Современная российская религиозная мода через призму секулярности и контрсекулярности

Автор: Федоров Иван Михайлович

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Культура

Статья в выпуске: 6, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье феномен современной российской религиозной моды рассматривается через призму двух динамических процессов - секулярности и контрсекулярности - на примере двух конфессий -православия и ислама. Приводится характеристика одежды рядовых верующих и облачений духовенства, а также представлены примеры из других религий, касающиеся религиозной моды. Исследование показывает, какими путями проходят секуляризация и ее обратный процесс - контрсекуляризация - посредством моды. Дается многоаспектное определение религиозной моды как процесса приобщения социума через моду к религии и рядовых верующих - к светской жизни. Делается вывод, что мода рядовых верующих как в православии, так и в исламе имеет больше общих черт, нежели различий. Это может содействовать гармонизации межнациональных отношений и предупреждению конфликтов на религиозной почве в нашей стране.

Еще

Православие, ислам, секуляризация, контрсекуляризация, мода, религиозная мода, православная мода, исламская мода

Короткий адрес: https://sciup.org/149140705

IDR: 149140705   |   DOI: 10.24158/fik.2022.6.43

Список литературы Современная российская религиозная мода через призму секулярности и контрсекулярности

  • Бахадори Н., Расул К. Современный хиджаб: сокровенная красота. М.; СПб., 2008. 121 с.
  • Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Записки отшельника. М., 1992. С. 19-20.
  • Лихачев Д.С. Заметки и наброски // Раздумья о России. СПб., 1999. С. 429-441.
  • Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. 704 с.
  • Малахов В., Летняков Д. Постхристианское или постатеистическое общество? Некоторые особенности российского режима секулярности // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2021. Т. 39, № 1. С. 245-266. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2021-39-1-245-266.
  • Марк (Головков С.А.), митр. Рязанский и Михайловский. Церковный этикет. М., 2020. 707 с.
  • Павлова О.Д. Семиосфера как результат и развитие культуры // Язык и культура. 2011. № 3 (15). С. 58-64.
  • Реутский А. Православный стиль в современной моде // Церковный вестник. 2011. № 10.
  • Федоров И.М. Мусульманская одежда в России: тенденции женской моды // Общество: философия, история, культура. 2021а. № 12. С. 201-206. https://doi.org/10.24158/fik.2021.12.32.
  • Федоров И.М. Православная и мусульманская мода: источниковая база в русскоязычной сети Интернет // Инновационная парадигма развития современных гуманитарных и общественных наук: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. М.В. Посновой. Петрозаводск, 2020а. С. 236-244.
  • Федоров И.М. Православная мода в России // Общество: философия, история, культура. 2021б. № 3. С. 98-100. https://doi.org/10.24158/fik.20213.19.
  • Федоров И.М. Религиозная символика в современной моде // Исследования молодых ученых: материалы XIV Междунар. науч. конф. / под ред. И.Г. Ахметова. Казань, 2020б. С. 37-39.
  • Agadjanian A. Vulnerable post-soviet secularities: patterns and dynamics in Russia and beyond // Multiple secularities beyond the West. Religion and modernity in the global age / ed. by M. Burchardt, M. Wohlrab-Sahr, M. Middell. Berlin, 2015. P. 241260. https://doi.org/10.1515/9781614514053.241.
  • Agadjanian A. The search for privacy and the return of a grand narrative: Religion in a post-communist society // Social Compass. 2006. Vol. 53, no. 2. P. 169-184. https://doi.org/10.1177/0037768606064318.
  • Wohlrab-Sahr M., Burchardt M. Multiple secularities. Towards a cultural sociology of secular modernities // Comparative Sociology. 2012. Vol. 11, no. 6. Р. 875-909. https://doi.org/10.1163/15691330-12341249.
Еще
Статья научная