Совмещённая позитронно-эмиссионная и компьютерная томография (ПЭТ-КТ): возможности метода в дифференциальной диагностике объёмных образований печени, а также поиске первичного очага при подозрении на злокачественные образования печени метастатического характера
Автор: Зотова Анна Сергеевна, Афанасьева Надежда Геннадьевна, Важенина Дарья Андреевна
Журнал: Человек. Спорт. Медицина @hsm-susu
Рубрика: Клиническая и экспериментальная медицина
Статья в выпуске: 3 т.17, 2017 года.
Бесплатный доступ
Цель: Определить возможности метода совмещённой ПЭТ-КТ в дифференциальной диагностике объёмных образований печени, а также поиске первичного очага при подоз-рении на злокачественные образования печени метастатического характера. Организация и методы исследования. Нами были отобраны пациенты за 3 года, у которых при ПЭТ-КТ были выявлены объёмные образования печени (567 пациентов). При этом у 33 пациентов не имелось гистологически верифицированного онкологического диагноза. Всем пациентам была проведена совмещённая ПЭТ-КТ с радиофармпрепаратом 18F-фтордезоксиглюкозой по стандартному протоколу Whole body с мультифазным контрастированием. Результаты исследования. Метаболически активные образования были выявлены у 23 пациентов: у 1 пациента - альвеококкоз (с учётом анамнеза), у 22 пациентов - метастатическое поражение. Первичный очаг был установлен у 9 пациентов. У остальных 10 пациентов были выявлены метаболически неактивные образования: у 1 пациента по МСКТ-картине было выставлено подозрение на высокодифференцированный гепатоцеллюлярный рак (ГЦР) с метастатическим поражением паренхимы печени, у 1 пациента - дифференциальный диагноз между ГЦР и гепатоцеллюлярной аденомой (ГЦА) (гистологически была верифицирована ГЦА), у 4 пациентов - гемангиомы печени и у 4 пациентов - предположение о доброкачественном характере процесса на фоне отсутствия метаболической активности, а также каких-либо других очагов. Заключение. Таким образом, совмещённая ПЭТ-КТ должна проводиться пациентам с целью дифференциальной диагностики образований печени. При этом выявление первичного очага при метастазах в печень составляет около 40 %, что зависит от гистологического типа первичной опухоли, размеров первичного очага и множественности вторичного поражения различных органов и систем.
Cовмещённая позитронно-эмиссионная и компьютерная томография, объёмные образования печени, дифференциальный диагноз
Короткий адрес: https://sciup.org/147153361
IDR: 147153361 | DOI: 10.14529/hsm170304
Текст научной статьи Совмещённая позитронно-эмиссионная и компьютерная томография (ПЭТ-КТ): возможности метода в дифференциальной диагностике объёмных образований печени, а также поиске первичного очага при подозрении на злокачественные образования печени метастатического характера
Введение. Позитронная эмиссионная томография (ПЭТ) относится к послойным методам радионуклидной визуализации. Метод совмещённой ПЭТ-КТ – это высокоинформативный метод лучевой диагностики, обладающий уникальными возможностями не только выявления наличия очага и его анатомической локализации, но и прижизненного определения метаболизма на молекулярном и клеточном уровнях [6, 14, 15]. Мультиспи-ральная компьютерная томография (МСКТ) обладает достаточно высокой чувствительностью в выявлении очаговых образований печени [4, 6, 13, 14, 18–20], однако имеет определённые ограничения в плане дифференциальной диагностики (например, дифференциальная диагностика гепатоцеллюлярного рака (ГЦР) и альвеококкоза печени, ГЦР и гепатоцеллюлярной аденомы (ГЦА) с помощью МСКТ невозможна) [1, 2, 5, 9, 17]. Отображая нарушения метаболизма, ПЭТ чувствительнее и специфичнее МСКТ и магнитнорезонансной томографии (МРТ) в распознавании злокачественных опухолей и метастазов в лимфоузлы размером даже меньше 1 см и вносит важный вклад в их дифференциальную диагностику [3, 6, 8, 15, 16]. При диагностике объёмных образований печени наиболее часто применяется ПЭТ и ПЭТ-КТ с фтордезоксиглюкозой, меченой радиоактивным изотопом Фтор 18 (18F-ФДГ) в режиме «Всё тело». При исследовании метастатического поражения печени чувствительность этого метода достигает 94 %, а специфичность 100 % [6]. В ряде случаев очаги гиперметаболизма 18F-ФДГ при ПЭТ определяются в печени в большем количестве, чем при МСКТ или ультразвуковом исследовании (УЗИ) [7, 10–12]. Диагностические трудности встречаются при выявлении первичного рака печени, которые заключаются в том, что высокодифференцированные гепатоцеллюлярные карциномы из-за ускоренного выведения глюкозы из опухолевой ткани имеют такую же ПЭТ-картину, как и нормальная паренхима. В то же время при низкодифференцированном гепатоцеллюлярном раке максимальный стандартизированный уровень захвата (SUVmax) достигает от 3,7 до 8,1 вследствие высокого метаболизма глюкозы в опухолевой ткани. Чувствительность ПЭТ с 18F-ФДГ при холангиоцел-люлярном раке по мнению ряда исследователей достигает 96 %, однако возможны ложноположительные результаты из-за наличия очагов воспаления, вызванных холангитом [3, 6, 10, 16]. Дифференциальная диагностика различных образований, а также поиск первичного очага при выявлении метастатического процесса являются одними из важнейших показаний для проведения данного исследования.
Организация и методы исследования. Нами были проанализированы результаты ПЭТ-КТ исследований пациентов за три года. У 567 из них были выявлены объёмные образования печени, женщин было 336 (59,26 %) человек, мужчин – 231 (40,74 %) человек. Средний возраст пациентов составил 58,8 ± ± 18,4 лет.
До проведения ПЭТ-КТ пациентам выполнялось предварительное клинико-инструментальное обследование: рентгенография, УЗИ, МСКТ, МРТ. Подготовка пациентов к ПЭТ-КТ исследованию состояла из подготовки кишечника и голодания в течение 6 ч перед исследованием. ПЭТ-КТ выполнялась с радиофармпрепаратом (РФП) 18F-ФДГ, который вводился внутривенно в дозе 370–480 МБк. После введения пациенты для накопления 18F-ФДГ в клетках в течение 60–90 мин нахо- дились в максимально расслабленном состоянии. Непосредственно перед исследованием пациенты опорожняли мочевой пузырь. Исследование выполнялось на совмещенных в единый диагностический комплекс ПЭТ-КТ – системах Biograph-64 и Biograph-40 с увеличенным полем обзора TrueV. Использовался протокол Whole body, включающий трехфазное диагностическое МСКТ-сканирование с последующей позитронной эмиссионной томографией. В зону исследования входила область тела от козелков ушных раковин до средней трети бедер. Всем обследуемым при проведении МСКТ части протокола болюсно вводился неионный рентгеноконтрастный препарат в количестве 100–150 мл. Для полного расправления легких пациентам в артериальную фазу МСКТ-исследования предлагалось сделать глубокий вдох. ПЭТ сканирование включало 5–6 зон (кроватей) по 3–5 мин каждая. Анализ полученных данных проводился с учетом просмотра МСКТ, ПЭТ и ПЭТ-КТ изображений. МСКТ-граммы оценивались визуально в каждой фазе с использованием мультиплоскостных реконструкций с обязательным измерением размеров очагов и денситометрических показателей по шкале Хаунсфильда. ПЭТ-данные оценивались визуально с учетом интенсивности накопления РФП по цветовым шкалам и полуколичест-венным методом с определением SUVmax. Для получения ПЭТ-КТ изображений применяли прикладной программный пакет Fusion в различном процентном соотношении ПЭТ и МСКТ. Основные характеристики патологических очагов включали: локализацию, размеры, соотношение с соседними структурами, наличие и интенсивность гиперметаболизма РФП.
Метаболически активные образования были выявлены у 361 пациента. Из них у 337 пациентов было выявлено метастатическое поражение печени: при МСКТ образования имели нечёткие контуры, были преимущественно гиподенсными в нативную фазу исследования, умеренно или интенсивно накапливали контрастное вещество, максимально в венозную фазу (по периферии в виде ободка (симптом «мишени») или тотально всем образованием). У 2 пациентов было выявлено сочетание ГЦР с метастатическим поражением печени: помимо образований, по описанию сходных с перечисленными выше, имелся обширный объёмный процесс: образования были гетероденсны, имели неоднородную «мозаичную» структуру вследствие наличия зон некроза и кровоизлияний и интенсивно накапливали контрастное вещество в артериальную фазу контрастирования. У 1 пациента был выставлен диагноз ГЦР без наличия внутрипечёночных метастазов. У 21 пациента визуализировались гиподенсные образования с нечёткими контурами, накапливающие контрастное вещество преимущественно всем образованием, в большей степени в венозную фазу контрастирования (незначительно или умеренно), помимо чего отмечалось поражение групп лимфоузлов на уровне преимущественно большинства зон исследования, а также в 7 случаях – сопутствующего поражения селезёнки, что соответствовало поражению печени при лимфопролиферативном заболевании.
У 16 пациентов было выявлено сочетание метаболически активных и метаболически неактивных образований. Метаболически активные образования во всех случаях, с учётом МСКТ-картины, были расценены как метастатическое поражение, а сопутствующие метаболически неактивные образования представляли собой: кисты (у 12 пациентов) – метаболически не активные объёмные образования с чёткими ровными контурами, жидкостной плотности, не накапливающие контрастное вещество ни в одну из фаз контрастирования; гемангиомы (у 2 пациентов) – метаболически неактивные объёмные образования с достаточно чёткими контурами, гиподенсные, демонстрирующие глобулярное усиление в виде заполнения периферических лакун (параллельное усилению плотности аорты) в артериальную фазу, в венозную фазу – заполнение от периферии к центру – центрипетальное заполнение (симптом «диафрагмы зрачка»), при отсроченном сканировании – отсутствие вымывания контрастного вещества, напротив, усилившиеся части гемангиомы были изоден-сивны крови в сосудах печени (эффект «кровяного пула»); сочетание метастатического поражения с кистами и гемангиомами одновременно (у 2 пациентов).
У остальных 157 пациентов образования в печени не имели ПЭТ-признаков гиперметаболизма 18F-ФДГ. Однако у 33 из этих пациентов был выставлен диагноз метастатического поражения печени: у 29 из них метастатическое поражение печени было выявлено ранее (при предыдущих исследованиях) и стало метаболически неактивным на фоне успешно проведённой химиотерапии («полный метаболический ответ»), у остальных 4 пациентов образования печени были гиподенсны-ми при нативном исследовании, интенсивно накапливали контрастное вещество в артериальную фазу с последующим его активным «вымыванием» в венозную фазу (в венозную фазу образования практически не визуализировались), что вполне согласовывалось с их гистологически верифицированной патологией – светлоклеточный рак почки и, соответственно, с метастазами данного злокачественного образования в печень (которые, так же, как и первичная опухоль, не имеют ПЭТ-признаков гиперметаболизма ФДГ). У 81 пациента были выставлены кисты печени, у 28 – гемангиомы, у 6 – участки фокального жирового гепатоза печени (визуализировавшиеся в нативную фазу как гиподенсные зоны неправильной (преимущественно неправильно треугольной) формы с чёткими контурами и локализацией преимущественно в проекции IV сегмента печени или в проекции ложа желчного пузыря и, накапливающие контрастное вещество параллельно печёночной паренхиме во все фазы контрастирования), у 3 – фокальная нодулярная гиперплазия (гипо-денсные в нативную фазу «образования», для которых характерно интенсивное накопление контрастного вещества в артериальную фазу контрастирования с последующим его вымыванием в венозную фазу, с наличием гипо-денсного в артериальную и венозную фазы контрастирования центрального рубца, который приобретает некоторую гиперденсив-ность в отсроченную фазу контрастирования за счёт диффузии контрастного вещества), у 3 – биллиарные кисты (гиподенсные относительно окружающей паренхимы образования, с чёткими контурами, не накапливающие контрастное вещество ни в одну из фаз контрастирования, и при этом изоденсные содержимому желчного пузыря), у 1 – сочетание гемангиомы и кист, у 1 – липома (образование жировой (менее – 30 единиц Хаунсфильда) плотности с чёткими ровными контурами, не накапливающее контрастное вещество ни в одну из фаз контрастирования) и у 1 – гематома (кистозное образование с мягкотканной плотности включениями, расположенными в виде сгустков и не накапливающие контрастное вещество ни в одну из фаз исследования (в анамнезе у пациента – травматическое повреждение с вероятным ушибом внутренних органов)).
Однако наибольший интерес представляли собой пациенты, у которых не имелось гистологически верифицированного онкологического диагноза – 33 (5,82 %) пациента. При проведении других методов исследования (преимущественно при проведении ультразвукового исследования) у данных пациентов были выявлены образования печени (множественные – у 22 пациентов; единичные – у 11 пациентов).
В данной группе метаболически активные образования были выявлены у 23 (69,7 %) пациентов, при этом у 1 пациента в анамнезе имелся альвеококкоз, что позволило (с учётом анамнеза и МСКТ-картины (печень имела неоднородную структуру за счет наличия в паренхиме правых отделов резецированной печени жидкостного образования неоднородной структуры с перемычками, включением кальцинатов, с четкими бугристыми контурами, а также капсулой, интенсивно накапливающей контрастное вещество и имеющей ПЭТ-признаки гиперметаболизма 18F-ФДГ)), высказать предположение о продолженном росте процесса в печени, что позднее было подтверждено гистологически. У остальных 22 пациентов было высказано утверждение о метастатическом поражении (причём у 16 пациентов также было выявлено метастатическое поражение других органов и систем). Первичный очаг был установлен у 9 (40,9 %) пациентов: у 3 пациентов – поджелудочная железа, у 2 пациентов – лёгкое, у 2 пациентов – толстый кишечник, у 1 пациента – желудок и у 1 пациента – саркома мягких тканей. У пациентов, первичный очаг у которых выявить не удалось, гистологически преобладали злокачественные образования молочной железы, кишечника, меланома, а также злокачественная карцинома без признаков органоспецифичности. У остальных 10 (30,3 %) пациентов были выявлены метаболически неактивные образования. При этом у 1 пациента по МСКТ-картине было выставлено подозрение на высокодифференцированный ГЦР с метастатическим поражением паренхимы печени (в дальнейшем подтверждённое гистологически), у 1 пациента – дифференциальный диагноз между ГЦР и ГЦА (гистологически была верифицирована ГЦА), у 4 пациентов имелась типичная ПЭТ-КТ картина, характерная для гемангиом печени (в дальнейшем диагноз был подтверждён при динамическом наблюдении) и у 4 пациентов было высказано предположение о доброкачественном характере процесса на фоне отсутствия метаболической активности, а также каких-либо других очагов (гистология была выполнена лишь у 1 из данных пациентов: хронический гепатит малой степени активности в сочетании с жировым гепатозом).
Заключение. Таким образом, совмещённая ПЭТ-КТ должна проводиться не только пациентам с верифицированным онкологическим заболеванием, но и пациентам с целью дифференциальной диагностики образований печени. При этом выявление первичного очага при метастазах в печень составляет около 40 %, что зависит от гистологического типа первичной опухоли, размеров первичного очага и множественности вторичного поражения различных органов и систем.
Список литературы Совмещённая позитронно-эмиссионная и компьютерная томография (ПЭТ-КТ): возможности метода в дифференциальной диагностике объёмных образований печени, а также поиске первичного очага при подозрении на злокачественные образования печени метастатического характера
- Акберов, Р.Ф. Комплексная клинико-лучевая диагностика холангиоцеллюлярного рака/Р.Ф. Акберов, С.Р. Зогот, А.Б. Ким//Практ. медицина. -2011. -№ 5.1 (48). -С. 121-125.
- Гепатоцеллюлярный рак (эпидемиология, лучевая диагностика, современные аспекты лечения)/С.Р. Зогот, Р.Ф. Акберов, К.Ш. Зыятдинов и др.//Практ. медицина. -2013. -№ 2 (67). -С. 112-115.
- Данзанова, Т.Ю. Особенности современной диагностики метастазов колоректального рака в печень/Т.Ю. Данзанова, Г.Т. Синюкова, П.И. Лепэдату//Онколог. колопроктология. -2013. -№ 4. -С. 21-28.
- Дударев, В.А. Роль лучевых методов диагностики очаговых поражений печени/В.А. Дударев, Д.В. Фокин, А.А. Дударев//Междунар. журн. эксперимент. образования. -2015. -№ 11 (ч. 1). -С. 74-76.
- Зогот, С.Р. Комплексная лучевая диагностика эхинококкоза печени/С.Р. Зогот, Р.Ф. Акберов, А.Б. Ким//Практ. медицина. -2012. -№ 3 (58). -С. 75-77.
- Зыков, Е.М. Рациональное использование ПЭТ и ПЭТ-КТ в онкологии/Е.М. Зыков, А.В. Поздняков, Н.А. Костеников//Практ. онкология. -2014. -Т. 15, № 1. -С. 31-36.
- Лучевая диагностика и ПЭТ в оценке очагового поражения печени у пациентов с колоректальным раком (обзор литературы)/С.О. Степанов, С.А. Седых, Д.В. Сидоров и др.//Мед. визуализация. -2011. -№ 4. -С. 68-75.
- Пучков, Д.Д. Оценка структурных характеристик образований печени у пациентов с онкологическим анамнезом при исследовании методом совмещённой ПЭТ/КТ с 18F-ФДГ/Д.Д. Пучков//Рос. онколог. журнал. -2014. -№ 4. -С. 41-42.
- ПЭТ-КТ с 18F-ФДГ и 18F-холином в диагностике смешанного гепатохолангиоцеллюлярного рака (клиническое наблюдение)/П.Е. Тулин, М.Б. Долгушин, Ю.И. Патютко и др.//Диагност. и интервенцион. радиология. -2015. -№ 1. -С. 91-99.
- Роль позитронно-эмиссионной томографии в дифференциальной диагностике объёмных образований печени/Н.К. Витько, А.Г. Зубанов, Л.А. Радкевич и др.//Кремлёвская медицина. Клинич. вестник. -2011. -№ 1. -С. 60-62.
- Сидоренко, Н.В. ПЭТ в дифференциальной диагностике очаговых образований печени у больных колоректальным раком/Н.В. Сидоренко//Сборник материалов международной научной конференции «Научный поиск XXI века», 2015. -С. 31-32.
- Сидоренко, Н.В. ПЭТ в дифференциальной диагностике очаговых образований печени у больных циррозом/Н.В. Сидоренко//Сборник материалов международной научной конференции «Научный поиск XXI века», 2015. -С. 30-31.
- Сидоренко, Н.В. Роль ПЭТ с 18F-ФДГ в комплексном обследовании пациентов методами лучевой диагностики/Н.В. Сидоренко//Сборник материалов международной научной конференции «Научный поиск XXI века», 2015. -С. 28-30.
- Труфанов, Г.Е. Лучевая диагностика заболеваний печени (Конспект лучевого диагноста)/Г.Е. Труфанов, С.С. Багненко, С.Д. Рудь. -СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2011. -418 с.
- Труфанов, Г.Е. Лучевая диагностика заболеваний печени (МРТ, КТ, УЗИ, ОФЭКТ и ПЭТ)/Г.Е. Труфанов, В.В. Рязанов, В.А. Фокин. -М: ГЭОТАР-Медиа, 2008. -264 с.
- Detection of colorectal liver metastases: prospective comparison of contrast enhanced US, multidetector CT, PET-CT, and 1,5 Tesla MR with extracellular and reticulo-endothelial cell specific contrast agents/P.P. Mainenti, M. Mancini, C. Mainolfi et al.//Abdom Imaging. -2010. -Vol. 35. -P. 511-521.
- Diagnostic sensitivity of imaging modalities for hepatocellular carcimoma smaller than 2 cm/K. Mita, S.R. Kim, M. Kudo et al.//World J Gastroenterol. -2010 Sep 7. -Vol. 16. -№ 33. -P. 4187-4192.
- Imaging diagnosis of colorectal liver metastases/L.H. Xu, S.J. Cai, G.X. Cai et al.//World J Gastroenterol. -2011. -Nov 14. -Vol. 17. -No. 42. -P. 4654-4659.
- Incremental value of arterial and equilibrium phase compared to hepatic venous phase CT in the preoperative staging of colorectal liver metastases: an evaluation with different reference standards/D.A. Wicherts, R.J. de Haas, S.C. van Kessel et al.//Eur J Radiol. -2011. -Vol. 77. -P. 305-311.
- Small colorectal liver metastases: detection with SPIO-enhanced MRI in comparison with gadobenate dimeglumine-enhanced MRI and CT imaging/K. Hekimoglu, Y. Ustundag, A. Dusak et al.//Eur J Radiol. -2011. -Vol. 77. -P. 468-472.