Современная мировая политика: основные черты и тенденции

Бесплатный доступ

Современность, система международных отношений, вестфальская система международных отношений, поствестфальский мир, биполярность, униполярность, многополярность, глобализация, дезинтеграция, фрагментация, автомонизация

Короткий адрес: https://sciup.org/14720431

IDR: 14720431

Текст статьи Современная мировая политика: основные черты и тенденции



СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ПОЛИТИКА:ОСНОВНЫ Е ЧЕРТЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Д. В. Доленко, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой регионоведения и политологии ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева Говоря о картине современного мира, следует прежде всего уточнить само понятие «современность». Очевидно, что применительно к сфере международных отношений, мировой политики это понятие имеет иные хронологические рамки, чем принятые в исторической науке. Современное общество с позиции теории модернизации — это индустриальное демократическое общество, и становление такого общества в Европе начинается на рубеже Средневековья и Нового времени.

Современный мир, современная система международных отношений существуют чуть больше десяти лет, их началом является окончание «холодной войны», знаковым событием и ярким образом которого стало падение Берлинской стены осенью 1989 года. Чаще всего этот этап, эту систему международных отношений определяют с помощью приставок, предлогов «пост», «после»: постбиполярный мир, поствестфальский мир, период после «холодно войны» и т. д.

Можно заметить один очень существенный нюанс при определении исторического места нынешней системы международных отношений. Речь идет о ее соотнесении с так называемой Вестфальской системой международных отношений, установившейся в Европе в 1648 году после Тридцатилетней войны. Эта система, как известно, закрепила в качестве основного принципа международных отношений принцип государственного суверенитета и вытекающие из этого принципы невмешательства во внутренние дела, формального равноправия государств, отсутствие какого-либо руководителя или арбитра по отношению к суверенным государствам. Разумеется, реальная картина международных отношений складывалась не по формальным правилам, а на основе существовавшего соотношения сил, когда отдельные государства могли вмешиваться во внутренние дела других, особенно победители по отношению к побежденным после войн (наполеоновских, балканских, мировых и т. д.).

В соответствии с изменением баланса в международных отношениях принято выделять следующие эпохи (системы): англофранцузского соперничества XVII —XVIII веков, венскую (1815 год), версальскую (после Первой мировой войны), потсдамскую, или систему «холодной войны», или биполярный мир (после Второй мировой войны), и наконец, период после «холодной войны».

Поскольку принципы Вестфальской системы, по крайней мере формально, участниками международных отношений на протяжении трех с половиной столетий признавались основными, то все вышеназванные эпохи (системы) можно считать эпохами (подсистемами) Вестфальской системы. Следовательно, и современный постбиполярный мир можно считать очередным этапом (эпохой, подсистемой) в рамках Вестфальской эпохи.

В то же время существует точка зрения, согласно которой современный мир является поствестфальским миром, поскольку он характеризуется возрождением международных конструкций, свойственных феодальному миру: глобальной иерархии, возглавляемой «глобальной державой», большой семеркой, НАТО и т. д.1

Очевидно, что для подобного подхода есть некоторые основания: с одной стороны принципы вестфальской системы, закрепленные в нормах международного права формально действуют, а с другой —эти принципы нарушаются в реальной политике, наиболее яркими примерами чего являются «гуманитарная интервенция» НАТО в Югославию в 1999 и интервенция США и союзников в Ирак в 2003 году. По-видимо-му, мир действительно находится на переломе: или он будет жить по прежним принципам, или же перейдет к качественно новой форме своей организации.

Более подробную характеристику современного мироустройства можно начать с констатации того, чего в нем уже нет

(что, собственно и отражают понятия «постбиполярный», после «холодной войны»). В современном мире больше нет биполярности — глобального противостояния двух общественных систем, которые в СССР именовались империализмом и социализмом, а на Западе —свободным миром и тоталитаризмом.

Это противостояние выразилось в прекращении гонки вооружений (на уровне ведущих государств), политико-идеологического противостояния альтернативных общественных систем, разделения мира на сферы влияния.

Что же пришло на смену биполярности, глобальной конфронтации? Какой международный порядок утвердился сегодня, каково соотношение сил, распределение власти и силы на международной арене?

Налицо определенное переходное состояние, характеризующееся наличием двух взаимоисключающих тенденций: униполярности и многополярности. Первая проявляется в стремлении к созданию структуры международных отношений, основанной на доминировании западных стран во главе с США, а вторая —в укреплении позиций многих государств и их стремлении к равноправному взаимодействию. Причем следует признать, что тенденция многополярности пока еще значительно слабее тенденции униполярности. Она представляет собой цель, то есть желаемый результат для ряда государств, прежде всего для России и Китая. Для реального же распределения власти и силы на международной арене свойственно сочетание элементов однополярности и многополярности, которое в научной литературе обозначается понятиями асимметричной многополярности или плюралистической однополярности2.

Многополярность или униполярность — это характеристики распределения силы и власти на международной арене, в мировой политике. Если же говорить о содержании современной глобальной политики, международных отношений то здесь доминирующую тенденцию составляет глобализация. В самом широком смысле она означает усиление целостности и взаимозависимости современного мира. Этот процесс проявляется как в экономической, так и в политической и духовно-культурной сферах.

В содержание понятия «глобализация» включают следующие основные тенденции и явления:

  • 1)    объективное усиление проницаемости межгосударственных перегородок;

  • 2)    резкое возрастание объемов и интенсивности трансгосударственных, транснациональных перетоков капиталов, информации, услуг и человеческих ресурсов;

  • 3)    массированное распространение западных стандартов потребления, быта, само- и мировосприятия на все другие части планеты;

  • 4)    усиление роли вне-, над-, транс- и негосударственных регуляторов мировой экономики и межгосударственных отношений;

  • 5)    форсированный экспорт и вживление в политическую жизнь разных стран мира модели демократического устройства;

  • 6)    формирование виртуального пространства электронно-коммуникационного общения, резко увеличивающего возможности для социализации личности, то есть для непосредственного приобщения индивида к общемировым информационным процессам;

  • 7)    возникновение и культивирование в сфере глобальных информационных сетей образа ответственности всех и каждого индивида за чужие судьбы, проблемы, конфликты, состояние окружающей среды в любых уголках мира;

  • 8)    возникновение «идеологии глобализации», призванной обосновать благо и неизбежность тенденций, работающих на объединение мира под руководством его цивилизационного центра3.

Исследователи отмечают, что глобализация как новая система международных отношений в гораздо большей мере управляется рыночными экономическими процессами, чем межгосударственными отношениями и политико-идеологическими решениями. К ее проявлениям в сфере экономики они относят следующие:

— скачкообразное увеличение масштабов и темпов перемещения капиталов;

— опережающий рост международной торговли по сравнению с ростом ВВП всех стран;

  • —    создание сетей международных производств с быстрым размещением мощностей по выпуску стандартизированной и унифицированной продукции;

  • —    формирование мировых финансовых рынков, на которых многие операции осуществляются круглосуточно;

  • —    превращение финансовой сферы в самодовлеющую силу, определяющую возможности развития экономики;

  • —    мгновенное распространение информация об изменениях рынка, в результате чего решения о перемещении капиталов и т. д. принимаются в реальном масштабе времени;

  • —    выход мировых финансовых рынков из-под юрисдикции отдельных, даже наиболее крупных, государств;

  • —    возникновение новых мощных субъектов мировой экономики за счет слияния и поглощения транснациональных корпораций4.

Оценки последствий глобализации колеблются от восторженных до резко негативных. В ней видят как объективный процесс, так и процесс, инициированный богатыми странами. При этом очевидным следует признать наличие негативных последствий глобализации. К ним в первую очередь относится увеличивающийся разрыв в уровнях развития между богатыми и бедными странами (Севером и Югом), то есть между развитыми странами так называемого «золотого миллиарда» и остальным миром. Этот разрыв порождает новые угрозы миру и стабильности: массовую миграцию из бедных стран в богатые, рост экстремизма, терроризма, возникновение новых конфликтов, появление зон отсталости, конфликтности и криминальной экономики, рост числа новых, слабых и нестабильных государств.

Все сказанное позволяет заключить, что наряду с глобализацией в современном мире действует и противоположная ей тенденция дезинтеграции, фрагментации, автомонизации 5.

Следует признать, что как бы ни оценивать природу глобализации и ее последствия, она является реальностью, которую нельзя проигнорировать. Любая страна по отношению к ней имеет по крайней мере две альтернативы:

  • 1)    включиться в нее, найти в ней свою нишу, как это сделали новейшие индустриальные страны Восточной и Юго-Восточной Азии;

  • 2)    не участвовать в ней, создать закрытую, автаркическую политико-экономическую систему, как это сделала Северная Корея.

Выбор России, очевидно, сделан в пользу глобализации, поскольку одним из ее приоритетов признана «последовательная интеграция России в мировые хозяйственные структуры. Без этого мы просто не сможем подняться на те ступени экономического и социального прогресса, которые достигнуты передовыми странами»6. Концепция внешней политики РФ также констатирует, что развитие национальной экономики в условиях глобализации немыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей.

Характерной чертой современного мира является наличие так называемых глобальных, или общемировых, проблем, которые касаются всего мирового сообщества, затрагивают безопасность, образ жизни всего человечества; требуют для своего решения усилий всего мирового сообщества. К их числу относятся прежде всего проблемы окружающей среды, техногенного воздействия на природную среду, наносящего ей невосполнимый ущерб. Серьезным достижением мирового сообщества на пути решения данной проблемы стало подписание в 1997 году Киотского протокола, ограничивающего промышленные выбросы в атмосферу. Сегодня этот протокол ратифицирован многими странами, в том числе и Россией.

Другая острая мировая проблема — нехватка продовольствия и хроническое недоедание значительных групп людей, быстрый рост народонаселения, социально-экономическая отсталость, бедность.

Проблема социально-экономической отсталости имеет и еще одно измерение, которое принято обозначать формулой «Север —Юг», —это разрыв в уровнях развития богатых стран Запада и бедных стран Африки и Азии. В качестве стратегической концепции решения вышеназванных проблем ООН была предложена концепция устойчивого развития и выработан документ «Повестка дня на XXI век», представляющий собой программу действий по реализации данной концепции. Программа включает в себя широкий комплекс мер, начиная с восстановления заброшенных земель и кончая улучшением технологии производства энергии и сельскохозяйственной продукции.

Для координации деятельности по реализации данной стратегии была создана Комиссия ООН по устойчивому развитию. Самая серьезная трудность в реализации программы —нехватка финансовых ресурсов, особенно в развивающихся странах.

Еще одна глобальная проблема — обеспечение международной безопасности и контроль над вооружением. В первую очередь она связана с опасностью, которую создает возможность использования так называемого оружия массового уничтожения: ядерного, химического и биологического (бактериологического). В плане решения этой проблемы мировому сообществу удалось:

  • —    добиться запрета химического и бактериологического оружия;

  • —    создать режим нераспространения ядерного оружия, который основан на Договоре о распространении ядерного оружия (1968 г.). Этот договор обязывает ядерные государства, то есть сегодня США, Россию, Великобританию, Францию, Китай, не передавать кому бы то ни было ядерное оружие и контроль над ним, не помогать какому-либо государству, не обладающему ядерным оружием, в его производстве и приобретении. Неядерные государства обязаны не принимать ядерного оружия или контроля над ним, не производить и не приобретать его и не добиваться в этих целях чьей-либо помощи, а также заключить с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) соглашения о гарантиях, предусматривающие установление его контроля за всей их ядерной деятельностью. Помимо данного договора важную роль в ограничении ядерного оружия играют также договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой и договор о запрещении размещения ядер-ного оружия на морском дне.

Проблемы в данной сфере связаны с тем, что отдельные государства (так называемые государства-изгои) или негосударственные структуры, например террористические организации могут пытаться приобрести оружие массового поражения в нарушение международных норм. Это тем более относится к ядерному оружию, поскольку не все государства подписали соответствующий договор, а некоторые из них уже фактически обладают ядерным оружием (Индия и Пакистан) или близки к этому;

  • —    добиться запрещения ядерных испытаний в результате подписания в 1996 году Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Проблема здесь в том, что государства, не подписавшие договор могут проводить и проводят испытания ядерного оружия, как сделали вышеупомянутые Индия и Пакистан;

  • —    создать четыре безъядерные зоны — в Латинской Америке, южной части Тихого океана, Юго-Восточной Азии и Африке.

Важную роль в обеспечении международной безопасности сыграли договоры США и СССР, а затем России о сокращении ракетно-ядерного арсенала:

  • —    о запрещении ракет средней и меньшей дальности (с дальностью от 550 до 5 500 км);

  • —    о сокращении стратегических наступательных вооружений, то есть ракет с ядерными боеголовками с дальностью полета свыше 5 500 км (то есть дальностью, позволяющей достигать территории друг друга). Согласно подписанному в 2002 году Договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов США и Россия должны сократить эти арсеналы к 2012 году до 1 700—2 200 единиц.

Немаловажную роль в обеспечении глобальной стабильности играл подписанный еще в 1972 году Договор об ограничении систем противоракетной обороны США и СССР, запрещавший создавать национальные, противоракетные системы, то есть системы защиты для всей территории страны. Однако в 2002 г. США заявили о выходе из этого договора.

Наконец, острой глобальной проблемой стал международный терроризм —политическая деятельность, основанная на применении насилия с целью устрашения, подавления государства, общества и граждан и достижения тех или иных политических целей.

Согласно подходу Интерпола (Международной полиции) терроризм является международным, если

— цели, объявленные террористами, затрагивают несколько стран;

  • —    преступление начинается в одной стране, а заканчивается в другой;

  • —    средства преступной группы происходят из другой страны;

  • —    жертвами преступления являются граждане различных стран или участники мероприятий, проводимых международными организациями;

— нанесенный ущерб затрагивает несколько стран или международных организаций.

Следует отметить, что субъектами международного терроризма могут быть не только частные лица и нелегальные организации, но и государства, выступающие в роли организаторов и даже исполнителей (в лице соответствующих спецслужб или агентов) международных террористических актов.

Выработка современной глобальной антитеррористической стратегии и создание соответствующей институциональной структуры находятся пока на самом начальном этапе.

Список литературы Современная мировая политика: основные черты и тенденции

  • Неклесса А. Внешняя политика нового мира: движение к нестационарной системе мировых связей//Pro et contra. 2002. Т. 7. № 4. С. 12.
  • Торкунов А. В. Международные отношения после косовского кризиса//Международная жизнь. 1999. № 12.
  • Богатуров А. Д. Плюралистическая однополярность и интересы России//Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 -2002: хрестоматия. М., 2002. Т. 1. С. 287.
  • Богатуров А. Синдром поглощения в международной политике//Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 -2002: хрестоматия. М., 2002. Т. 1. С. 79.
  • Кокошин А. А. Феномен глобализации и интересы национальной безопасности//Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 -2002: хрестоматия. М., 2002. Т. 1. С. 37 -38.
  • Лебедева М. М., Мельвиль А. Ю. «Переходный возраст» современного мира/М. М. Лебедева, А. Ю. Мельвиль//Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 -2002: хрестоматия. М., 2002. Т. 1. С. 70 -72.
  • Путин В. В. Россия на рубеже тысячелетий//Внешняя политика и безопасность современной России. 1991 -2002: хрестоматия. М., 2002. Т. 1. С. 30.
Статья