.
  • 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе трудящихся Ленинграда в 1941 - 1944 гг. // АН СССР. Ленингр. отд-ние Ин-та истории. Ленингр. гос. архив Октябрьской революции и соц. строительства: сост. Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак, Ю.С. Токарев. Москва; Ленинград: Наука. [Ленингр. отд-ние], 1966. 424 с.
  • Оборона Ленинграда. 1941 - 1944: Воспоминания и дневники участников / Предисл. М.В. Захарова. Ленинград: Наука. Ленингр. отд-ние, 1968. 791 с.
  • Международное положение глазами ленинградцев, 1941 - 1945. Санкт-Петербург: Европейский Дом, 1996. 167 с.; Блокадные дневники и документы / сост. С.К. Бернев, С.В. Чернов. Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2007. 468 с.
  • Кабирова А.Ш. Ленинград и Татарстан в годы Великой Отечественной войны грани взаимодействия // Научный Татарстан. 2014. № 4. С. 37 - 47. EDN: SYOZLR
Еще