Современная этническая и религиозная ситуация в Мордовии
Автор: Шилов Н.В., Макаревич Н.С.
Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu
Рубрика: История православия
Статья в выпуске: 1 (21), 2001 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147135456
IDR: 147135456
Текст статьи Современная этническая и религиозная ситуация в Мордовии
Н.С. Макаревич, студентка 3 курса факультета истории и права МГПИ им. М.Е.Евсевьева
Этническая ситуация в Мордовии на протяжении последнего десятилетия складывалась без потрясений и громких конфликтов, но в то же время ее нельзя назвать бледной и однообразной. Уже первые месяца демократизации в стране пробудили этническое самосознание мордовской интеллигенции, особенно ее гуманитарной части.
К концу 80-х гг. в Мордовии было образовано культурно-просветительное общество Мас-тор-Ава (Мать-земля), съезды и конференции, которой проходили при достаточно большом количестве участников. Естественно, находились те активисты, которые пытались политизировать деятельность общества, раздавались голоса о необходимости создания двух республик - Мокшанской и Эрзянской. Но в итоге перевес оказался на стороне тех, кто поддерживал идею этнического единства мокшанского и эрзянского народов, и деятельность общества уверенно направлялась в культурно-просветительское русло. На повестку дня вновь выходили проблемы сохранения народных традиций, более глубокого изучения мордовских языков в школе, издания книг, развития музыки, возрождения ремесел и т.д.
Таким образом, национальные радикалы оказывались в абсолютном меньшинстве, в котором они пребывают и сегодня. Примером тому деятельность чрезвычайно малочисленной организации Эрзянь Мастор, которая в одно время настаивала на образовании Эрзянской республики - что является совершенно утопической идеей.
О стабильности этнической ситуации в Мордовии говорят и съезды мордовского народа. Состоялось уже три съезда. Во главе угла опять -таки находились этнокультурные и образовательные проблемы, которые не игнорирует и республиканское руководство. Напротив, оно внимательно относится к нуждам национальной культуры и образования, несмотря на современное безденежье, поддерживает выпуск газет, журналов, книг, радио и телепередач на мокшан ском и эрзянском языках, работу национального театра, филармонии, музея и т.д. Именно такое отнейнение республиканской власти во многом определяет и этнополитическую стабильность в регионе.
Примечательно, что наибольшая этнополитическая активность характерна эрзянской части мордовской интеллигенции, которая явилась инициатором появления в конце 80-х годов первых национально-культурных обществ. Что касается мокшанской части мордовской интеллигенции, то следует отметить общество мокшанских женщин Юрхта-Ава (покровительница дома и двора) практически полностью сосредоточившее свою деятельность на решении проблем культуры и преподавания мордовских языков в школе.
Наряду с возрождением этнического самосознания, активизацией этнополитического движения, заметным явлением в Мордовии стала и активизация религиозной жизни, возвращение людей к конфессиональным истокам. И этот процесс особо усилился в конце 80-х годов. Началось повсеместное возрождение и реконструкция храмов и монастырей, а также строительство новых церковных зданий. Если до “перестроечного” периода в Республике Мордовия насчитывалось всего 19 православных церквей и 1 мусульманская мечеть, то сейчас в Мордовии более 200 церквей, 14 монастырей и несколько десятков мечетей. Церкви и монастыри находятся в русских и мордовских селах и рядом с ними, а мечети в татарских селах. Надо заметить, число церквей и монастырей растет и, судя по всему, данный процесс будет продолжаться. Каждый крупный населенный пункт считает делом чести построить свой храм. Это объясняется как реальным возрождением религиозного самосознания населения, так и веянием моды, отчасти и подражанием одного населенного пункта другому. Кстати, до Октябрьской революции на территории, где в настоящее время находится Республика Мордовия насчитывалось 600 храмов и 42 монастыря.
На территории Мордовия традиционными религиями являются православие и ислам, и основная часть населения исповедует их. Однако современные религиозные веяния коснулись и этнополитической ситуации в республике, где действуют также более 10 религиозных евангелическо-христианских и евангелическо-лютеранских протестантских организаций. С каждым годом они все более активизируют деятельность, вовлекая в своё лоно новых и новых последователей, преимущественно из числа молодежи.
Верховный муфтий России и Европейских стран СНГ Шейх-уль-ислам Талгат Таджудтин выступая на Российском Телевидении во всеуслышание заявил, что в России есть регионы, где свил гнездо ваххабизм - экстремистское течение ислама. В числе этих регионов была и названа Республика Мордовия. Речь шла о самом мно-гочиссленном татарском селе Мордовии Бело-зерье, где в 1997 году появилась ваххабитская община. Сейчас она насчитывает около 200 человек. Но следует отметить, что пока она не сумела завоевать симпатии абсолютного большинства жителей этого села. В этом же Белозе-рье действуют 4 мечети, которые посещают сторонники традиционного ислама. Их в Белозерье большинство.
Вместе с тем проблему ваххабизма, равно как и другие явления, недопустимо оставлять без внимания. Сравнительная безконф-ликтность этноконфессиональной ситуации в Республике Мордовия не должна порождать беспечность как среди ученых, аналитиков, так и государственных деятелей. Хотя искусствен но выискивать проблемы тоже не следует. Очень важно не отдавать инициативу даже в самой постановке проблем этнокультурного и этноконфессионального развития в руки национал-радикалов.
Властям, привлекая широкий спектр экспертов, представляющих разные этносы, следует чаще и активнее ставить вопросы, ставить публично, идти на прямой диалог с народом, вытесняя возможных экстремистов на обочину общественного внимания.
Неоценима роль публичности (преимущественно средств массовой информации) как в постановке, так и решении самых острых этнических вопросов. Если народ будет чувствовать и видеть реальную заботу государства о своей сокровенной культуре и религии, национал радикалам станет труднее вовлекать его в межэтнические конфликты.
Важная роль в сохранении и упрочении межэтнической и межконфессиональной гармонии на территории Мордовии отводится образованию: дошкольным, средним общеобразовательным и высшим учебным заведениям. Именно в процессе образования усваиваются обьектив-ные научные знания о народах, проживающих по соседству или с которыми может столкнуть жизнь, появляются правильные представления о различных конфессиях и складывается адекватное к ним отношение. Прежде всего образование в тесном союзе с семейным воспитанием способствует формированию культуры межнационального и межконфессионального общения.
ЦЕРКОВЬ И МЕДИЦИНА
В книге Иисуса сына Сирахова есть слова: «...и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо и он нужен. В иное время и в его руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни. (Сир.38.12-14)
Церковь и медицина. Долгие годы упорно существовало, да и сейчас имеет место мнение, что это совершенно разные понятия. В пропо-гандистско-атеистической литературе приводилось множество случаев отрицательного воздействия христианской веры на здоровье человека. Короче говоря: медицина-прогрессивно-положительное, а церковь-реакционно-отрицатель ное. Но при ближайшем рассмотрении, оказывается, что это стороны одной медали. Веками и в мирное время и во времена моровых поветрий и войн врач и священник работали вместе. Чтобы понять это нужно обратиться к истории медицины.
Первым христианским государством стала Византия. В период раннего средневековья образование в Византийской империи носило светский характер. Медицина входила в его программу и преподавалась в тесной связи с четырьмя предметами высшей позднеантичной школы -математикой, геометрией, астрологией и музыкой (т.н. Quadrivium). Ее изучали свт. Василий Великий и Кесарий, брат Григория Богослова.